Виктор ЛАНБЕРГ
ДЕМОНТАЖ
(21 ОКТЯБРЯ В СУДЕ ВОПРОС О НАШЕЙ ЦЕРКВИ В ЭСТОНИИ)
Весной 1998 года АО ЕМОR совместно с Финской
академией провело социологическое исследование
по теме: "Отношение жителей Эстонии к религии".
По завершении работы ее результаты были
опубликованы и сложились в следующую картину: 8%
эстонцев посещают кирху один раз в месяц. 43% - не
ходят туда никогда; 49% - признают Бога, 32% -
отрицают. Хотя целью исследования было выяснение
религиозности среди эстонцев, авторы тем не
менее не обошли вниманием и русскую часть
населения Эстонии.
"Не могло не броситься в глаза, - пишут ученые, -
что наибольший процент верующих отмечен в
деревнях, а также в Таллине и в Вирумаа, где
проживает значительное количество русских.
Большинство из них - 67% опрошенных - считают себ
верующими и лишь 18% называют себя атеистами".
Таким образом, наиболее религиозно активной
частью населения Эстонии являются русские.
Допустить это утверждение позволяют не только
выводы социологов, но прежде всего тысячелетн
история служения Православной Церкви.
Нас, в отличие от иностранных исследователей,
удивляет не религиозность русских, а то
драматическое обстоятельство, что именно их
Церковь подверглась насильственному расколу и
разорению. Ведь, действительно, после эстонской
"поющей" революции 1991 года ни одна из
конфессий, кроме православной, не стала объектом
нападок и гонений: даже напротив: 12 марта 1999 года
в МИД ЭР было подписано соглашение между Святым
Престолом и Эстонской Республикой о вступлении в
силу правового статуса римско-католической
церкви в Эстонии. Согласно этому статусу
католическая церковь становится собственником
своего имущества в Эстонии; священники, монахи,
другие сотрудники церкви, прибывшие в Эстонию в
последние годы, признаются имеющими право на
проживание и работу в Эстонии. И это в высшей
степени хорошо и справедливо. В заявлении
католической церкви по случаю соглашени
говорится также, что после 50 лет
коммунистического давления и преследований
христиан католическая церковь вновь обрела
возможность жить и развиваться. И это тоже -
святая правда: большинство христианских и
нехристианских конфессий в Эстонии
действительно после развала СССР восстановили
по мере своих сил и традиций полноту служения...
Кроме Православной Церкви...
Ничего оригинального, правда, в этой ситуации нет.
Кукловоды, стоящие за современной политической
сценой, лишь воспользовались успешно отыгранным
в 20-е-30-е годы сценарием. В доказательство приведу
выдержку из книги писателя М. Назарова "Мисси
русской эмиграции":
"Зарубежные епархии Русской Православной
Церкви - это как дореволюционные, так и ставшие
заграничными вследствие отделения прежних
частей Российской империи. Ситуация в них
сложилась разная. Если на Дальнем Востоке, в
Америке и на Святой земле, русские епархии и
миссии беспрепятственно вошли под руководство
ВЦУ (Высшее Церковное Управление. Создано на юге
России в мае 1919 года. Глава ВЦУ - митрополит
Антоний. - В. Л.), то в Польше, Румынии (Кишиневска
епархия), Финляндии и Прибалтике нормальное
общение оказалось невозможным. Из-за стремлени
этих государств к национальному самоутверждению
их правительства оказывали на русских давление с
целью ассимиляции. Этим воспользовалс
Константинопольский патриархат, стремясь
подчинить эти отрезанные части Русской Церкви
себе, что ему удалось в Эстонии и Латвии..."
Все это стало возможным при прямом и косвенном
содействии правительства советской России.
Уничтожение Русской Православной Церкви как
цитадели русского национального сознания не
только внутри России, но и за рубежом являлось
важной частью политики, направленной на
уничтожение русской нации. За исключением
маленькой Сербии, правительства всех
европейских стран, в том числе и союзники
Российской империи в Первой мировой войне,
подыгрывали советскому правительству и
способствовали демонтажу русского народа.
В Румынии и Польше были запрещены русские школы;
в Польше было закрыто и разрушено множество
православных храмов, начались аресты
православных священников, насильственна
полонизация 5 млн. русских под лозунгом: "Русских
в Польше нет!"
Вне этого исторического контекста невозможно
правильно понять ситуацию, в которой оказались
русские и их Церковь на территориях бывших
советских республик. Парад независимостей опять
марширует по нашим головам.
Нетрудно предвосхитить возражение: "Ах,
полноте! Все утряслось. И Пюхтицкий монастырь, и
Кафедральный собор Александра Невского в
Таллине перешли в юрисдикцию Московского
Патриархата. Не нагнетайте..." Да, такова
официальная версия, или, я бы сказал, вымученна
фикция разрешения проблемы. На самом деле
никакой юридической силы по законам ЭР
ставропигиальный статус собора Александра
Невского не имеет, считают представители Эстонии.
Что косвенно в интервью газете "Франкфуртер
Рундшау" заявляет вице-канцлер (по вопросам
религии) МВД ЭР Тиит Сепп: "В Эстонии действуют
эстонские законы, а Москва и Константинополь
могут договариваться о чем хотят".
Кстати, в этом же интервью г. Сепп считает
демонтаж русских уже делом законченным: "Я
понимаю, русские потеряли уже свои корни, родину,
Церковь. Но эстонцы в этом не виноваты". А "секретарь
Стокгольмского синода" Х. Тоссо обратился в
окружной суд с исковым заявлением об отчуждении
собора Александра Невского в пользу его синода.
Суд принял исковое заявление и назначил первое
заседание суда на 21 октября 1999 года. А всем
известно - Х. Тоссо зря суетиться и тратиться не
станет. В интервью той же немецкой газете он
старается представить себя нетребовательным,
пугливым радетелем о судьбе Православной Церкви:
"Мы хотим быть независимой Церковью, а не
привеском к Константинополю. Я боюсь, что наша
Церковь станет игрушкой в руках властей
предержащих, которые будут принимать решения за
нашей спиной".
Тоссо признался немецкому корреспонденту, что
ему и его синоду нужно, в сущности, немного: "Нам
будет довольно, если мы хотя бы пару раз в год
проведем службу в соборе. Так сказать, "вывесить
над собором наши флаги имеет для нас большой
символический смысл". Едва ли Х. Тоссо будет 21
октября в суде отстаивать свои символические
причуды. На кону - все имущество Православной
Церкви в Эстонии. Именно поэтому, несмотря на
братский прием, оказанный правительством и
президентом Эстонии митрополиту Стефанию из
Константинопольского Патриархата, Х. Тоссо и его
религиозная организация решили
абстрагироваться от Константинополя как от
конкурента в борьбе за имущество Православной
Церкви в Эстонии. Трудно не заметить при этом, что
законный архиепископ Таллинский и всея Эстонии
Корнилий и его паства демонстративно
игнорируются. Злой умысел здесь очевиден, иначе
как объяснить, что 100 000 русских православных
верующих, сохранивших верность Матери-Церкви,
даже не принимаются во внимание ни
законодательной, ни судебной властями Эстонии.
Идеологическая демагогия об интеграции имеет
своей целью приучить русских к мысли, что их
просто нет, а есть некая интегрированна
биомасса без национальности, прошлого, языка и
религии.
Президент Л. Мери день вывода из Эстонии
российских вооруженных сил в 1994 году объявил
днем окончания Второй мировой войны. Что же
должно произойти, чтобы прекратился наконец
демонтаж русского народа, начатый безбожной
большевистской властью и продолжающийся везде,
где люди рискуют говорить, думать и верить по-русски?
"Русский Телеграф",
Таллин, 1.9.99.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев