zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 13-14

ПО ПОВОДУ ОДНОГО ПРИМЕЧАНИЯ


В недавно вышедшем 6-м томе ежегодника "Макариевские чтения" (1998) опубликована статья архимандрита Макария (Веретенникова) о канонизации митрополита Макария Московского, который был причислен к лику святых в 1988 году. Стать снабжена примечаниями. Из примечания 8 я с удивлением узнал о себе, что сделал "громадные усилия, чтобы сорвать канонизацию митрополита Макария, для чего... рассылал всем архиереям письма, порочившие Святителя".
Можно было бы никак не реагировать на сильно искажающее действительность "примечание", памятуя лишь о том, что все мы дадим ответ перед Богом. Но получается, что это грустное недоразумение (как хотелось бы думать) порождено великим делом канонизации. А ведь там, там где святость, там "вси едино суть" (Ин. 17, 21), и царствует любовь и единомыслие. Поэтому, если когда-либо чем-то обидел о. Макария, я прошу у него прощения. Если такое произошло, это было непреднамеренно.
При всякой канонизации как общецерковном акте происходит обсуждение всех "за" и "против". Ошибки бывают и у святых, но Церковь действием Святого Духа, в Ней всегда пребывающего, может определить, препятствуют ли эти ошибки признанию святости данной личности.


При подготовке канонизации святителя Макари Московского возникали некоторые вопросы, и не только у меня, но и у других лиц. Их постановка не требовала никаких "громадных усилий", - в нашей Церкви достаточно свободно обсуждаютс практически любые вопросы, насущные дл церковной жизни. Такое свободное обсуждение, не нарушающее церковного единства, необходимо дл нормального развития церковной жизни и свидетельствует о благом состоянии церковного организма. Кроме документов, представленных мною в комиссию по канонизации, другие документы мною не составлялись и никакие письма "всем архиереям" мною не рассылались. Также никаких "порочащих", то есть клеветнических сведений, я, разумеется, нигде не приводил. Вообще слова "сорвать", "опорочить" подходят для описания какой-то политической борьбы, а не для внутрицерковного выяснения истины. Если употреблять подобные определения, то становитс невозможным никакой внутрицерковный диалог.
При подготовке какой-либо канонизации могут быть разные ситуации. Хорошо известно, например, что канонизация преп. Серафима Саровского в 1903 г. состоялась исключительно по настоянию Государ Николая II. Значит ли это, что те, кто был против этой канонизации, являлись какими-то врагами преподобного или инициаторов прославления? Конечно нет. Таких примеров и в прошлом, и в настоящее время множество, и они свидетельствуют только об осторожном подходе к делу прославлени святых в церковной среде. Когда же канонизаци производится, она уже есть свидетельство убежденности всей Церкви в святости данной личности.


Как пишет в этом же томе "Макариевских чтений" митрополит Ювеналий в своем приветствии, "канонизаци должна служить укреплению веры, объединению членов Церкви в любви и согласии, она не должна создавать каких-либо поводов к смущениям или разделениям". Верю и надеюсь, что так и будет и в данном случае. Искренне желаю о. Макарию мира и Божией помощи в добрых и благих делах.


Протоиерей Александр САЛТЫКОВ


Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев