ВОПРОСЫ О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ
Архимандрит Амвросий (Юрасов),
настоятель и духовник
Свято-Введенского женского монастыря г. Иваново
Ведущая - Иоанна Смирнова: Перед самым эфиром к нам пришла девочка 9 лет и задала вопросы. Вопросы детские, как всегда, требуют ответа взрослого, серьезного. “Зачем мы рождаемся, зачем живем и зачем умираем?”. Попробуем сегодня говорить об этом. Батюшка, так зачем же мы рождаемся, приходим в этот мир?
- Конечно, этот вопрос волнует всех. Все человечество задает вопрос: “Откуда человек? Зачем живет и куда он уходит?”. Конечно, этот вопрос волнует детей. И вот эта девочка сказала: “Мне очень жалко, если мама моя умрет”. Когда человек рождается из утробы матери, это ведь не значит, что он умер, он просто из одного мира, такого маленького, перешел в большой мир, в котором мы сейчас живем. И когда человек находится в этом большом мире, вся цель и смысл его жизни тоже не здесь на земле. Сколько людей было на земле, все перешли в потусторонний мир, потому что мы созданы не для этого материального мира, а созданы для духовного мира. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что бабочка проходит три стадии развития: сначала гусеница, гусеница потом облекается в куколку и, наконец, вылетает бабочка. И точно так же наша душа - сначала она находится в теле, как гусеница в куколке, потом душа выходит, как выходит бабочка. Так что вся наша жизнь не здесь на земле, а мы созданы Богом для вечности. Если бы вся жизнь была только здесь на земле, то не было бы страданий, не было искушений, не было бы болезней, всяких бед, мук, катастроф. Было бы все прекрасно, и не было бы смерти. Но поскольку наша земная жизнь - это наше временное пристанище, мы готовимся в потусторонний мир, то здесь уже должно все по-другому. Гроб для человека - это просто дверь в потусторонний мир, поэтому человек не умирает, а переходит. Поэтому, когда мы приходим на кладбище, это наш будущий городок, там все называются усопшие, то есть на время уснувшие. Придет время, когда мы все до единого человека воскреснем и наше тело станет бессмертным, станет духоносным. Поэтому наша вся жизнь не здесь на земле, а наша жизнь в потустороннем мире, и поэтому человек имеет не одну только плоть, но в каждом человеке есть и разумная, бессмертная душа, которая также требует пищу, пищу духовную. Одни люди эту пищу духовную получают в храме через молитву, через чтение Священного Писания, потому что это слово Божие. А другие люди, которые не знают истинного Бога, они эту пищу получают то через шумовую музыку, то через чтение книг каких-нибудь светских писателей, лишь бы только заполнить душу. Но когда мы читаем светскую книгу, то, так человек, написавший ее, был страстный, душа наша воспринимает эту страстность, воплотившиеся в книге страстные помыслы человека. Но когда мы читаем Евангелие, то со страниц потоком идет благодать, потому что это слово Бога, слово жизни, потому что за 2 тысячи лет лучшего, чем слово Божие, ничего не создано. Оно питает душу и не только питает душу, дает жизнь, потому что без слова Божия мы не можем жить. Наша душа умирает. И те люди, которые не читают Священное Писание, которые не ходят в Церковь, не каются, не молятся, они духовно умирают. Человек тогда становится плотским. У него только цель одна: как насытить свое тело, удовлетворить все плотские страсти, вот цель этого человека. И вот это - смерть души.
- Моя мама, она человек малограмотный, она верует в Бога нашего, но она молится о всем земной. Молитвы ее - о здоровье, о каких-то благах земных. А вот в потустороннюю жизнь, загробную она мало верит. Спасется ли она такими молитвами о земном?
- Человек верит в Бога, но не верит в потусторонний мир, не кается в грехах, не причащается, в Церковь не ходит - это очень плохо, потому что эта вера поверхностная, раз человек не знает Священного Писания, не знает духа Церкви, он душою мертв и Царства Божия он не наследует. Я знаю таких людей много, весь Запад сейчас такой, и едва ли не вся Россия: “Как тревога, так до Бога”. Когда человеку трудно, сразу обращается к Богу, чтобы Господь помог в этой жизни (потому что он ведь не верит в потусторонний мир), чтобы человек вкусил хлеб, попил воду, отдохнул, удовлетворил все запросы плоти. Но не в этом цель и смысл жизни. Оказывается, у человека есть еще что-то высшее. Когда человек делает добро всем, то у него в это время бывает радость, совесть спокойная, умиротворенная, появляется надежда, любовь появляется, то есть человек начинает уже жить по-другому. Тот же человек, который делает зло, он впадает в уныние, совесть его начинает мучить. Человек впадает в отчаяние, в тоску, в тревогу, и порой многие находятся на грани самоубийства. Конечно, мы не говорим о тех людях, у которых совесть уже сожжена, парализована, усыплена, есть такие люди, мы о них не говорим. Мы говорим о людях, у которых совесть еще сохранена. Не случайно ведь говорят: “Что у тебя такой вид? Ты болеешь?”. “Нет, у меня болит душа”. То есть мы, говоря так, свидетельствуем, что у человека есть тело и есть душа, есть материальный мир и есть мир духовный, в котором мы живем. А иначе бы не было и смысла жить. Тот человек, который молится, чтобы здесь Бог дал все блага, и не верит в потусторонний мир, в загробный мир, подобен гусенице, которая так и остается в куколке, не желая выходить и превращаться в бабочку - она там и погибнет.
- Мама моя кремирована. А как же при воскресении будет, ее тело не воскреснет?
- Если Господь одним словом вызвал из небытия в бытие весь мир, то есть, у Бога слово творческое, то ему ничего не стоит сказать слово, и все в одно мгновение явятся. Ведь не все похоронены, кого-то звери съели или рыбы съели, или человека сожгли и в пыль превратили, рассеяв по земле, а вся масса людей, которые в землю ушли - их прах ведь перемешался с землей. Но это не значит, что ничего нет, потому что когда будет сказано Слово Божие, все в одно мгновение воскреснут, в одно мгновение все соберется. Человеку это даже представить невозможно, Богу все возможно соделать одним словом. Рассказывают, что как-то этот вопрос задавали Ньютону - как же Господь может воскресить, когда все перемешалось с землей. Он говорит: “Принесите мне земли”. И когда принесли ему землю, он взял горсть металлической пыли, перемешал и сказал: “Попробуйте отделить металлическую пыль от земли”. Ему ответили: “Мы не можем отделить”. Он взял магнит, несколько раз провел, и частицы металла собрались к магниту, а земля осталась на столе. Он и говорит: “Я человек ограниченный, смог отделить металлическую пыль от земли. А если Бог одним словом вызвал из небытия в бытие всю вселенную, ему ничего не стоит сказать слово, и все явится на свои круги”.
- Священник часть грехов выслушивает, накрывает епитрахилью и прочитывает молитву. Действительны ли такие исповеди, разрешились ли мои грехи?
- Исповедь должна как происходить? Когда мы подходим на исповедь, мы должны себя так настроить, что я сегодня исповедаюсь в последний раз. И этот момент когда-то настанет, у нас будет последнее покаяние, потому что Господь сказал: “В чем застану, в том буду судить”. Когда мы подходим на исповедь, то священник является посредником между Богом и нашей совестью. В это время мы каемся кому? Не священнику, каемся Богу, но священник должен слышать наши грехи и помочь должен нам покаяться. И когда мы каемся Богу, мы должны Богу все сказать, не стесняясь священника, потому что у священника много людей проходит, так что ему бывает радостно, когда человек во всем искренне покаялся. И Господь видимым образом через священника нам прощает грехи, в которых мы покаялись. Если священник не выслушал нашу исповедь, которую мы должны были сказать, и накинул епитрахиль на голову, прочитал молитву, то наша совесть осталась неспокойной, и грехи так и остались у нас, потому что мы не все высказали. А почему? Перед тем, как человек должен исповедываться, священник читает особую молитву: “Се, чадо, Христос невидимо стоит, принимает твою исповедь. Не устыдися, не убойся, но скажи все то, что есть на совести”. И предупреждается, если утаишь какой грех, сугубый грех иметь будешь. Помни, говорится также в этой молитве, что ты пришел в духовную врачебницу, да не неисцелен отсюда изыдешь. Допустим, если вы пришли к врачу, и врач не выслушал вас, и вы не могли сказать все болезни, как же он может помочь вам вылечиться?
- Батюшка, можно ли менять духовника?
- Ну, прежде чем найти духовника, нужно помолиться Господу. Например, многие девушки ищут себе юношу, чтобы связать свою жизнь, а ведь надо не искать, а вымаливать у Господа. Так и здесь - надо помолиться Господу, Матери Божией, чтобы Господь послал духовника. И если духовник все говорит по Священному Писанию, то менять ни в коем случае нельзя, ведь мы получаем духовную пользу от него. Бывают, конечно, такие исключительные случаи, когда приходится менять духовника: когда меняем место жительства - далеко уезжаем, или когда духовник умер, или даже впал в ересь. Предположим, что духовник дал нам какую-то епитимию, ну, допустим, определенное число молитв или пост какой-то строгий, а сам умер, и вот это благословение, которое он дал, или епитимия, смертью этого духовника снимаются. И тогда мы после смерти можем найти другого духовника. Но опять же надо помолиться, чтобы Господь дал другого духовника. Конечно же, мы хотели бы иметь духовника такого, который по головке нас гладил, хорошие слова говорил, вот такой духовник для нас хороший. А ведь духовник настоящий должен помочь человеку искоренить в себе все пороки и страсти. Ну, например, если человек телесно больной, то за больное место тронь - у него сразу появится раздражение, он может оттолкнуть от себя, потому что он физически больной, допустим, рука сломана, нога. И точно также, когда человек душой больной, его тоже трогать нельзя. Он сразу тебя оттолкнет, потому что он больной душой. Духовник это должен знать и как раз он должен помочь настроиться этому человеку, чтобы он от этой болезни духовной исцелился. И человеком со здоровой душой считается тот, который не возмущается, истерики не закатывает, не обижается, не говорит плохое о людях. А какие скорби у него бывают, страдания, болезни, он это все переносит, Бога благодарит, ни на кого не жалуется, считает, что по делам ему так и надо. И когда человек станет душой здоровый, у него будет много скорбей, но он за все будет Бога благодарить.
- Скажите, как избавиться от греха осуждения?
- Господь сказал: “Не судите, не судимы будете”. “Какой мерой меряете, такой и вам отмерится”. И, конечно, у нас Господь - единый судья. Преподобный Серафим Саровский говорил, что кто осуждает ближнего, тот является антихристом, потому что мы все подсудимые, а единый судья у нас Господь. Если человек осуждает ближнего, это верный признак, что он сам себя не осуждает. Те люди, которые осуждают себя Богом, вспоминая всю свою прежнюю греховную жизнь, считая себя нечистыми, скверными, и что они за это должны понести наказание, этим людям некогда ближнего осуждать, видеть чужие недостатки. Надо видеть свои недостатки. Обычно кто осуждает ближнего? Кто находится в гордыне, потому что он пропитан грехом до последней клетки, он своих грехов не видит.
- У меня муж неверующий, и когда он застает меня случайно за молитвой, он страшно злится. Как мне лучше поступить?
- Конечно, муж-то он хороший, но тому, который живет в нем, ему молитва не нравится. Поэтому Христос учил: “Войди во внутреннюю клеть”, то есть сам в себе молись, тайно. И Бог, видя тайное, воздаст тебе явно. Для того, чтобы не раздражать мужа в этой ситуации, нужно молиться тайно. Можно выйти на улицу и там читать молитву Иисусову. Или есть комната другая, там закрыться и молиться, чтобы он не видел. А потом придет время, когда пример доброй жены и молитва ее приведет и мужа к покаянию. Потому что я постоянно вижу примеры, когда муж неверующий, а жена верующая, и знаю таких жен, которые вымолили своих мужей, они пришли к Богу. Очень много таких людей, которые своими молитвами и примером своей нравственной жизни, привели многих людей к вере. А когда мы вместо молитвы, устраиваем скандалы, это означает, что мы больные душой, нам надо исцелиться.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев