ВОПРОСЫ О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ
В рубрике "Вопросы о вере и спасении" мы
продолжаем публиковать ответы пастырей,
участвовавших в программах радиостанции "Радонеж"
и отвечавших на вопросы слушателей в "прямом
эфире". Сегодня гость нашей рубрики - священник
Олег СТЕНЯЕВ.
- О. Олег, ответьте, пожалуйста, на вопросы по
молитвенному правилу: Псалом 50-й. "Се бо в
беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати
моя"... Как это сочетается с тем, что указывать
на грехи родителей - хамство?
- Мы не имеем права говорить о грехах наших
родителей, которые родили нас, нашу плоть. Мы не
имеем права говорить о грехах крестных родителей,
которые являются свидетелями нашего крещения. Мы
не имеем права говорить о грехах духовных
родителей, то есть священников Церкви.
Но когда мы в молитве произносим слова
Псалмопевца - "во грехе родила меня мать моя"
- здесь, собственно говоря, речь идет о
первородном грехе и о том, что многие люди,
согрешив, являются носителями греха. И эти грехи
некоторым образом продолжаются и передаются.
Поэтому в этой молитве нет никакого "хамства",
а только лишь констатация той правды, котора
действительно существует, - мы рождаемся во
грехах! Если бы это было как-то иначе, то не надо
было бы младенцев крестить - зачем их крестить,
если они без грехов? Но мы уже рождаемся в этот
мир греховными. И если мы наблюдаем даже
поведение маленьких младенцев, они бывают такими
ревнивыми - не дай Бог, какая-нибудь тетка на руки
взяла, не мама! Уже у него чувство собственника -
еще говорить не умеет, уже вырывается! Мы-то,
священники, знаем это: только возьмешь в руки у
родственника, он начнет брыкаться, один мен
прямо за крест схватил и стал крутить. Я даже
подумал: "Ничего себе, может быть, его дедушка
храмы разрушал?!" Но вот покрестили, грехи
остались в купели, а дитя - уже крещеное. У него
уже есть Ангел-хранитель, святой, имя которого он
носит, другая жизнь у него начинается. То есть в
Церкви мы имеем возможность пресекать все эти
"генетические потоки" греха. Потому что
действительно так бывает: от алкоголиков
рождаются алкоголики, от наркоманов - склонные к
наркомании и т.д. Но крещение избавляет нас и от
первородного греха, и от тех грехов, которые
влиянием наших родителей на нас передаются нам.
- Из молитвы ко Пресвятой Богородице: "Странна
муки всякия покажи мя и всех Владыку умоли
небесная ми улучити веселия со всеми святыми
сподоби" - является ли это просьбой о видении? И
если да, то как это совместимо с тем, что мы должны
опасаться видений, чтобы не впасть в прелесть?
- Здесь о видениях ничего не сказано! Сказано:
соделай меня, умолив обо мне Владыку Господа,
соделай меня "странным", то есть чуждым
вечных мучений, которых грешник заслуживает по
своим грехам. А о видениях каких-то нельз
молиться! Нельзя молиться: "Господи, пошли мне
ангела с крылом, вот тогда я уверую!" Ведь эта
жизнь дана нам для того, чтобы мы сами сделали
свой выбор. Господь не навязывает нам Свое
присутствие в этом мире, Он хочет, чтобы мы
добровольно избрали Его власть над собою. И
Господь Сам говорил: "Блаженнее не видевшие, но
веровавшие!" И слава Богу, что мы ничего не
видим! Я очень беспокоюсь за тех, кто видит. Один
мужчина мне сказал: "А я каждый день вижу!" -
"Кого?" - "Божию Матерь вижу, святых..." -
"Да преподобный Сергий только два
раза видел Божию Матерь, а вы - каждый день. Что же
такое?" Это ведь уже болезнь, поэтому вызывать
для себя такое болезненное состояние, молясь о
видениях, не нужно. Это не так легко. А если на
самом деле увидите Ангела? Вдруг Господь услышит
вашу молитву и пошлет Ангела? Можно умереть сразу,
вы не думайте, что это очень просто! Ангел свят, а
мы - грешны. Поэтому Господь очень много скрывает
от нас. Даже если свою душу человек увидел бы до
конца, он мог бы впасть в такое уныние, что тут же
и погибнуть можно и в ад попасть.
Господь специально некоторые вещи устроил так,
что мы забываем. Потому что с годами грехи
накапливаются, а помнить о них все время - можно в
уныние впасть! И старым людям склероз дан как
Божия анестезия, чтобы не всегда помнить о тех
ужасах молодости, которые были. Кстати, есть
опасность: когда человек умирает, диавол
напомнит все грехи, всю жизнь покажет перед
глазами для того, чтобы ввергнуть в уныние душу. И
поэтому в момент смерти очень важно не впасть в
уныние, когда увидишь все свои грехи, а
воскликнуть: "Эти грехи я исповедал и верю, что
грехи, разрешенные священником в церкви, больше
не существуют, - они омыты кровью Спасителя!"
А некоторые на одре смерти срывают с себя крест!
Про одну женщину рассказывали мне, что она всю
жизнь ходила в храм, а перед смертью из-за тяжелых
мучений стала впадать в уныние и сорвала с себ
крест. Так ее запутал диавол!
Поэтому мы до конца должны держаться нашей веры и
никуда от нее не отступать. И наша вера строитс
не на видениях, а на том, что мы поверили Господу и
пошли за Ним!
- О. Олег, по радио "Радонеж" вы говорили, что
мы должны помогать своим, православным. Как это
понимать?
В Писании сказано: "Делайте добро всем, наипаче
своим по вере", то есть прежде всего своим по
вере, православным. Это серьезный вопрос, с
которым в можете столкнуться, даже, например,
когда покупаете продукты. Это ваша форма
отношения к православным и неправославным! Если
вы покупаете товары в магазине, вы должны
постараться покупать те товары, которые
произведены православными людьми в православных
странах. Вы можете купить украинское сало (там
наши братья и сестры православные), но не
предпочитать украинскому салу какой-нибудь
немецкий шпиг.
- Я собираюсь зарегистрировать общественную
организацию "Поддержки родственников
наркоманов и пьяниц". Могли бы вы благословить
это дело и идти к нам в организацию проповедовать
Православие?
- Если вы хотите получить церковное
благословение для общественной организации, вам
надо написать прошение в Патриархию, потому что
Москва, как епархия, подчиняется Патриарху. И
такие вопросы решает Святейший. Если вас
благословят, вы откроете общественную
организацию в помощь наркоманам и будете
трудиться. Вот у нас существует при храме
общественная организация - Центр реабилитации.
Но для того, чтобы он существовал, мы получили
благословение Святейшего Патриарха. Потому что
без воли Патриарха в Москве мы не можем ничего
менять в церковной жизни. Поэтому здесь
благословения священника совершенно
недостаточно, надо обращаться к Священноначалию.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев