АФОНИАДА - ШКОЛА СВ. ГОРЫ
ИНТЕРВЬЮ С ИВАНОМ ЛИТОВЧЕНКО, РУССКИМ
АМЕРИКАНЦЕМ, ПОЛЮБИВШИМ СВЯТУЮ ГОРУ
Афониада основана по благословению Патриарха
Константинопольского Кирилла в 1749 году
иеромонахом Мелетием в пределах Ватопедского
монастыря. С 1753 года ее возглавлял иеродиакон
Евгений Вулгари - один из самых крупных греческих
ученых своего времени. При Евгении Вулгари школа
пережила свой расцвет - собрала в свои стены
множество учащихся и стала широко известна в
мире.
Афониаду окончило множество будущих святых,
среди которых можно назвать имена св. Космы
Этолосского, митрополита Коринфского Макария,
святого Никодима Святогорца. Занятия были
прерваны в 1821 году в связи с началом национальной
революции против турецкого ига.
Вновь школа открывает свои двери в столице Афона
- Карее, где в 1842 году для нее строится но-вое
здание. Новый период Афониады начинается в 1930
году, но с объявлением греко-итальянской войны в
1940 году школа снова закрывается.
С 1953 года по сей день она существует как
церковная школа среднего образования (7-12 клас-сы).
- Я приехал на Афон как паломник и узнал, что там
есть школа для детей. Меня и маму это
заинтересовало, и я туда поступил.
- Были ли какие-то проблемы в связи с тем,
что вы русский, да еще и из Америки?
- Таких проблем не было. Во-первых, на греческом
уже говорил почти что свободно. С другой стороны,
в этой школе очень много иностранцев.
- А где вы изучили греческий язык?
- В Нью-Йорке. Просто пошел в греческую школу,
которую создала Греческая Церковь для греческой
об-щины, для греческих детей, которые живут в Нью-Йорке.
Я год там проучился и выучил греческий язык.
- А с чем связан был выбор именно греческой
школы?
- Меня интересовал греческий язык, я уже ездил
ранее в Грецию и хотел стать к ней ближе.
- И вот вы попали на Афон. Вспомните, как вы
приехали в "Афониаду". Какой вы ее увидели?
- Там дети в основном в подрясниках ходят, и меня,
как человека с Запада, это очень удивило. Их образ
жизни, раз они живут на Афоне, отличается от
мирского. Они совсем отделены от мира. С 13 лет с
родителями никаких контактов. Живут далеко от
дома - это уже как бы первая степень отрешения.
- И как это: хорошо или нет?
- Трудный вопрос. Конечно, для ребенка в 12-13 лет
это тяжело, но хорошо в воспитательном смысле.
- В наших православных школах иногда
боятся духа фарисейства, некоторого
начетничества без внутреннего духовного
воспитания. Есть ли эта опасность в "Афониаде"?
-Если ребенок не хочет там быть, ему будет очень
трудно. Но раз он хочет там быть, я думаю, не может
образоваться никакого фарисейства.
- То есть дети там учатся с радостью?
- В основном да. А те, кто учится не с радостью и не
хотят учиться, - они все равно рано или поздно
уходят.
- А много уходят?
- Каждый год и приходит много, и уходит много. Но
есть те, которые остаются навсегда. И они рады
этому, и это им помогает в будущем, когда они
поступают в университет. Особенно это касаетс
тех, кто хочет поступить в клир.
- Вы предвосхитили мой вопрос. Насколько
отличается преподавание и программа от обычной
шко-лы? И нет ли проблем с продолжением
образования в высших учебных заведениях?
- В Греции есть определенная система. Эта школа
считается гуманитарной, из нее дети могут
поступить в университет только на гуманитарные
факультеты. Например, на факультет богослови
или исторический. Но у них есть преимущество в
том, что, поступая на богословский факультет, им
нужно меньше баллов. Поэтому кто хочет поступить
в университет на богословие, очень хотят
окончить эту школу.
- А сколько вообще учеников в "Афониаде"?
- Приблизительно сто. Чуть больше - чуть меньше
каждый год. Но в целом около ста человек.
- И с какого возраста там начинаетс
обучение?
- Обычно с тринадцати лет и до восемнадцати. Но
поступают и в 20, и в 25. Это те, кто или только что
крестились, или из другой страны приехали.
Например, в прошлом году, я помню, был кто-то из
Таиланда. Этот юноша недавно крестился и
поступил, чтобы получить какое-то основное
православное образование, чтобы потом вернутьс
и работать на родине. Преподавание ведется по
гречески. Но приходит много детей из разных стран,
которые совсем не говорят по гречески. И таким
представляют в первый год возможность учиться в
основном греческому. Хотя они изучают и другие
предметы. И они очень быстро учатся греческому
языку.
- А как складываются отношения между
преподавателями и учениками?
- Учителя в основном миряне. Есть и из клира, но в
основном миряне. Это люди, которые преимуще-ственно
или учились в Афониаде, или закончили ее, а потом
завершили образование в университете. Главный
мастер школы - скаларх, как говорят греки, -
священнослужитель. Сам уровень школы в смысле
богатства образования и в смысле разнообрази
предметов - очень высокий. Я думаю, на уровне
нашей семинарии. Там очень высокий уровень
преподавания. Но по математике он ниже, конечно,
чем в России. Это зависит от того, что ищет
человек - если он ищет среднее образование - и
математику, и физику, и химию - это одно. А если он
ищет богословские предметы церковного склада -
это очень богатая школа.
- А отношения между учащимися и
профессурой? Как вы можете охарактеризовать
атмосферу в вашей школе?
-Конечно, дети есть дети. Они и хулиганят немножко,
и играют. И их нужно, конечно, иногда наказывать.
Так идет воспитание: на ошибках они учатся. Но они
все же находятся под опреде-ленной нагрузкой из-за
того, что они на Афоне и ничего мирского нет
вокруг. У них мало свободного времени, нужно
много заниматься и читать. Но атмосфера семьи
присутствует, потому что все вме-сте и живут, и
учатся вместе, и обедают, и в церковь ходят вместе
каждый день. Очень семейная, близкая обстановка
получается.
- Опишите нам один день афонской школы.
- Встают там примерно в шесть часов утра, сразу
умываются, готовятся и идут в церковь. В церкви
служится утреня, сразу после утрени - 45 минут дети
проводят под наблюдением и готовят уроки этого
дня. Потом все вместе завтракают и после завтрака
начинаются уроки. Посередине дня есть небольшой
перерыв. Где-то в 1 час 30 минут идет обед с чтением
Житий Святых, как и в монастырях. После обеда
сразу отдых, где все обязательно ложатся и
отдыхают или где-то тихо читают, чтобы другим не
мешать.
После отдыха начинается вечерняя служба, после
вечерней - обычно маленький полдник и свободное
время. Единственное свободное время в течение
дня - примерно около 45-50 минут. После этого опять
три часа чтения под наблюдением или делаешь
уроки, заданные на этот день. После этого сразу
ужин, а после ужина повечерие. После повечери
опять где-то 45 минут чтение или уроки, а потом уже
ло-жатся спать.
- Весьма напряженный, прямо скажем, день! Но
все-таки это детское учебное заведение. Как дети
справляются с бытом? Дети ведь должны быть
накормлены, уложены в чистые постели, обстира-ны;
должно быть тепло в здании. Насколько обустроена
бытовая сторона в Афониаде?
- В зданиях есть и горячая вода, есть и стиральна
машина, но всетаки там дети более самостоятельны,
чем дома. Они сами должны смотреть за тем, какую
одежду им нужно постирать. Старшеклассников
назначают следить за одеждой, и каждый день
недели разные классы сти-рают свою одежду, потом
забирают чистую уже обратно. Кормят детей три
раза в день - полный обед и ужин, и еще посередине
дня им подают небольшой полдник: круассан,
пирожное, бутерброд какой-нибудь. А с другой
стороны, раз дети далеко от дома находятся, то они
все приписаны к какому-нибудь монастырю. Если
такой ребенок хочет, то он может поехать туда на
выходные. И, разумеется, монастырь тоже смотрит
за ребенком, игумен проверяет, все ли хорошо, есть
ли какие-то проблемы. Если проблемы есть -
монастырь будет разговаривать с школой.
- Что имеется в виду?
- По афонскому закону все монастыри обязаны
помогать в содержании этой школы. И особенно -
Ватопедский монастырь, которому она принадлежит.
Да и сам Афонский Кинот и экономически, и во всем
остальном помогает школе. Поскольку каждый
ребенок приписан к какомуто монастырю, он туда
ездит, становится как бы частью братии этого
монастыря. Обычно до того, как он поступит в школу,
у него уже в какомто монастыре или какойто
знакомый, или духовное лицо, к которому его семь
обращается, и его записывают туда. И получается,
что он принимается как часть братии. Ему даетс
определенная келия для ночевки, он обедает с
монахами, обычно испо-ведуется у духовника
монастыря или у духовника школы.
- И последний вопрос: как Афон повлиял на
вас лично? Какое вы лично вынесли впечатление от
этого времени учебы в "Афониаде"?
- Афон - это как бы совсем другой мир, совсем
непохожий на наш. Тебе помогают понять суть Пра-вославия,
его глубину. Там сохранился очень древний дух
монашества, как было и 500 лет назад. Там особенно
ощущаешь полноту монашества в Православии.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев