вопросы о вере и спасении
В рубрике “Вопросы о вере и спасении” мы продолжаем публиковать ответы пастырей, участвовавших в программах радиостанции “Радонеж” и отвечавших на вопросы слушателей в “прямом эфире”. Сегодня гость нашей рубрики -
священник Олег СТЕНЯЕВ.- Отец Олег, я все время каюсь, что слушаю осуждения. Я хожу к одной больной, приношу ей продукты. Как быть: только покаюсь в этом грехе, но приду к ней - и опять грешу. Неужели нет выхода?
Судить никого мы не можем, потому что нам власти такой не дано. Власть судить принадлежит Богу. Частично Бог дал эту власть мирским правителям. Как сказано в Писании: начальник - Божий слуга, он не напрасно носит меч, чтобы воздавать делающему злое. Но абсолютно эта власть принадлежит только Господу. Если вы осуждаете другого человека, - во-первых, это бесполезно: приговор вы ему вынести не можете, что это за осуждение? Более того, если человек осуждает сам себя - это тоже бесполезно: приговор себе он вынести тоже не имеет права. Человек может придти на исповедь и поставить себя на суд Божий, а священник уже от лица Господа будет решать - можно ли тебе причащаться или нет. А некоторые идут на исповедь уже с такой мыслью: “Я иду исповедываться, но я знаю, что я недостоин причащаться!” Да мы все недостойны причащаться! Но решать, достоин ты или нет будет священник, которому дана возможность суда над нами. А осуждать других людей нельзя.
- Батюшка Олег, верно ли, что у каждого человека есть своя икона Божией Матери: котора бывает почитаема в день его рождения или позже?
Действительно, на Руси был такой обычай: после рождения человека ближайший по празднику образ Божией Матери считался как бы ему покровительствующим. Но обычай этот не имел широкого распространения. Скорее всего, это было благочестивым настроением наших предков.
- Батюшка, сразу после революции стала намеренно забываться русская сказка. А ведь в наших сказках были чудесные слова: “Двум смертям не бывать, а одной не миновать”, то есть не изменить Закону Божиему даже до смерти. А теперь сказки для наших детей сочиняют заграницей...
К вопросу о сказках. В Библии есть слово, которое по смыслу можно соотнести со словом “сказка” - это притча. Притчей может быть как рассказ об обычной жизни, но может быть и нечто чудесное (действительно, как сказка), какой-то пример, например, как в басне. И тут надо прямо сказать, что у русского народа были прекрасные сказки, которые учили добру. Например, я недавно перечитывал “Былины об Илье Муромце”, там описывается исцеление Ильи Муромца. Ему принесли святую воду из всех источников: собранную со всей Русской Земли трем странниками. Нравственные мотивы там, без сомнения, присутствовали. И сказки русские воспитывали людей в патриотическом духе. Но постепенно национальную сказку стали отодвигать и заменять западной:сначала христианской - Андерсена,потом уже и не только - там уже были другие сюжеты... А закончилось сейчас тем, что дети смотрят западные мультфильмы, в которых положительный герой - это какой-нибудь вампиреныш, “добрая Баба-Яга” какая-то, веселенький Змей-Горыныч... И дети наши смотрят это все. Все меняется местами. Если раньше в русских сказках появлялся Змей - то со Змеем надо было бороться, отрубать ему головы; если Баба-Яга - от нее надо было как можно быстрее убежать... И ребенок уже с детства приучался не любить нечисти, удаляться от нее. А сейчас все современные детские небылицы - они все переворачивают наоборот. Колдуны и волшебники, оказывается, уже помогают нам... И это специально так делается, братия и сестры, чтобы уже с юных лет наших детей извратить, чтобы у них в сознании было все перевернуто. А когда они вырастают - куда могут попасть? К сатанистам, которые уже прямо учат, что надо служить лукавому, и они идут туда!
Один молодой человек рассказывал, как он попал к сатанистам. Ему сказали: ты все равно грешный, что тебе здесь, на земле, ты все равно в ад попадешь! А если будешь с нами - мы тебя получше пристроим на том свете, будешь там грешников мучить!
И чрез эти странные небылицы, в которых были воспитаны, наши дети начинают входить уже в оккультизм, в сатанизм, заигрывать со всей этой нечистью. Поэтому это опасно. Если есть така возможность - маленьким детям нужно рассказывать русские сказки. Я помню, мне бабушка рассказывала много. Ведь они все очень добрые - русские сказки, в них нравственное начало преобладает и религиозные мотивы тоже присутствуют.
Я согласен, что русские сказки стали пропадать. Детские книжки сейчас смотришь - там стрельба какая- то, поножовщина сплошная... А о мультфильмах что говорить? В них главный герой кричит от первого до последнего кадра! Они там не могут спокойно разговаривать: все кричат, бегают, визжат, - и дети такими же становятся, ведь это все не случайно...
- Как поступить, если ребенок потерял крестильный крестик?
Я дам совет: крестильный крестик все-таки надо беречь. Для того, чтобы ребенок всегда был с крестиком, можно ему другой дать, потому что ребенок может его потерять. Крестильный надо ему вернуть, когда он уже будет в зрелом возрасте - в 18 лет. Надо тогда объяснить ему, как надо дорожить этим крестиком. А пока он маленький - крестильный надо, конечно, беречь.
- Почему нельзя пить гербалайф? Если из-за американского производителя, то ведь Израиль тоже выпускает... Почему нельзя так поддержать чуть-чуть организм, ведь отечественные витамины результата не дают?
По поводу гербалайфа, как самого этого вещества, я ничего сказать не могу. Проблема заключается в том, что многие люди, которые контактируют с распространителями гербалайфа, сталкиваются с тем, что называется: “гербалайф - это образ жизни”. Они собираются на свои собрания, поют свой гимн (у них есть гимн!), поют этот гимн гербалайфу, рассказывают чудесные истории про гербалайф. То есть создается как бы некая странная религия.
Вы представьте себе, если бы распространители мыла собирались бы на собрания, пели бы гимны мылу, говорили бы про его чудесные свойства, - тут же бы заподозрили, что с этими людьми что-то не в порядке. О гербалайфе самом ничего не могу сказать, кроме того, что некоторые ученые отмечают возникающую от него зависимость у человека, который часто его принимает. А настораживает Церковь то, что эти люди потом как-то странно реализуют свою благодарность к этому порошку. Это напоминает какую-то коммерческую секту. Есть такое понятие: “коммерческий культ”, когда люди занимаются как бы чистой коммерцией, но пытаются создать некую оккультную общность. Это небезопасно!
- Какие спиртные напитки разрешаются в пост, а какие нет?
Во время поста, если человек строго постится и чувствует себя тяжело, в монастырях разрешают принять “красовулю”. “Красовуля” - это когда берется красное вино полстакана и полстакана кипятку. И ослабевший человек дл поддержания сил может выпивать такой напиток. Но это в монастырях рекомендовалось только тем людям, у которых плохо со здоровьем или которые стали впадать в уныние - для поддержания сил. Но, конечно, упиваться - нельзя не только во врем поста, но когда и нет поста. Библия говорит: “Не упивайтесь вином”. Или, как св. Иоанн Златоуст говорил: “Виноделие - от Господа, а пьянство - от диавола”. Тут надо держаться золотой середины.
- Как бороться с грехами, которые часть моего характера. Уже становится неловко повторять на исповеди одно и то же каждый раз. И нужно ли это каждый раз делать?
Совершенно необходимо каждый раз повторять грехи на исповеди, если они повторяются в жизни. Но не надо думать, что грехи являются частью вашего характера. Если вы так говорите, то вы опустили руки и потеряли надежду на духовную победу над грехом. А такая победа может произойти - в это надо верить. С грехом надо бороться, пока жив.
- Достаточно ли сказать: “Господи, прости!” из-за случайно вырвавшегося грубого слова или мимолетной мысли, или надо это записывать для исповеди?
Если имя Божие всуе произносится, то сказать об этом на исповеди надо.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев