zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 13-14

АФОНИАДА - ШКОЛА СВ. ГОРЫ
ИНТЕРВЬЮ С ИВАНОМ ЛИТОВЧЕНКО, РУССКИМ АМЕРИКАНЦЕМ, ПОЛЮБИВШИМ СВЯТУЮ ГОРУ

Афониада основана по благословению Патриарха Константинопольского Кирилла в 1749 году иеромонахом Мелетием в пределах Ватопедского монастыря. С 1753 года ее возглавлял иеродиакон Евгений Вулгари - один из самых крупных греческих ученых своего времени. При Евгении Вулгари школа пережила свой расцвет - собрала в свои стены множество учащихся и стала широко известна в мире.
Афониаду окончило множество будущих святых, среди которых можно назвать имена св. Космы Этолосского, митрополита Коринфского Макария, святого Никодима Святогорца. Занятия были прерваны в 1821 году в связи с началом национальной революции против турецкого ига.
Вновь школа открывает свои двери в столице Афона - Карее, где в 1842 году для нее строится но-вое здание. Новый период Афониады начинается в 1930 году, но с объявлением греко-итальянской войны в 1940 году школа снова закрывается.
С 1953 года по сей день она существует как церковная школа среднего образования (7-12 клас-сы).
- Я приехал на Афон как паломник и узнал, что там есть школа для детей. Меня и маму это заинтересовало, и я туда поступил.
- Были ли какие-то проблемы в связи с тем, что вы русский, да еще и из Америки?
- Таких проблем не было. Во-первых, на греческом уже говорил почти что свободно. С другой стороны, в этой школе очень много иностранцев.
- А где вы изучили греческий язык?
- В Нью-Йорке. Просто пошел в греческую школу, которую создала Греческая Церковь для греческой об-щины, для греческих детей, которые живут в Нью-Йорке. Я год там проучился и выучил греческий язык.
- А с чем связан был выбор именно греческой школы?
- Меня интересовал греческий язык, я уже ездил ранее в Грецию и хотел стать к ней ближе.
- И вот вы попали на Афон. Вспомните, как вы приехали в "Афониаду". Какой вы ее увидели?
- Там дети в основном в подрясниках ходят, и меня, как человека с Запада, это очень удивило. Их образ жизни, раз они живут на Афоне, отличается от мирского. Они совсем отделены от мира. С 13 лет с родителями никаких контактов. Живут далеко от дома - это уже как бы первая степень отрешения.
- И как это: хорошо или нет?
- Трудный вопрос. Конечно, для ребенка в 12-13 лет это тяжело, но хорошо в воспитательном смысле.
- В наших православных школах иногда боятся духа фарисейства, некоторого начетничества без внутреннего духовного воспитания. Есть ли эта опасность в "Афониаде"?
-Если ребенок не хочет там быть, ему будет очень трудно. Но раз он хочет там быть, я думаю, не может образоваться никакого фарисейства.
- То есть дети там учатся с радостью?
- В основном да. А те, кто учится не с радостью и не хотят учиться, - они все равно рано или поздно уходят.
- А много уходят?
- Каждый год и приходит много, и уходит много. Но есть те, которые остаются навсегда. И они рады этому, и это им помогает в будущем, когда они поступают в университет. Особенно это касаетс тех, кто хочет поступить в клир.
- Вы предвосхитили мой вопрос. Насколько отличается преподавание и программа от обычной шко-лы? И нет ли проблем с продолжением образования в высших учебных заведениях?
- В Греции есть определенная система. Эта школа считается гуманитарной, из нее дети могут поступить в университет только на гуманитарные факультеты. Например, на факультет богослови или исторический. Но у них есть преимущество в том, что, поступая на богословский факультет, им нужно меньше баллов. Поэтому кто хочет поступить в университет на богословие, очень хотят окончить эту школу.
- А сколько вообще учеников в "Афониаде"?
- Приблизительно сто. Чуть больше - чуть меньше каждый год. Но в целом около ста человек.
- И с какого возраста там начинаетс обучение?
- Обычно с тринадцати лет и до восемнадцати. Но поступают и в 20, и в 25. Это те, кто или только что крестились, или из другой страны приехали. Например, в прошлом году, я помню, был кто-то из Таиланда. Этот юноша недавно крестился и поступил, чтобы получить какое-то основное православное образование, чтобы потом вернутьс и работать на родине. Преподавание ведется по гречески. Но приходит много детей из разных стран, которые совсем не говорят по гречески. И таким представляют в первый год возможность учиться в основном греческому. Хотя они изучают и другие предметы. И они очень быстро учатся греческому языку.
- А как складываются отношения между преподавателями и учениками?
- Учителя в основном миряне. Есть и из клира, но в основном миряне. Это люди, которые преимуще-ственно или учились в Афониаде, или закончили ее, а потом завершили образование в университете. Главный мастер школы - скаларх, как говорят греки, - священнослужитель. Сам уровень школы в смысле богатства образования и в смысле разнообрази предметов - очень высокий. Я думаю, на уровне нашей семинарии. Там очень высокий уровень преподавания. Но по математике он ниже, конечно, чем в России. Это зависит от того, что ищет человек - если он ищет среднее образование - и математику, и физику, и химию - это одно. А если он ищет богословские предметы церковного склада - это очень богатая школа.
- А отношения между учащимися и профессурой? Как вы можете охарактеризовать атмосферу в вашей школе?
-Конечно, дети есть дети. Они и хулиганят немножко, и играют. И их нужно, конечно, иногда наказывать. Так идет воспитание: на ошибках они учатся. Но они все же находятся под опреде-ленной нагрузкой из-за того, что они на Афоне и ничего мирского нет вокруг. У них мало свободного времени, нужно много заниматься и читать. Но атмосфера семьи присутствует, потому что все вме-сте и живут, и учатся вместе, и обедают, и в церковь ходят вместе каждый день. Очень семейная, близкая обстановка получается.
- Опишите нам один день афонской школы.
- Встают там примерно в шесть часов утра, сразу умываются, готовятся и идут в церковь. В церкви служится утреня, сразу после утрени - 45 минут дети проводят под наблюдением и готовят уроки этого дня. Потом все вместе завтракают и после завтрака начинаются уроки. Посередине дня есть небольшой перерыв. Где-то в 1 час 30 минут идет обед с чтением Житий Святых, как и в монастырях. После обеда сразу отдых, где все обязательно ложатся и отдыхают или где-то тихо читают, чтобы другим не мешать.
После отдыха начинается вечерняя служба, после вечерней - обычно маленький полдник и свободное время. Единственное свободное время в течение дня - примерно около 45-50 минут. После этого опять три часа чтения под наблюдением или делаешь уроки, заданные на этот день. После этого сразу ужин, а после ужина повечерие. После повечери опять где-то 45 минут чтение или уроки, а потом уже ло-жатся спать.
- Весьма напряженный, прямо скажем, день! Но все-таки это детское учебное заведение. Как дети справляются с бытом? Дети ведь должны быть накормлены, уложены в чистые постели, обстира-ны; должно быть тепло в здании. Насколько обустроена бытовая сторона в Афониаде?
- В зданиях есть и горячая вода, есть и стиральна машина, но всетаки там дети более самостоятельны, чем дома. Они сами должны смотреть за тем, какую одежду им нужно постирать. Старшеклассников назначают следить за одеждой, и каждый день недели разные классы сти-рают свою одежду, потом забирают чистую уже обратно. Кормят детей три раза в день - полный обед и ужин, и еще посередине дня им подают небольшой полдник: круассан, пирожное, бутерброд какой-нибудь. А с другой стороны, раз дети далеко от дома находятся, то они все приписаны к какому-нибудь монастырю. Если такой ребенок хочет, то он может поехать туда на выходные. И, разумеется, монастырь тоже смотрит за ребенком, игумен проверяет, все ли хорошо, есть ли какие-то проблемы. Если проблемы есть - монастырь будет разговаривать с школой.
- Что имеется в виду?
- По афонскому закону все монастыри обязаны помогать в содержании этой школы. И особенно - Ватопедский монастырь, которому она принадлежит. Да и сам Афонский Кинот и экономически, и во всем остальном помогает школе. Поскольку каждый ребенок приписан к какомуто монастырю, он туда ездит, становится как бы частью братии этого монастыря. Обычно до того, как он поступит в школу, у него уже в какомто монастыре или какойто знакомый, или духовное лицо, к которому его семь обращается, и его записывают туда. И получается, что он принимается как часть братии. Ему даетс определенная келия для ночевки, он обедает с монахами, обычно испо-ведуется у духовника монастыря или у духовника школы.
- И последний вопрос: как Афон повлиял на вас лично? Какое вы лично вынесли впечатление от этого времени учебы в "Афониаде"?
- Афон - это как бы совсем другой мир, совсем непохожий на наш. Тебе помогают понять суть Пра-вославия, его глубину. Там сохранился очень древний дух монашества, как было и 500 лет назад. Там особенно ощущаешь полноту монашества в Православии.

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев