ПО ПОВОДУ ОДНОГО ПРИМЕЧАНИЯ
В недавно вышедшем 6-м томе ежегодника "Макариевские
чтения" (1998) опубликована статья архимандрита
Макария (Веретенникова) о канонизации
митрополита Макария Московского, который был
причислен к лику святых в 1988 году. Стать
снабжена примечаниями. Из примечания 8 я с
удивлением узнал о себе, что сделал "громадные
усилия, чтобы сорвать канонизацию митрополита
Макария, для чего... рассылал всем архиереям
письма, порочившие Святителя".
Можно было бы никак не реагировать на сильно
искажающее действительность "примечание",
памятуя лишь о том, что все мы дадим ответ перед
Богом. Но получается, что это грустное
недоразумение (как хотелось бы думать) порождено
великим делом канонизации. А ведь там, там где
святость, там "вси едино суть" (Ин. 17, 21), и
царствует любовь и единомыслие. Поэтому, если
когда-либо чем-то обидел о. Макария, я прошу у него
прощения. Если такое произошло, это было
непреднамеренно.
При всякой канонизации как общецерковном акте
происходит обсуждение всех "за" и "против".
Ошибки бывают и у святых, но Церковь действием
Святого Духа, в Ней всегда пребывающего, может
определить, препятствуют ли эти ошибки признанию
святости данной личности.
При подготовке канонизации святителя Макари
Московского возникали некоторые вопросы, и не
только у меня, но и у других лиц. Их постановка не
требовала никаких "громадных усилий", - в
нашей Церкви достаточно свободно обсуждаютс
практически любые вопросы, насущные дл
церковной жизни. Такое свободное обсуждение, не
нарушающее церковного единства, необходимо дл
нормального развития церковной жизни и
свидетельствует о благом состоянии церковного
организма. Кроме документов, представленных мною
в комиссию по канонизации, другие документы мною
не составлялись и никакие письма "всем
архиереям" мною не рассылались. Также никаких
"порочащих", то есть клеветнических
сведений, я, разумеется, нигде не приводил. Вообще
слова "сорвать", "опорочить" подходят
для описания какой-то политической борьбы, а не
для внутрицерковного выяснения истины. Если
употреблять подобные определения, то становитс
невозможным никакой внутрицерковный диалог.
При подготовке какой-либо канонизации могут быть
разные ситуации. Хорошо известно, например, что
канонизация преп. Серафима Саровского в 1903 г.
состоялась исключительно по настоянию Государ
Николая II. Значит ли это, что те, кто был против
этой канонизации, являлись какими-то врагами
преподобного или инициаторов прославления?
Конечно нет. Таких примеров и в прошлом, и в
настоящее время множество, и они свидетельствуют
только об осторожном подходе к делу прославлени
святых в церковной среде. Когда же канонизаци
производится, она уже есть свидетельство
убежденности всей Церкви в святости данной
личности.
Как пишет в этом же томе "Макариевских чтений"
митрополит Ювеналий в своем приветствии, "канонизаци
должна служить укреплению веры, объединению
членов Церкви в любви и согласии, она не должна
создавать каких-либо поводов к смущениям или
разделениям". Верю и надеюсь, что так и будет и
в данном случае. Искренне желаю о. Макарию мира и
Божией помощи в добрых и благих делах.
Протоиерей Александр САЛТЫКОВ
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев