ЗАРУБЕЖНЫЙ СИНОД ОБРАЩАЕТСЯ К
РУССКОМУ НАРОДУ
В апреле в изданиях Русской Зарубежной Церкви, а
также в сети Интернет, было опубликовано "обращение
к русскому православному народу"
Архиерейского Синода РПЦЗ. Причиной, заставившей
зарубежных архиереев выступить с этим
обращением, является, как они сами объясняют во
введении, то, что "руководство Московской
патриархии теперь официально заявило, что
рассматривает собственность Русской Зарубежной
Церкви как свою, ибо только оно и никто другой
является "единственной законной наследницей
имущества дореволюционной Церкви", которое,
следовательно, "удерживается зарубежными
раскольниками незаконно"... Это заявление
побуждает нас, зарубежных архиереев, обратиться
непосредственно к русскому православному народу.
Необходимо уяснить существенный вопрос,
выявившийся за последнее десятилетие - вопрос о
преемственности в отношении к Православной
Российской Церкви и к исторической России"
Архиереи Зарубежной Церкви далее называют
главные вопросы, "разногласия по которым не
преодолены и по сей день": это канонизация
Новомучеников и Царя-Мученика, "сергианство и
экуменизм" Московской Патриархии, а также ее
отношения с нехристианской поскоммунистической
властью в России.
"Попытки "диалога" по этим разногласиям
на самых разных уровнях не привели к чаемым
результатам. Мы признаем", заявляют члены
Синода РПЦЗ, "что в этом была частичная вина и
некоторых наших представителей, которым в
стремлении к выявлению Истины не хватало
понимания сложных российских условий смуты. В
бурлящем море последнего десятилетия в России
было неимоверно трудным донести до слуха наших
российских собратий ту истину о Русской Церкви,
которой мы жили - в непрерывной преемственности и
без вторжения в нашу церковную жизнь враждебных
сил. Мы ошибались в наших откликах на российскую
ситуацию и в поиске верных союзников, в чем-то не
хватало терпения и любви к оппоненту - порой это
могло даже выглядеть высокомерием в глазах
русского народа. Но желали мы совсем иного".
Обращаясь к вопросу о преемстве нынешних
церковных юрисдикций в отношении к Православной
Российской Церкви, архиереи "зарубежников"
заявляют, что "понятия Всероссийской Церкви и
законной иерархии, согласно каноническому праву,
не исключают зарубежья, а естественно объемлют
всецелую Русскую Церковь в свете Всероссийского
Собора 1917-1918 гг. Эту целостность невозможна
восстановить путем отторжения и исключения,
который навязывался богоборцами, стремившимися
противопоставить друг другу православных людей
и для этого измысливших ""обновленчество"
и прочие соблазны. Мы считаем, что осмысление
исторических и церковных судеб должно быть
совместным делом, над которым русскому народу -
всем нам - предстоит потрудиться с большим
терпением и, в первую очередь, с любовью к истине".
"Невозможно", заявляет зарубежный Синод, "решать
современные церковные вопросы простым
присвоением себе звания "единственного
законного церковного возглавления", попирая
трагическую правду о Церкви в России.
Наша готовность и в последующие десятилетия по
мере наших слабых сил помогать верующему народу
в России самыми разными путями (литература,
свидетельство о гонениях Церкви, протесты), не
изменилась. Она привела к тому, что мы кроме уже
имевшихся во времена потаенного существования
приняли небольшое число священнослужителей и
верующих под свой омофор, по разным причинам. К
вышеуказанным причинам добавились еще такие,
которые были связаны с порой нестерпимыми
церковно-каноническими нарушениями, еще не
исправленным в 1989-1991 гг. Тогда поднялась буря по
поводу "открытия" приходов Зарубежной
Церкви в России. Мы не пытались активно открывать
приходы и навязывать себя из заграницы, но именно
"принимали" тех русских людей, которые
узнавали все больше о церковной истории и жизни и
потянулись к церковному общению с нами, вопреки
преградам пропаганды, унаследованной из прошлых
времен Эта небольшая часть, для которой наши
недостатки не затмили самой Истины и которая
поэтому решила в России присоединиться к нашим
молитвам, подверглась гонениям. А наша Церковь -
клевете во всех официальных церковных изданиях.
Переходя от вопроса о преемстве к вопросу о
собственности Синод РПЦЗ поясняет: "когда мы
ставим вопрос о преемственности, мы имеем в виду
не только преемственность владения зарубежными
храмами. По этому вопросу хорошо известно, что
Советская власть отказалась от них, как и вообще
от "церковного мракобесия", когда в 30-е гг.
объявила "безбожную пятилетку". Именно
русская эмиграция сколько могла спасала эти
храмы от передачи иностранным государствам и
разрушения, бережно обустраивая их на свои
средства как Зарубежную Россию, открытую всем
своим сердцем и существом к России прошлой,
царской, так и чаемой будущей - свободной. Поэтому
эта, действительно, наше общее достояние, -
достояние всего русского народа, и она
непременно будет таковым в результате
воссоздания единой Русской Церкви, стоящей в
Истине. Однако, к прискорбию нашему, прошедшее
десятилетие показало, что руководители МП
уклоняются от истинного объединения, не готовы к
нему, ибо это означало бы для них - дать честный
отчет перед народом и прислушиваться к его
голосу. Поэтому они и отнимают сохраненные не их
усилиями храмы насильно, не считаясь с затратами
- хотя в самой России в спасении нуждаются тысячи
заброшенных церквей..
"Главная преемственность, которую мы храним",
заявляют архиереи из зарубежного Синода, "и
которую так стремятся искоренить в нашем лице
"оппоненты" из МП - историческая и духовная.
После богоборческой революции именно Русская
Зарубежная Церковь стала стержнем той небольшой
части русской нации, которая не признала
революцию и избрала своим путем хранение
верности нашей православной государственности".
С другой стороны, "нынешние демократически
избранные власти в России сохранили большинство
большевицких богоборческих символов (пятиконечная
звезда и т.п.), памятников, названий улиц и городов,
угашая первоначально проявившееся стремление
народа к преодолению коммунистического наследия,
к осмыслению национальной трагедии России ХХ
века и к покаянию. Одновременно на русской земле
насаждается новая антихристианская идеология. А
чтобы ослабить народное сопротивление этому -
целенаправленно, сознательно, расчетливо
проводится разложение самого народа при
отторжении его от своих подлинных исторических и
духовных корней.
И все это происходит при попустительстве,
согласии и даже благословении руководством МП,
которое, ради сохранения своих властных структур,
готово на сотрудничество с любыми властями и на
деятельный экуменизм не только с инославными
христианами, но и с нехристианскими
политическими силами".
"Мы убеждены", продолжает Синод РПЦЗ, "что
усиление гонения на Русскую Зарубежную Церковь
во всем мире - один из шагов по установлению
Нового мирового порядка. При этом народы
лишаются своей духовной и культурной
самобытности, извращаются и подрываются
христианские начала. Антихристианские силы
добиваются своих целей разными методами, в том
числе и натравливанием одних народов и конфессий
на другие, а нередко и одной части народа - на
другую, всегда поощряя и внутри поместных
Православных Церквей те группировки, которые
выгодны в данный момент, и очерняя их противников..
Не это ли происходит сейчас и внутри русского
Православия? Не очевидно ли, что есть силы,
стремящиеся низвести Русскую Церковь до
идеологического инструмента - как властей РФ, так
и стоящих за ними "сильных мира сего" - по
управлению русским народом? Как тут не вспомнить
апокалипсический образ церкви-блудницы., сидящей
на звере?". Зарубежный Синод призывает "исправить
страшное по своим последствиям искажение
православной веры, обретающееся в документах,
издававшихся от имени МП как от имени самой
Русской Церкви".
Разъясняя свою позицию в последних конфликтах по
поводу церковной собственности, Синод РПЦЗ
говорит: "не на иностранные власти надеемся мы,
когда обращаемся к ним, указуя на принципы права (как
св. апостол Павел некогда сослался на свое
римское гражданство, чтобы воспрепятствовать
насилию, соединенному с беззаконием), когда
требуем прекратить беззаконие против Христова
"малого стада", нашей малой Церкви. Право -
как светофор на дороге - призвано обеспечивать
элементарный порядок для всех, в том числе и для
спасшихся когда-то от уничтожения изгнанников".
Завершают свое обращение к соотечественникам
архиереи РПЦЗ так: "призываем вас осознать
всемирный масштаб нынешней церковной проблемы,
воссоединиться с нами в общих молитвах и
углублять на родной земле подвиг русскости в
условиях апостасии - вопреки политике тех
мирских и церковных властей, которым не дорого
все мирное духовное призвание России. Зачем нам
смущаться тем, что они называют нас "крохотной
кучкой раскольников"?".
+Митрополитъ Виталiй , +Архiепископъ Лавръ, +Архiепископъ
Маркъ , +Архiепископъ Иларiонъ,
+Епископъ Кириллъ , +Епископъ Митрофанъ, +Епископъ
Амвроciй, +Епископъ Гаврiилъ,
+Епископъ Михаилъ
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев