zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 13-14

Владимир РОМАНОВ

"...НА ЛЮДЕХ ТВОИХ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ТВОЕ"

Трудно понять, почему туристические маршруты "Золотого кольца" всегда старательно обходили стороной небольшой ярославский городок Тутаев. Быть может, виной тому, что не привозили сюда интуристов, был местный завод, производивший какие-то ужасно секретные двигатели. Но, может, оно и к лучшему: осталось место незаезженным, сохранило свой естественный, живой облик, не подмененный музейной фальшью. А между тем, пожалуй, на всей верхней Волге не найти более живописного уголка, чем Тутаев, раскинувшийся по обеим берегам Русского Нила. Собственно, Тутаев - это в действительности два вполне самостоятельных города - древние Романов и Борисоглебска Слобода, - которые не так-то уж давно слились в единый Романов-Борисоглебск. Слились, впрочем, чисто умозрительно: сегодня, как и прежде, Волга властно разделяет город на две половины, которые сообщаются между собой, не иначе как паромами да катерами. И лишь зимой, когда становится на реке лед, соединяются они в одно осязаемое целое, с недавних пор именуемое Тутаевом. Новым именем город нарекли в послереволюционные годы: большевики в царственной половине былого названия - "Романов" - усмотрели намек на монархию. И хотя левобережный Романов был обязан и происхождением, и именем вовсе не царской династии, а св. благоверному князю Роману Углицкому, с прошлым пришлось расстаться. Город получил фамилию "героя революции" Тутаева. Последний, правда, как выяснилось в эпоху "гласности", был всего лишь заурядным солдатом-пьяницей, который за неимением более пристойных персонажей был введен в местный большевистский "пантеон" с присовокуплением легенды о якобы совершенных подвигах. Но, как ни странно, новое название в народе прижилось. Наверное, потому, что никаких особых ассоциаций не возбуждало, а выглядело вполне аполитичным и патриархальным, будто специально рожденным дл имени малого провинциального городка.
Невелик был Романов-Борисоглебск, но жители его отличались благочестием, а потому, несмотря на малые размеры города, он преизрядно украсилс великолепными храмами. Увы, не всем им удалось пережить эпоху строительства "светлого будущего", которое, как известно, предполагало разрушение "до основания" всего, что объявлялось "историческим хламом" и "опиумом для народа". В результате Романовская сторона лишилась Спасского собора и нескольких других церквей. А на Борисоглебской - доныне можно видеть зияющие пустыми глазницами окон руины Благовещенской церкви XVII столетия, которую так и не смогли полностью уничтожить безумные приверженцы богоборчества. И все же Тутаеву по сравнению с другими российскими городами и весями удалось сохранить немало храмов, примечательных своей красотой и местоположением, умело выбранным среди привольного волжского пейзажа.
В древних валах городища князя Романа величаво возвышается над Волгой Крестовоздвиженский собор - творение ярославских зодчих XVII века, строивших Божий храм во образ Горнего Иерусалима: со всех сторон окружен он приделами, галереями, крыльцами и колоколенками, которые делают его подобным целому городу. Неподалеку от собора, на самом берегу Волги, стоит грациозная Казанска церковь. Как никакой иной тутаевский храм, она на редкость гармонично вписана в окружающий ландшафт. Глядя на эту церковку, ни за что не подумаешь, что она современница Зимнего дворца или Петергофских фонтанов, - мастера, возводившие храм, держались нарочито архаичных форм допетровского зодчества. Однако сумели создать шедевр, ничуть не уступающий по выразительности постройкам сиятельного графа Растрелли.
Но главной достопримечательностью Тутаева, бесспорно, является сооруженный более трех столетий тому назад Воскресенский собор, что в Борисоглебской слободе. Украшенный каменным узорочьем, блистающий на солнце многоцветными изразцами, расписанный утонченными фресками, храм этот по праву считается вершиной ярославского зодчества. Настоящим чудом выглядит то, что Промыслом Божиим избежал он закрытия и разорения в советскую эпоху. Под своими сводами храм хранит пышный барочный иконостас, изобилующий позолоченной резьбой и множеством замечательных икон XVII - XVIII веков. Особым почитанием у верующих пользуютс уникальные памятники древнерусской скульптуры, по всей вероятности еще в старину перенесенные в собор из более древних деревянных храмов: образ святителя Николая и Распятие.
Но самой прославленной святыней Воскресенского собора является огромная, трехметровой высоты, икона Спасителя, покрытая слоем почерневшей олифы, за которой едва угадываются очертани лика Христова. От этого древнего образа веет какой-то особой древностью и таинственностью. Написан он, по преданию, преподобным Дионисием Глушицким в XV веке и некогда служил потолком - "небом" - в деревянном храме монастыря во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, что стоял на месте Воскресенского собора и дал городу вторую половину его былого имени. В XVII веке прославленная многочисленными чудесами икона была поставлена наверху иконостаса в новопостроенном каменном соборе. А в XVIII столетии борисоглебцы на долгие 44 года принуждены были расстаться со своей святыней: по приказу митрополита Арсения (Мацеевича) икона была увезена в кафедральный Ростов Великий. Но тужившие о потерянной реликвии Борисоглебские жители все же добились возвращения чудотворного образа в свой собор, где икона пребывает и поныне. Поставили ее отдельно от других, в особом киоте, украсив драгоценной ризой и богатым венцом, убранным каменьями. С тех пор чудный образ непрестанно пребывает в Воскресенском храме. К счастью, вместе с храмом обошла его стороной и вакханалия надругательств над святынями, развернувшаяся в послереволюционные годы. Вот только с окладом иконе пришлось расстаться - новая власть изъяла его в 1923 году "на нужды индустриализации". Но верующие, несмотря на голодное время и разруху, собрали буквально по копейкам сумму, которой хватило на изготовление нового венца для чудотворной иконы. И пусть был он всего лишь из меди, но стал, наверное, самым ярким выражением народной любви к древней святыне.
Быть может, именно поэтому Сам Спаситель уберег от разорения этот островок веры в буйном океане безбожия, хотя бывало, что волны его подбирались к самым стенам древнего собора. Жертвами гонений стали многие замечательные священнослужители и прихожане Воскресенского храма. Среди тех, кто пополнил собой лик новомучеников и исповедников Российских, - епископ Тутаевский Вениамин (Воскресенский), протоиерей Николай Розов, иеромонах Николай (Воропанов), священники Иаков Архипов, Иоанн Дунаев и многие другие. Долгие годы при храме жил после своего освобождения из лагеря епископ-исповедник Афанасий (Сахаров), автор знаменитой службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. О нем сегодня напоминает написанная для владыки Афанасия монахиней Иулианией (Соколовой) икона Всех русских святых, которая теперь находится в Воскресенском соборе. Помнят в Тутаеве и замечательного старца архимандрита Павла (Груздева), который также много претерпел от безбожной власти. Последние годы своей жизни он провел при соборе. Именно этим подвижникам обязан Воскресенский приход тем, что сумел сберечь не только свои реликвии, но и живую церковную традицию.

Здесь не только сумели сохранить связующую нить с прошлым, но и приумножили дарованный Богом "талант". И сегодня приход Воскресенского собора являет отрадную, но, к сожалению, мало характерную дл российской глубинки картину. Священники здесь - не "требоисполнители", а настоящие пастыри-духовники, глубоко и серьезно относящиеся к трудному делу окормления многочисленных прихожан. Тутаевским отцам помимо работы при храме приходится также посещать неспособных уже ходить в церковь стариков, ездить в больницу, детский дом и дом престарелых. Душой прихода является его настоятель - протоиерей Николай Лихоманов. Двадцать лет назад он, житель столицы, выпускник Московского университета, круто изменил течение своей жизни, уехав в глубинку и приняв на себ тяжелый крест священнического служения. Во многом благодаря его усилиям Воскресенский собор, как и в былые годы, продолжает оставатьс крупнейшим духовным центром Ярославской епархии.

"Каков поп - таков и приход", - грубовато, но метко говорят в народе. Поэтому сегодня в Воскресенском соборе можно увидеть сотни постоянных прихожан, которые отнюдь не от случа к случаю заглядывают в храм, а постоянно бывают на богослужениях, исповедуются, причащаются. Немало здесь молодежи - дело и вовсе редкое дл провинции. При храме трудами его клириков и прихожан созданы Борисоглебское братство, православная школа, включающая в себ катехизаторские курсы и воскресные школы дл детей и взрослых. Работают здесь иконописна мастерская, православная библиотека и отменный книжный магазин, выбору православной литературы в котором могут позавидовать многие столичные приходы. Издается приходская газета. С недавних пор стали при Воскресенском соборе лить колокола, нужда в которых сегодня столь велика. О той духовной атмосфере, которая царит в приходе, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует тот факт, что здесь можно встретить немало москвичей, насовсем перебравшихся в Тутаев, подобно своему духовному отц.

Еще одним замечательным деянием отца Никола стало возрождение традиции знаменитых крестных ходов с образом Спаса Всемилостивого. В середине прошлого столетия появился этот обычай - ежегодно, в десятое воскресение по Пасхе, когда отмечается праздник чудотворного образа Спасителя, престольный для прихожан Воскресенского храма, совершать крестный ход по Борисоглебской стороне. Праздник этот тутаевцы так и зовут - Десятое Воскресение. В советское время гонения прервали эту традицию, но в 1989 году она была возобновлена. Сегодня, как в прошлом столетии, святыня собирает в день своего торжества сотни, а иной раз и тысячи богомольцев. По обыкновению, в день праздника древний образ выносится из верхнего храма - десятка два мужчин бережно, на руках, перемещают икону во двор и поставляют на специальной конструкции. На ней же икону несут во время крестного хода. Женщины украшают святыню гирляндой из живых цветов. Перед образом Всемилостивого Спаса служитс водосвятный молебен, после чего паломники подходят к иконе, чтобы приложиться к святыне и по традиции пройти под ней. Затем совершаетс Божественная литургия. Нередко, как в нынешнем году, для участия в торжествах Десятого Воскресения приезжает правящий архиерей Ярославско-Ростовской епархии - архиепископ Михей, собирается множество священнослужителей. После окончания литургии под звон колоколов начинается крестный ход с чудотворным образом, который сначала обносят вокруг храма, а затем шествие продолжается по всем улицам Борисоглебского правобережья. Многие ждут этого праздничного дня: и местные жители, и паломники, и даже просто туристы: крестный ход - зрелище поистине уникальное. Но особенно трогательную картину являют немощные старики или тяжелобольные, которые еле-еле, с великим трудом выходят навстречу иконе из своих домиков или больницы, у которой обычно делают специальную остановку. Для них крестный ход - единственна возможность приложиться к святыне. Никто не остается забытым в этот день общего торжества - даже на городское кладбище приносят чудотворный образ и служат перед ним панихиду.
Помимо Десятого Воскресения крестный ход, как и встарь, вновь совершается и в конце июля, в последнее воскресение перед Ильиным днем. Но у этого праздника своя особенность - в этот день чудотворный образ Спасителя с крестным ходом проносят не только по улицам Борисоглебска, а везут на пароме за Волгу, и торжество продолжается в Романове. Икону в этот день обносят вокруг всех романовских храмов, соверша молебны даже у стен недействующих церквей.
Впечатления, которые дарит Тутаев, память запечатлевает на долгие годы. Бездонная синь северного неба, опрокинутого в привольные воды Волги. Сияющие белизной своих стен храмы, как драгоценные каменья, обрамленные в оправу из шелестящих на ветру берез. Темные лики древних икон, мерцающие в свете свечей ризы и оклады. Седобородые старцы-монахи и инокини в древнего покроя куколях. И повсюду удивительно одухотворенные, прекрасные особой, духовной красотой православные лица. Все вызывает в памяти образ, созданный Кориным в его знаменитой "Руси уходящей". Да полно, такая ли уж она уходящая? Вот она вся здесь, перед нашими глазами.



Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев