"СЕ АЗ И ЧАДА, ЯЖЕ МИ ЕСИ ДАЛ"
Интервью с настоятелем и духовником Свято-Введенского
женского монастыря г. Иваново, духовником
православного общества "Радонеж"
архимандритом АМВРОСИЕМ (Юрасовым)
- Последнее время в печати появилось немало
публикаций о старчестве. Что за явление "старчество"?
Почему народ многих священников называет
старцами?
- Когда появились первые монастыри, появились и
старцы - святые люди, подвижники, имевшие особые
дары от Господа. Они обрели богатый духовный опыт,
научились смирению, послушанию, молитве,
духовному рассуждению и всем добродетелям, и
будучи не священниками, а монахами, принимали
несколько послушников для духовного окормления.
Те открывали старцам помыслы, исповедовали свои
грехи и жили в полном послушании, постигая высоты
духовной жизни. Впоследствии совершение
Таинства покаяния стало делом пресвитеров. Мы
знаем, что старцами были преподобные Сергий
Радонежский и Серафим Саровский, праведный Иоанн
Кронштадтский, многие отцы Оптиной Пустыни...
Господь даровал им особую благодать открывать
души людей.
После революции время у нас было тяжелое -
закрывали монастыри, старцев казнили, мучили,
ссылали в тюрьмы, но в народе осталась жажда
старчества, истинного духовного руководства. Мы
сейчас точно не знаем, есть ли богодухновенные
старцы, такие, как в первые времена, но, конечно,
Господь мир не оставил, как только Россия духовно
проснется, старцы откроются. А у кого есть
желание обратиться к опытному священнику, решить
свои жизненные вопросы, они таких духовников
находят и уважительно называют их старцами.
Есть духовники и в монастырях, и на приходах. На
приходе каждый священник является духовником
тех людей, которые посещают приходской храм. Они
берут благословение покрестить ребенка,
вступить в брак, повенчаться. Люди обращаются к
священнику с покаянием, тот совершает таинства,
причащает, отпевает, провожает в мир иной.
- Чем старец отличается от духовника, духовного
отца, просто священника?
- В первую очередь, как говорят богословы, "харизмой",
т.е. особым благодатным дарованием, когда старцем
руководит Сам Дух Святый. Старец может не иметь
сана, но руководить душой человека, вести его ко
спасению; он полностью отвечает за душу своего
ученика-послушника. Не только старцы, но и
старицы имели послушниц, которым послушницы
исповедовали свои помыслы, открывали тайны
сердца и находились под их полным руководством.
Взаимоотношения "старец - ученик" в наше
время не сохранились. Есть отношения "духовный
отец - чадо", когда по договоренности послушник
или мирянин вручает себя духовному руководству
священника и старается выполнять его советы. В
основе этих отношений лежат рекомендация, совет,
а не обязанность. В отношениях простого
священника и паствы тоже лежит духовный совет,
духовные рекомендации, как спасаться. Чаще всего
они адресованы всей пастве, а не отдельным
прихожанам.
- Из святоотеческой литературы мы знаем, что без
духовного руководства старца, духовника
невозможно спастись монашествующим.
Распространяется ли это условие на мирян?
Обязательно ли мирянину иметь духовного
наставника или достаточно просто ходить в
церковь, участвовать в ее таинствах?
- Каждому мирянину надо иметь духовника, которому
можно было бы открыть свою жизнь. Так было у нас в
России всегда: для души - священник, для тела -
врач и учитель. У каждой семьи должен быть
духовник, чтобы все могли решать с ним жизненные
вопросы, особенно вопросы спасения своей души.
Бывает, что у одного священника исповедуются все,
кто живет в этой местности и посещает этот храм.
Кто-то захотел жениться, обращается к священнику.
Он говорит: "А девушка есть?" - "Есть". -
" А кто эта девушка?" Если девушка и юноша
постоянно ходят к нему на исповедь, священник
знает того и другого, он может сказать: стоит им
соединять жизни или нет.
- Какими качествами должен обладать духовник?
- Чтобы быть духовником, совершать таинство
исповеди, священник должен иметь на это
архиерейское благословение. Он должен быть
смиренным, вести нравственную жизнь, уметь
зажечь душу другого человека верой, ревностью по
Богу.
Главное, чтобы духовный отец указывал путь в
Царство Небесное, чтобы он не только жалел и
хвалил, но и как следует ругал нас. Знаете, если
садовник - мастер своего дела, он старается все
лишние сухие сучья у дерева обрубить: берет
ножницы и негодные ветки, не приносящие плода,
отсекает. Очищает дерево, удобряет его, чтобы
росло правильно и лучше развивалось. Когда надо,
делает прививки. Точно так же духовный отец, если
видит в чаде что-то мешающее его духовному росту,
помогает избавиться от пороков и страстей, стать
духовно здоровым. И когда человек достигает
духовной чистоты, он перестает реагировать, кто
там что сказал, как посмотрел...
- Каждый ли священник может быть духовным
руководителем?
- Господь каждому дает Свои дары: одному дар слова,
другому - дар молитвы... Самое тяжелое послушание -
это исповедь, не все могут помогать людям:
кропотливо заниматься с каждым человеком, помочь
раскрыть душу, дать наставление, руководить его
жизнью. Иные, бывает, просто выслушают человека,
который кается в грехах, ни о чем не спрашивают,
порой даже наставление не дают, просто: "прощаю,
разрешаю", и человек уходит неудовлетворенный,
какой был, таким и остается.
- В какой мере послушание применимо к отношениям
духовника и прихожанина? Во всем ли мирянину надо
слушаться духовника?
- Когда священник говорит, сообразуясь со
Священным Писанием, его надо слушаться, а если он
выходит за рамки Священного Писания, святых
отцов, противоречит духу Церкви, духу спасения,
слушать его опасно.
- Как соотносятся свобода и послушание? Не
лишается ли человек свободы, слушаясь своего
духовного отца?
- Священное Писание говорит: вся свобода в духе,
"где Дух Господень, там свобода". Когда
духовник руководствуется Священным Писанием,
духом Божиим, он не может ограничить свободу
своего чада. Кроме того, каждый человек может
выбрать: поступать, как ему советует духовник или
по-своему. Духовник должен знать духовные силы
своего чада: сможет ли он вместить сказанное,
есть ли у него призвание, например на монашество?
Нельзя совершать насилие над личностью: человек
желает вступить в брак, а его склоняют к
монашеству. Нужно все согласовывать с духовным
устроением чада, его состоянием.
- А если священник видит, что мирянин не готов и к
браку?
- Если священник видит, что человек болен, одержим
страстями, например винопитием, наркоманией,
невоздержан на язык, поступки, он может
посоветовать: "Тебе еще рано вступать в брак,
потому что союз ваш - до первой пьянки, скандала,
обязательно будет развод". А примет этот совет
человек или нет - на его совести. Священник может
только посоветовать, но не настаивать. Так же и с
монашеством: священник видит, что человек не
годен для иночества, если придет в монастырь,
многие от него будут страдать и мучиться, потому
что характер крутой, сам невоспитанный,
невыдержанный, будет только соблазном в
монастыре, потому духовник и советует пожить в
миру, подготовить себя.
- Как найти духовника?
- Духовника надо не искать, а у Бога вымаливать.
Усиленно просить Господа, Матерь Божию, своего
святого, ангела-хранителя, чтобы Господь послал.
Я, когда учился в семинарии, поначалу подходил к
любому священнику, а потом настало время, усердно
помолился у мощей преподобного Сергия и попросил:
"Господи, вразуми меня, пошли духовника. Сейчас
пойду под Успенский собор, где исповедуют, и
первый священник, который появится, будет мой
духовник". Когда я вошел в храм, под Успенским
собором, там никого не было. Стою жду, и вдруг из
алтаря выходит архимандрит, и сразу в голове
четкая мысль: "Вот твой духовник". Так оно и
получилось: он остался моим духовником и по сей
день.
- Как духовники руководят своими чадами? Откуда
они берут знания? Есть ли отличие духовной
мудрости от мирской?
- Мудрость должна быть и духовная, и мирская, а
особенно - свыше. Чтобы получить эту мудрость,
каждый священник должен молить Господа, например,
если надо сказать проповедь, попросить: "Господи,
я не знаю, что мне говорить, Сам во мне действуй,
дай мне премудрость", ведь Господь Сам сказал:
"Просите, и дастся вам".
Когда чадо задает вопрос (а чадо - тот, кого
священник обратил к Богу, дает наставление,
окормляет, помогает духовно расти), священник
должен решать вопрос через молитву ко Господу,
используя также и свой духовный опыт, житейский
опыт, зная устроение души этого человека. Но и
чадо, прежде чем идти к духовнику, должно
помолиться, чтобы Господь через священника
открыл Божию волю.
- Наш народ любит юродивых, блаженных, старцев,
есть ли они в наше время, и как отличить
настоящего старца от лжестарца?
- Преподобный Серафим Саровский говорил: "Хорошо,
если из тысячи юродивых найдется хотя бы один
Христа ради юродивый". Сейчас очень много
лжеюродивых и лжеблаженных, получивших
вразумление не от Бога, а по своей страсти. Такие
люди могут обличать в тайных грехах, даже что-то
предсказывать, ходить зимой босиком, но это все
не от Бога, все это прелесть.
Как отличить старца от лжестарца? Священное
Писание и святые отцы указывают нам, что главное
мерило - смирение: "Не ищите прозорливого
старца, а ищите смиренного, мудрого старца".
Лжестарец порабощает волю своего "чада",
заставляя его трудиться не Господу, а себе, своей
гордыне.
Если старца нет, не пренебрегайте духовниками.
Святые отцы и учители Церкви говорят, что придет
такое время, когда не будет духовных
руководителей и людям придется спасаться самим,
читая Священное Писание. Некоторые прочитав это
пророчество, не имея рассуждения, вообще
отказываются от духовного руководства, даже
приняв постриг и являясь чадом духовника,
говорят: "Я буду руководствоваться только
отцами, мне никто не нужен". Это заблуждение.
Надо все читать, но не отвергать помощи духовника,
если он говорит дело, что-то доброе, если его
слова не противоречат святым отцам, Святой
Матери-Церкви.
- Встречали ли вы в своей жизни старцев или стариц?
- Встречал. Когда учился в семинарии, со знакомыми
поехали в Горьковскую область, в деревню Пузо, к
старице Евдокии, ныне уже покойной. С семи лет
полвека она пролежала в постели парализованная,
на одном боку; Господь через нее многим открывал
Свою волю, и люди приходили к ней за советом, за
духовной помощью. Ее преследовали - обычное в те
времена явление, - и нам пришлось ждать до двух
ночи, чтобы войти к ней. Меня она ни разу не видела,
но только мы вошли, воскликнула: "О, Саша
приехал! Заходи, заходи... Ну, как учеба, как мама?"-
"Да, слава Богу".- "И как думаешь жизнь свою
устраивать? Монахом будешь или женишься?" - "Не
знаю. Как Бог благословит". Она улыбнулась,
перекрестилась и сказала: "А Бог благословляет
монашество". А потом добавила: "Когда будешь
в четвертом классе, рукоположат в иеромонахи".
Так оно и было...
- Всегда ли старчество связано с юродством ?
- Юродство особый подвиг, не каждому он по силам.
Старец может иметь дары от Господа: чудотворения,
прозорливости, но не обязательно быть юродивым.
- Нужны ли в нашей жизни старцы, может быть, мы
духовно слабы и не готовы для такого руководства?
- Конечно, для монастырей старцы и старицы были бы
нужны, но народ после семидесяти лет безбожия не
поймет, что такое старец...
- Есть такой термин "младостарчество",
говорящий о том, что некоторые священники
дерзают давать "старческие" наставления,
требуя от мирян беспрекословного повиновения.
Как вы к этому относитесь?
- Здесь надо иметь рассуждение. Миряне к этому не
подготовлены. Такое послушание может быть только
в монастыре, но сейчас оно не практикуется,
потому что ни умудренных старцев нет, ни
послушников. Многие говорят: "Вот если бы
духовник был такой высокой жизни, как авва
Дорофей". Конечно, это было бы хорошо, но сейчас
и таких послушников, как Досифей, нет. Люди
непослушные, не подготовлены, они не выдержат
испытания.
- Верно ли, что любое послушание, выполненное со
смирением, Господь оборачивает во благо
послушника?
- Мы знаем из святых отцов: если послушник по
договоренности с духовником полностью вверяет
себя в его руки, и послушник все выполняет со
смирением, Господь его от падений защищает. Но
такие отношения могут быть только в монастыре, к
мирянам это не относится, они этого не поймут. Дл
них главное - получить Божие благословение на
учебу, на брак, устроиться на работу.
- Всегда ли исполняется то, на что благословил
духовник?
- Не всегда, священник может не знать волю Божию,
например благословить поступать в институт, а
Господь видит, что человеку это не полезно, там он
от Бога отойдет, потеряет веру, тогда
благословение не исполняется. Повторяем, важно
самому просящему, прежде чем брать благословение,
усердно помолиться, чтобы Господь через
священника открыл Свою волю.
- Кто благословляет на путь старчества,
духовничества, или становление происходит
естественным путем?
- Благословляет Сам Господь. Много есть монахов,
которые исповедуют, но у них нет таких дарований,
нет прилежания так исповедовать людей, принимать,
наставлять, даже если они хорошо знают святых
отцов. Знать могут много, а отдачи нет.
- Как вести себя с народом начинающему священнику?
Что должно быть главным в отношениях
священнослужителя и паствы?
- Нужно служить примером для всех, быть мирным,
спокойным, соответствовать своему званию, всегда
помнить, что без Бога мы ничто, не приписывать
себе даров.
Господь и через молодого священника вразумляет,
наставляет. В первую же ночь, как стал
исповедовать, подошла ко мне девушка лет 17-ти, и
покаялась, что шесть раз, причастившись,
выбрасывала Тело Христово. Я пришел в ужас, стал
объяснять ей, что это тягчайший грех
богоубийства, и после длинного наставлени
предупредил: "Причащаться тебе нельзя, пока не
станешь христианкой". Однако через некоторое
время она снова появилась, и с тем же: в седьмой
раз выбросила Святые Дары! И спокойненько так
рассказывает: "Мы с ребятами гуляли в
Сокольниках, проходили мимо храма, на гитаре
играли, пели, ну я и зашла, как раз причащали, и
причастилась, а во рту стало очень горько, вот и
выплюнула...". - "Ты находишься под запретом,
тебе нельзя причащаться! Господь накажет тебя за
этот страшный грех, войдет в тебя дьявол, злой дух...".
- "Не войдет!" - сказала она самоуверенно. -
"Вот увидишь!". Прошло какое-то время, и она
приходит уже бесноватая. Много лет миновало, а
она так и не исцелилась.
Был другой случай. Одна женщина исповедовалась,
рассказала много смертных, страшных грехов и
попросила епитимью, но я не знал, что наложить на
нее за тяжкие грехи, и сказал: "Господь Сам даст
тебе епитимью". - "Какую?" - "Ну, к примеру,
будешь переходить дорогу, и машина собьет, или на
работе рука попадет в станок, или заболеешь раком..."
Месяца через два-три появляется с забинтованной
рукой: "Все исполнилось, батюшка. На работе
станком два пальца отхватило, и признали рак. Но
теперь я знаю, что это мне епитимья от Господа, и
стараюсь терпеть, надеюсь на милость Божию". Ей
сделали операцию. Прошло более 20 лет, и Господь
свел нас снова: увидел ее на одной из встреч с
радиослушателями православной радиостанции "Радонеж"
в Москве. Она показала свои пальцы, говорит: "Я
за вас молюсь, батюшка"...
Порой человек покаялся в грехах, а священник не
знает, какую дать епитимью, тогда Господь по
Своей милости ставит человека в такие условия,
что ему приходится и поболеть, и поскорбеть, и
всякие неприятности потерпеть. Если человек не
ропщет, не отчаивается, никого не обвиняет, душа
его очищается, и человек спасается.
- Есть ли какие-то правила общения с духовником
для прихожан?
- Самое главное - стараться сохранять ровные
отношения с духовником, не бросаться в крайности:
не ставить духовника на место Бога, не требовать
от него невозможного. Духовник - тоже человек, он,
как и все, может иметь слабости, какие-то
несовершенства, их надо стараться покрывать
любовью.
Всем следует помнить, что цель диавола -
разлучить духовника со своей паствой, настроить
чадо против духовника. Диавол внушает мысли, что
священник нехорош, он все не так делает. Человек
слушает диавола, теряет доверие к духовнику,
отпадает от него, от Бога, от Церкви - становитс
атеистом. Но он не остается один, сразу вокруг
себя начинает создавать группу единомышленников-атеистов...
Что на Небе диавол совершил, то же он творит и на
земле: ведет с Богом борьбу через людей. Давно
замечено: если мы какого-то священника считаем
святым, стоит кому-нибудь про него дурное сказать,
как мы сразу эту ложь принимаем, сразу меняем
свое мнение о нем. Но апостол Павел сказал:
"Обвинение на пресвитера не иначе принимай,
как при двух или трех свидетелях" (1 Тим.5,19).
Настоящие христиане должны быть рассудительными
и понимать, что без кормчего им не спастись в
житейском море. Просите у Господа духовника,
пастыря доброго, который мог бы вас провести по
жизни к тихой гавани - Царству Небесному, и,
явившись туда, сказать Господу: "Се аз и чада,
яже ми еси дал".
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев