zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 13-14

ВОПРОСЫ О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ

В рубрике "Вопросы о вере и спасении" мы продолжаем публиковать ответы пастырей, участвовавших в программах радиостанции "Радонеж" и отвечавших на вопросы слушателей в "прямом эфире". Сегодня гость нашей рубрики - священник Олег СТЕНЯЕВ.

- О. Олег, ответьте, пожалуйста, на вопросы по молитвенному правилу: Псалом 50-й. "Се бо в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя"... Как это сочетается с тем, что указывать на грехи родителей - хамство?
- Мы не имеем права говорить о грехах наших родителей, которые родили нас, нашу плоть. Мы не имеем права говорить о грехах крестных родителей, которые являются свидетелями нашего крещения. Мы не имеем права говорить о грехах духовных родителей, то есть священников Церкви.
Но когда мы в молитве произносим слова Псалмопевца - "во грехе родила меня мать моя" - здесь, собственно говоря, речь идет о первородном грехе и о том, что многие люди, согрешив, являются носителями греха. И эти грехи некоторым образом продолжаются и передаются.
Поэтому в этой молитве нет никакого "хамства", а только лишь констатация той правды, котора действительно существует, - мы рождаемся во грехах! Если бы это было как-то иначе, то не надо было бы младенцев крестить - зачем их крестить, если они без грехов? Но мы уже рождаемся в этот мир греховными. И если мы наблюдаем даже поведение маленьких младенцев, они бывают такими ревнивыми - не дай Бог, какая-нибудь тетка на руки взяла, не мама! Уже у него чувство собственника - еще говорить не умеет, уже вырывается! Мы-то, священники, знаем это: только возьмешь в руки у родственника, он начнет брыкаться, один мен прямо за крест схватил и стал крутить. Я даже подумал: "Ничего себе, может быть, его дедушка храмы разрушал?!" Но вот покрестили, грехи остались в купели, а дитя - уже крещеное. У него уже есть Ангел-хранитель, святой, имя которого он носит, другая жизнь у него начинается. То есть в Церкви мы имеем возможность пресекать все эти "генетические потоки" греха. Потому что действительно так бывает: от алкоголиков рождаются алкоголики, от наркоманов - склонные к наркомании и т.д. Но крещение избавляет нас и от первородного греха, и от тех грехов, которые влиянием наших родителей на нас передаются нам.
- Из молитвы ко Пресвятой Богородице: "Странна муки всякия покажи мя и всех Владыку умоли небесная ми улучити веселия со всеми святыми сподоби" - является ли это просьбой о видении? И если да, то как это совместимо с тем, что мы должны опасаться видений, чтобы не впасть в прелесть?
- Здесь о видениях ничего не сказано! Сказано: соделай меня, умолив обо мне Владыку Господа, соделай меня "странным", то есть чуждым вечных мучений, которых грешник заслуживает по своим грехам. А о видениях каких-то нельз молиться! Нельзя молиться: "Господи, пошли мне ангела с крылом, вот тогда я уверую!" Ведь эта жизнь дана нам для того, чтобы мы сами сделали свой выбор. Господь не навязывает нам Свое присутствие в этом мире, Он хочет, чтобы мы добровольно избрали Его власть над собою. И Господь Сам говорил: "Блаженнее не видевшие, но веровавшие!" И слава Богу, что мы ничего не видим! Я очень беспокоюсь за тех, кто видит. Один мужчина мне сказал: "А я каждый день вижу!" - "Кого?" - "Божию Матерь вижу, святых..." - "Да преподобный    Сергий только два раза видел Божию Матерь, а вы - каждый день. Что же такое?" Это ведь уже болезнь, поэтому вызывать для себя такое болезненное состояние, молясь о видениях, не нужно. Это не так легко. А если на самом деле увидите Ангела? Вдруг Господь услышит вашу молитву и пошлет Ангела? Можно умереть сразу, вы не думайте, что это очень просто! Ангел свят, а мы - грешны. Поэтому Господь очень много скрывает от нас. Даже если свою душу человек увидел бы до конца, он мог бы впасть в такое уныние, что тут же и погибнуть можно и в ад попасть.
Господь специально некоторые вещи устроил так, что мы забываем. Потому что с годами грехи накапливаются, а помнить о них все время - можно в уныние впасть! И старым людям склероз дан как Божия анестезия, чтобы не всегда помнить о тех ужасах молодости, которые были. Кстати, есть опасность: когда человек умирает, диавол напомнит все грехи, всю жизнь покажет перед глазами для того, чтобы ввергнуть в уныние душу. И поэтому в момент смерти очень важно не впасть в уныние, когда увидишь все свои грехи, а воскликнуть: "Эти грехи я исповедал и верю, что грехи, разрешенные священником в церкви, больше не существуют, - они омыты кровью Спасителя!"
А некоторые на одре смерти срывают с себя крест! Про одну женщину рассказывали мне, что она всю жизнь ходила в храм, а перед смертью из-за тяжелых мучений стала впадать в уныние и сорвала с себ крест. Так ее запутал диавол!
Поэтому мы до конца должны держаться нашей веры и никуда от нее не отступать. И наша вера строитс не на видениях, а на том, что мы поверили Господу и пошли за Ним!
- О. Олег, по радио "Радонеж" вы говорили, что мы должны помогать своим, православным. Как это понимать?
В Писании сказано: "Делайте добро всем, наипаче своим по вере", то есть прежде всего своим по вере, православным. Это серьезный вопрос, с которым в можете столкнуться, даже, например, когда покупаете продукты. Это ваша форма отношения к православным и неправославным! Если вы покупаете товары в магазине, вы должны постараться покупать те товары, которые произведены православными людьми в православных странах. Вы можете купить украинское сало (там наши братья и сестры православные), но не предпочитать украинскому салу какой-нибудь немецкий шпиг.
- Я собираюсь зарегистрировать общественную организацию "Поддержки родственников наркоманов и пьяниц". Могли бы вы благословить это дело и идти к нам в организацию проповедовать Православие?
- Если вы хотите получить церковное благословение для общественной организации, вам надо написать прошение в Патриархию, потому что Москва, как епархия, подчиняется Патриарху. И такие вопросы решает Святейший. Если вас благословят, вы откроете общественную организацию в помощь наркоманам и будете трудиться. Вот у нас существует при храме общественная организация - Центр реабилитации. Но для того, чтобы он существовал, мы получили благословение Святейшего Патриарха. Потому что без воли Патриарха в Москве мы не можем ничего менять в церковной жизни. Поэтому здесь благословения священника совершенно недостаточно, надо обращаться к Священноначалию.

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев