ПИСЬМО В НОМЕР
АРМИЯ И ЦЕРКОВЬ - ЧАСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
Не секрет, что в сфере взаимоотношений Русской
Православной Церкви с Российской Армией за
последнее время по сравнению с советской эпохой
произошли большие сдвиги. Думается, важнейшую
роль в этом процессе сыграло осознание обеими
сторонами собственной необходимости друг другу.
Что и говорить: при взгляде на наши Вооруженные
Силы страшно становится от обилия проблем, и в
том числе проблем нравственных. Ужасающие
масштабы приобрели само- и братоубийства на
почве нервных срывов, насилие, повальна
халатность и безответственность. Вследствие
всех этих обстоятельств нелюбовь к армии в нашей
стране стала едва ли не государственной
идеологией (автору даже приходилось наблюдать
расклеенные по метро объявления, в которых
некоторая организация обещала помочь юношам "откосить"
от армии, естественно не задаром).
Продолжать в этих условиях воздействие на
нравственное состояние личного состава старыми,
"ленинскими" мето-дами бесполезно,
поскольку они давно не воспринимаются всерьез.
Поэтому вполне логично, что высшее командование
обратилось за помощью к РПЦ, которая с
готовностью откликнулась. Ибо как можно остатьс
глухим к призывам погибающих, тем более примеров
благотворного соучастия армии и Церкви
множество, вся история России тому пример.
Наконец-то наши военные, пусть робко и неуверенно,
но все же стали приобщаться к Истине. И даже в
российских СМИ, до кончика пера атеистических,
замелькали сообщения о благотворном влиянии
Православия на армейскую среду. О том, как в той
или иной воинской части открылся приход, о
полковых священниках, несущих благое слово в
казармы. Известен, в частности, такой случай.
Не так давно в Югославию, которая не подвергалась
еще в ту пору бомбардировкам НАТО, было послано в
качестве миротворческих сил подразделение РА.
Расположилось оно вблизи также недавно
прибывших американцев. Заокеанские соседи
немедля приступли к возведению оборонительных
сооружений: навезли массу кирпича, цемента и
ускоренными темпами по-строили неясное серое
здание, напоминавшее дозорную башню. Принялись
за работу и наши солдаты: взяв топоры в руки,
пошли валить деревья и складывать сруб.
Американцы усмехались: "ХХI век на носу, а
русские все топорами машут да избы ставят!"
Когда же с помощью вертолета установили на крышу
сруба маковку с крестом, все поняли, что за "избу"
возводили рус-ские. Вскоре подразделени
покинули этот район, оставив о себе память у
местных жителей: только одни в виде право-славной
часовни, а другие - несуразной каменной глыбы.
Однако лучше, по словам классика, всегда там, где
нас нет.
В одной из военных академий Министерства обороны
РФ, где автор этой статьи обучается на первом
курсе, сложилась следующая обстановка. Наш
факультет находится в центре Москвы, в старых
Хамовнических казармах, построен-ных в начале
века. Площади здесь весьма ограничены, и возвести
даже небольшую часовню не представляется возмож-ным.
Здесь нет вины командования. Тем не менее эта же
проблема была с успехом решена в прошлом веке,
когда в здании располагался Сумской гусарский
полк: на втором этаже правого и левого крыла
казармы были развернуты две постоянные церкви;
на крыше даже построили колоколенку,
сохранившуюся до наших дней. Их судьба такова:
первую цер-ковь расчистили под спортзал, из
второй же сделали клуб, расположив на месте
алтаря сцену.
Впрочем, могут возразить: так ли уж необходим
курсантам храм? Судите сами. Однажды на беседу с
учащимися приехал заместитель заведующего
Отделом внешних церковных сношений отец
Константин. По-военному это называетс
информированием, на которое все курсанты пришли
в обязательном порядке (так положено по Уставу).
Всякая же "обязаловка" в армии, пусть даже
развлекательно-познавательная, встречается с
тоской в глазах. На подобных встречах обычно
бывает немного вопросов. В данном же случае все
было иначе. Батюшка едва успевал отвечать на во-просы
молодых людей, а их подчас интересовали
серьезные богословские проблемы.
В результате запланированная на 40 минут беседа
продолжалась 2 часа. Под конец же, когда отец
Константин стал благословлять курсантов на
успешную сдачу экзаменов и раздавать иконки, к
нему было просто не пробить-ся.
Вот и решайте: чем организовать эти, бесспорно
нужные беседы, не полезнее ли открыть в Военном
городке приход. Тогда благотворное влияние
священника на военнослужащих стало бы более
действенным. Есть другой пример: один из офицеров,
человек верующий, принес в казарму православную
икону, несмотря на критику некоторых лиц из
управления городка. Хотя что плохого том, что
человек верит в Бога, посещает храм? На Пасху,
впрочем, сводили в церковь всех желающих.
Думается, можно надеяться на дальнейшее
расширение взаимодействия между Российской
Армией и Русской Право-славной Церковью.
Андрей КОМПАНЕЕЦ
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев