Н. М. МИХАЙЛОВА
РАСКОЛЬНИКИ ПРОТИВ ЦАРСТВА
Окончание.
Начало в №13-14
2. ПУГАЧЕВЩИНА
В продолжение затронутой в предыдущей статье
темы о раскольнических бунтах остановимся на
истории пугачевщины. Напомним, что сразу же после
отлучения от Церкви четырех зачинщиков раскола
на Соборе 1667 г. началась бесконечная череда
бунтов, потрясавших Россию 100 лет, с 1668 по 1774 г., а
еще через 150 лет произошла революция. А.С. Пушкин в
"Капитанской дочке" назвал их "русскими
бунтами", хотя, если учесть, кто был их
вдохновителем и какие цели они преследовали, то
гораздо уместнее называть их "раскольническими
бунтами". В таком случае станет понятно, почему
они были "беспощадными".
Все эти бунты поднимались не в центральных
областях России с исконно православным
населением и наиболее обездоленными русскими
крестьянами, но на окраинах, заселенных казаками
и инородцами, где жизнь была более вольная, более
обеспеченная, а население по разным причинам
питало неприязнь как к Православной Церкви, так и
к правительству. Раскольники периодически
поднимали недовольную казачью массу на борьбу
"за старую веру" под знаменами очередного
самозванца-"благочестивого царя". Они
выдвигали лозунги, финансировали предприятие, а
из среды казаков находили подходящего лидера. С
социально-экономической точки зрения бунты
достаточно подробно описаны в сочинениях по
гражданской истории нашего Отечества. Здесь
пойдет речь только о связи пугачевщины с
расколом, об участии в этом бунте раскольников,
противников и хулителей Церкви и Царства, то есть
о религиозном смысле подобных явлений, всегда
богоборческих.
Через четыре месяца после "чумного бунта" в
Москве, в январе 1772 г., начались волнения среди
яицких казаков-"староверов", а осенью 1773 г.
туда явился Пугачев. Пугачевщина явила все тот же
набор знакомых по другим раскольническим бунтам
лозунгов и приемов: самозванство, бесчеловечна
жестокость, поругание святынь, убийства
православных людей, в том числе и священников.
Историю пугачевского бунта мы все изучаем в
школе, читаем о нем в "Капитанской дочке" и в
"Истории пугачевского бунта" в изложении А.С
Пушкина. Пушкин, о чем он сам пишет (с. 253),
следственное дело о Пугачеве не читал, "не сме
его распечатать без высочайшего на то
соизволения", а потому в его истории о многом
не сказано. Не мог он, например, открыто говорить
о "менее известных его сообщниках", масонах,
и лишь намекает на них в примечании: "Кто были
сии смышленые сообщники, управляющие действиями
самозванца?" Пропущена у Пушкина и еще одна
весьма существенная "деталь" - роль
раскольников в организации и возбуждении
пугачевщины. И хотя главные действующие лица и
основная масса статистов были раскольниками, ни
Пушкин, ни многие другие историки не склонны
придавать этому обстоятельству решающего
значения. Это похоже на ситуацию с масонами,
устроителями уже не бунтов, а Великих Революций (во
Франции и в России), о которых пишут точно так же:
мол, да, все главари и основные деятели были "вольными
каменщиками", но никакого отношения к
организации кровавых побоищ они не имели.
О масонах мы очень вовремя вспомнили, потому что
ко второй половине XVIII в. они уже были весьма
влиятельной силой, а по своему подчинению
иностранным центрам являлись с того времени
настоящей пятой колонной. Можно сказать, что во
время пугачевского бунта, затеянного
раскольниками и ими финансируемого, "вольные
каменщики" перехватили у "старообрядцев"
знамя борьбы с Православной Церковью и
Православным Царством, чтобы уже не выпускать
его до своей победы в 1917 г. И хотя мы заняты
выяснением роли раскольников, но Пугачев был
одновременно использован и масонами, а через них
явился орудием чужеземной интриги. По крайней
мере эту интригу не исключали современники,
потому что уж слишком своевременно для врагов
России она была охвачена внутренним мятежом.
Ведь именно тогда шла победоносная и потому
невыгодная для европейских политиков война
России с Турцией, и хотя в то время было еще
далеко до Крымской войны или тем более дл
членства Турции в НАТО, но надо же было когда-то
начинать. Итак, не исключая чужеземной интриги,
орудиями которой были масоны, не оставим без
внимания и тех, которые масонами были
предназначены на роль непосредственных
исполнителей.
Не могли же масоны в то время поднять массы
населения под лозунгами: "Свобода, равенство и
братство!", но "за старую веру" и "против
царизма" раскольники с помощью Лжепетра III
вполне могли поднять не только яицких казаков-раскольников,
но и раскольническое население Урала, и вечно
бунтующих инородцев (башкиров, калмыков и татар).
Так что каждому нашлось дело, и все участники
исполнили его в соответствии со своими
возможностями и наклонностями.
Контакты Пугачева с "вольными каменщиками"
Попробуем проследить на конкретных фактах из
биографии Пугачева его связи с масонами и
раскольниками. Емельян Пугачев родился около 1744
г. в той же Зимовейской станице, в которой родилс
за сто лет до него Разин, как утверждают
некоторые историки, раскольником он не был. Но
гораздо важнее то, что он им стал во взрослом,
сознательном возрасте по своей воле. Пушкин
записал со слов очевидцев в Бердской слободе: "Пугачев,
будучи раскольником, в церковь никогда не ходил"
(Т.VIII, с.131).
В 1761 г., когда ему было 17 лет, он был послан, вместе
с другими казаками, в Пруссию и служил под
началом графа Захара Григорьевича Чернышева,
масона с 20-летним стажем (Русск. Биогр. Словарь),
сродник которого, тоже З.Г. Чернышев, в XIX в. стал
декабристом. По возвращении из Пруссии Пугачев
полтора года прожил с семьей в родной станице,
затем был командирован с отрядом казаков в
Польшу, по возвращении оттуда опять жил дома.
Когда началась первая русско-турецкая война, он в
чине хорунжего служил под начальством графа П.И.
Панина, масона и родного брата Н.И. Панина,
воспитателя наследника престола Павла I,
Великого Мастера Ложи Англии в России.
Можно, конечно, не придавать подобным
совпадениям особого значения, но только, если не
учитывать того, что оба Панина были великими
мастерами интриги, плели против Екатерины II
заговоры, мечтали усадить на трон Павла и
устроить конституционную монархию по образцу
английской и что сын П.И. Панина стал инициатором
убийства Павла I. С масонской линией в
пугачевщине связан отмечаемый современным
исследователем А.С. Мельниковым ("К истории
Пугачева", изд. "Наука", Л., 1987) "относительно
высокий уровень организации", который не могли
бы обеспечить ни безграмотный Пугачев, ни его
ближайшие помощники, но только те шванвичи -
перебежчики из дворян, коих было немало в рядах
пугачевского войска. Кстати, и Шванвич (прототип
пушкинского Швабрина) служил под командой того
же Чернышева. А.С. Мельников отмечает следующие
признаки внешнего организующего начала: 1)
учреждение Государственной Военной Коллегии и
Походной канцелярии; 2) распространение
письменных Манифестов и Указов, в которых
Пугачев - Петр III "жалует всех верноподданных
вольностью", отменяет все подати, "понеже
каждый восчувствует прописанную вольность и
свободу"; 3) зародыши центральной и местных
органов власти; наконец, 4) применение в
пугачевском войске воинских знаков, символов и
знамен, среди которых было найдено и "голштинское"
знамя.
"Голштинское" знамя более всего напугало
Екатерину II, потому что указывало на связь
затеянного на берегах Яика бунта с Гатчиной, где
жил наследник престола, сын Петра III,
Голштинского принца. И в Европе, и в России многие
политики прекрасно понимали, что такое
предприятие, как пугачевщина, могло быть
организовано прямо из Петербурга масонами,
мечтавшими с помощью "стихийного бунта"
возвести на престол послушного их воле и ими же
посвященного в масоны "брата" Павла.
Известно, что развитию пугачевщины будто
сознательно очень долго не препятствовали,
поэтому бунт охватил громадные территории. Но на
завершающей стадии ее подавления бывший
начальник Пугачева, граф П.И. Панин, буквально
вынудил Екатерину назначить именно его
подавителем восстания. Он надеялся сам схватить
Пугачева и тут же умертвить неугодного свидетеля,
но вышло по-другому, и первый допрос с него был
снят другим человеком.
Пугачев вышел из раскольничьих рук
"Дело Пугачева" (архивные документы) ныне
опубликовано (см. "Вопросы истории", № 3-4, 1966).
Там и приведена запись этого первого допроса,
чаще всего самого важного, потому что преступник
еще не успевает придумать "легенду". Именно
из этого допроса следствие узнало о
раскольническом следе в организации и
финансировании бунта. Оказывается, после службы
у графа П.И. Панина Пугачев по болезни из
действующей армии был отпущен, но очень скоро
после возвращения на Дон сначала бежал на Терек,
затем в 1772 г. на реку Койсуху, к раскольникам,
переселившимся по приглашению Екатерины II из
Польши. Здесь он познакомился с раскольником
Осипом Коровкой, а немного спустя и со "старообрядческим
старцем" Василием в скиту под Климовой
слободой в Стародубье.
Автор чрезвычайно интересной статьи "Начало и
характер пугачевщины" ("Русский Вестник",
ред. Катков, 1865, Т. 56, № 1, с. 504 - 507) П. Щебальский
пишет: "С этого времени (то есть с момента
знакомства с О. Коровкой) Пугачев почти все врем
между раскольниками - нашим отечественным франк-масонством...
Пугачев вышел из раскольничьих рук и этими
руками приведен на Яик". Он добирался на Яик
кружным путем: через Польшу, куда ему помог
перебраться к своим единоверцам О. Коровка; затем
он перешел русский рубеж в Добрянском форпосту,
где, по мысли Великой Екатерины, любой раскольник
по устному заявлению получал новенький русский
паспорт. И Емельян Пугачев такой паспорт получил.
С этого момента можно отсчитывать время до
начала самого страшного раскольничьего бунта.
Добрянский купец-раскольник Кожевников дал
беглому казаку крупную сумму денег (470 руб.) и
лошадь, чтобы он мог добраться до Иргиза. Он же
снабдил Пугачева рекомендацией к раскольничьему
"старцу" Филарету, основателю одного из
скитов на реке Большой Иргиз, куда Пугачев и
отправился через всю страну. Этот "старец"
очень обрадовался Пугачеву и рассказал ему о
недовольстве яицких казаков.
Как раскольники создают самозванцев
На своих первых допросах Пугачев показал, что
мысль выдать себя за императора Петра III внушена
ему раскольниками: Иосифом Коровкой, добрянским
купцом Кожевниковым и иргизским "старцем"
Филаретом, но после очной ставки с Кожевниковым и
И. Коровкой заявил, что он оклеветал этих людей.
При сильном желании можно верить таким
заявлениям, но нет никаких разумных оснований
отвергать первичные показания и предпочитать
вымученные под пытками. Поэтому изложим именно
то, что Пугачев рассказал на первых допросах.
Тогда, в скиту на Иргизе, Пугачев и "старец"
Филарет обсуждали два проекта. По первому
Пугачев брался сделаться атаманом яицких
казаков и увести их вместе с семействами на
Кубань, где и отдаться турецкому султану (вариант,
ранее не без успеха опробованный некрасовцами).
Но в конце концов они остановились на втором, по
которому Пугачев объявляет себя чудесно
спасшимся от смерти императором Петром
Федоровичем, отцом законного наследника Павла, и
поднимает казацкий мятеж с целью свержения "незаконной"
императрицы Екатерины II.
Затем иргизские "ревнители благочестия"
свели подготовленного на роль самозванца Петра
III Пугачева с яицкими казаками, тоже
раскольниками. Встреча состоялась в глухом месте
на постоялом дворе у Ереминой Курицы, куда
явились казаки Закладновы. Они направили его в
Яицкий городок к казаку Пьянову, и у него в бане
Пугачев "признался", что он и есть Петр III, о
появлении которого по всему казачьему миру уже
ходили заранее распущенные раскольниками слухи.
Один из очевидцев самозванства Пугачева, некий
Филиппов, испугался затеянного и решил
рассказать все властям. Пугачева арестовали и 4
января 1773 г. посадили в тюрьму в Казани, но, как
пишет Щебальский, "таинственные друзья его не
дремали". Все тайные общества устроены так,
чтобы иметь возможность вызволить нужного
человека из любой тюрьмы, а за ненадобностью они
сами сдают его властям и не препятствуют казни
своих бывших исполнителей. Пугачев в то время был
еще очень даже нужен. Поэтому в Казани,
совершенно случайно, оказался "старец"
Филарет, местный купец-раскольник Щелоков дал
деньги на подкуп стражи, и с помощью еще одного
раскольника-купца, Дружинина, Пугачев бежал, чем
очень напугал власти в Петербурге. Вскоре с
самозванцем познакомились и другие "благочестивые
староверы", ставшие его ближайшими
помощниками: А.Перфильев, И.Ульянов и Зарубин, он
же Чика (вскоре Чика стал "графом З.Г.
Чернышевым" при дворе "Пугачева - Петра
III").
И вся эта детективная история с раскольниками
после усмирения пугачевщины стала известна
следствию. Более того, Кожевникова и О. Коровку
допрашивали, но они сумели оправдаться. Их
отпустили с миром, а иргизского "старца"
Филарета даже не разыскивали. Какой же силой
обладали в Петербурге покровители раскольников,
чтобы добиться не только их оправдания, но и
полного забвения их "заслуг" в деле Пугачева!
Осквернение православных храмов
В заключение этого рассказа о роли раскольников
в пугачевщине приведем данные о содеянном под их
идейным руководством и непосредственном участии.
В пугачевщине было задействовано немало
разнородных по целям и составу шаек, главари
которых поступали каждый в соответствии со "своей
верой". "Если предводителем партии был
яицкий казак ("старовер"), - пишет историк Н.
Дубровин, - то он считал долгом заявить населению,
что "царь" (то есть Пугачев) приказал ломать
новейшие церкви и строить семиглавые, а
креститься не трехперстным, а двухперстным
сложением".
А.С.Пушкин в "Истории Пугачевского бунта" в
примечании 8 к главе восьмой привел (неполный)
список жертвам Пугачева. Из него сначала
приведем сведения о том, сколько было "осквернено
и разграблено Божиих храмов":
"В городе Казани: "Ворвавшись они в город и
входя в храмы Божии в шапках, со оружием, грабили
и выгоняли укрывающихся тамо людей"... В
Чебоксарском уезде в сельских храмах "злодеи
не только грабили и убивали, но и святые иконы
кололи и утварь церковную раздирали"... В
Оренбургском предместье: "святые иконы вынуты
из мест своих и повержены на землю, и некоторые
расколоты... В селе Спасском "в приходскую
церковь въезжали на лошадях и грабили церковную
утварь"; то же и в других местах делали.... В
Пермской провинции: "в разных церквах делали
грабежи, а в некоторых и в царские двери входили"...
Да сожжены церкви: "церкви Божии сожигали, и
образа находили после разбросаны, а иные
расколоты".
Особенно много православных храмов пугачевцы
сожгли на уральских заводах, где была больша
концентрация раскольников. А всего в этом списке
приведены сведения о 90 церквах, но список "не
весьма полный".
Об убиенных священнослужителях
А.С. Пушкин пишет: "Весь черный народ был за
Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало,
не только попы и монахи, но и архимандриты и
архиереи. Одно дворянство было открытым образом
на стороне правительства". Но приведенный им
список это в лучшем случае пристрастное, а в
худшем просто ложное заключение не подтверждает.
Среди убиенных были не только дворяне, но
множество мелких чиновников, посадских людей,
крестьян, сельское духовенство. При взятии
Казани неизбежно должен был быть убит
Преосвященный Вениамин, во время приступа
находившийся в крепости и молившийся вместе с
народом на коленях о спасении христиан. О
спасении христиан от каких врагов можно молиться?
Только от нехристей. В это время город уже горел,
подожженный пугачевцами. Владыка поднял
чудотворные иконы и со всем духовенством,
сопровождаемый народом, обошел крепость изнутри
при молебном пении. Крепость пугачевцы не сумели
взять, а наутро пришло спасение: в город вошли
правительственные войска.
Теперь опять обратимся к списку, приведенному
Пушкиным, и там прочитаем: "В Казанском уезде
убито до смерти: священников 4, дьячок один,
пономарь один... В Царевококшайском: священник
один... В Козмодемьянском уезде: священников 2,
дьяконов два, дьячок один, семинарист один... В
Пермском уезде: священников 3, дьячков два... В
городе Алатыре: здесь страшно свирепствовали,
убиенных много, среди них священников 6, диакон
один... В Курмышском уезде: священников 12,
диаконов 10, дьячков 8, пономарей 9... В Ядринске:
священников и причетников с женами 38...".
Вот тогдашние новомученики, пострадавшие за веру
Христову от рук богоборцев, да кто их помнит. Ведь
это не "невинно гонимые старообрядцы, которые
сохранили для нас русскую самобытность", а
всего лишь деревенские батюшки, их жертвы, да еще
"представители господствующей церкви".
Конечно, никто даже не задумывался об их
канонизации: ведь они погибли от руки "свирепеющего
народа", если и не совсем православного, то, во
всяком случае, "древлеправославного".
Об этих жертвах не принято было говорить при
Великой Екатерине, которая объявила всему свету,
что Емелька Пугачев "просто заправский
разбойник, а не чей-либо слуга". Екатерина II
относится к тем немногим "никонианам", о
которых раскольники в своем словаре "Старообрядчество"
пишут с одобрением. И она такое отношение вполне
заслужила. В своей речи перед Синодом и Сенатом в
сентябре 1763 г. она пролила бальзам на души
раскольников: "Никон внес разлад и разделение
между народом и престолом... Никон из Алексея царя-отца
сделал тирана... Народ стал видеть в своих царях
антихристов, и мы его не виним: народ подлинно
испытал на себе руку последних...". А через
несколько месяцев эта благодетельница издала
Манифест о закрытии в России более 500 монастырей
(2/3) и отобрала у Церкви и монастырей земельные
владения. Тогда же, в 1764 г. (то есть за 7 лет до
пугачевщины), из чина Православия были изъяты
анафемы раскольникам и мятежникам. В 1782 г. они
были освобождены от двойного оклада, а в 1783 г.
правительство запретило употреблять слово "раскольник".
Об анафеме Емельке Пугачеву
Пугачев и его сообщники при объявлении о
наказании их смертной казнью 10 января 1775 г. были
преданы вечному проклятию, но анафематствовани
Пугачеву не были внесены в чины Православия.
Этого не захотела императрица, а Синод без ее
приказания не посмел ежегодно публично
анафематствовать мятежника, погубившего тысячи
людей, и тех, кто последовал за ним, и тех, кто
оказал ему сопротивление (Ан.с.256).
Глядя на карту, нетрудно заметить, что
пугачевщина свирепствовала более всего именно
там, где когда-то зародилась капитоновщина, где в
XVII в. oкрепилась разинщина (с. Мурашкино) и где на
Керженце понастроили свои скиты "брыняне", о
которых написал свой "Розыск" Святитель
Димитрий Ростовский. В тех же нижегородских
пределах с особым остервенением убивали
православных священников и через 150 лет, в
Великую Русскую Революцию. Но о последних
новомучениках, слава Богу, мы теперь можем
ежегодно память совершать, а вот о прежних забыли
навсегда.
Почему пугачевцы пошли на Казань через Уральские
заводы. Не зная о расселении раскольников на
Уральских заводах, нельзя понять, почему
самозванец Пугачев - "Петр III", отчаявшись
взять Оренбург, двинулся не прямо на Казань, а
пошел кружным путем через Зауралье. Но он знал,
что найдет там поддержку у единоверцев, среди
местных раскольников, беспоповцев-часовенных,
бывших кержаков-поповцев. Поэтому в истории
пугачевского бунта звучат названия многих
уральских заводов и городов-крепостей.
Кержаки-поповцы с Керженца переселились на Урал
в 1725 году и расселились в треугольнике с
вершинами в Перми, Тобольске и Челябинске,
центром которого был Екатеринбург.
Нельзя не отметить и того, что Временное
Правительство (в котором было немало выходцев из
раскольничьих семей) отправило своих пленников,
русского Царя с семьей, сначала в Тобольск, а
затем в Екатеринбург. В Перми был убит великий
князь Михаил Александрович, в Алапаевске - сестра
Царицы, святая Елизавета с соузниками, а в
столице "заводских кержаков-часовенных",
Екатеринбурге, претерпел мученическую кончину
последний русский Царь Николай Александрович.
Известно, что участниками цареубийства были не
только иудаисты и латышские стрелки, но и местные
рабочие, то есть "заводские часовенные", и,
если иудаисты в подвале Ипатьевского дома
оставили свое клеймо, то не принадлежит ли
раскольникам другая надпись: "Романовы
кончились на Петре III". Петр III, сын герцога
Шлезвиг-Голштейн-Готторпского и восторженный
поклонник прусского короля Фридриха II, стал дл
раскольников, ненавидевших Россию, "их царем",
и поэтому самозванство под его именем
многократно повторялось в последней четверти XVIII
в. В конце ХХ столетия, когда "свердловчане"
организовали победу своему "харизматическому
лидеру", выходцу из того же Екатеринбурга,
человеку, взорвавшему Ипатьевский дом,
географические сопоставления приобретают некий
зловещий смысл, потому что позволяют проследить
связь между разделенными во времени и
пространстве явлениями: капитоновщиной на
Керженце в XVII в., пугачевщиной на Уральских
заводах в XVIII в., цареубийством в Екатеринбурге в
1918 г. и "свердловчанами", убийцами
Советского Союза, преемника Российской империи,
в 1991 г.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев