НЕТ ЦЕРКВИ БЕЗ ЕПИСКОПА
В работе завершившегося на днях Священного
Синода принял участие один из старейших иерархов
Русской Православной Церкви митрополит Омский и
Тарский Феодосий. Он отвечает на во-просы нашего
корреспондента.
-Владыка, вот уже 13 лет вы управляете одной из
крупнейших сибирских епархий, где за эти годы чис-ло
приходов увеличилось с шести до ста. Ежедневно
служите, деятельно участвуете в строительстве
двух соборов - Успенского в Крестовоздвиженском
Ачаирском монастыре и во имя Рождества Христова
в самом Омске, а поэтому, знаю, неохотно
оставляете епархию даже на время. И все же
праздник преподобного Сергия предпочитаете
встречать в Лавре, тем более, что нынче к нему
было приурочено очередное заседание Священного
Синода?
-Большинство наших архиереев - монахи Троице-Сергиевой
Лавры. Здесь, под праздник Введения Богоро-дицы
во храм, в 1962 году состоялась и моя архиерейска
хиротония, так что здесь наша духовная родина,
где у мощей печальника и заступника земли
Русской черпаем силы для своего служения. Препо-добный
так замечательно выразил красоту и величие пути
святости, что вот уже шесть веков остается отцом
и наставником для многих соотечественников,
которые притекают к нему со всех концов страны,
особенно в этот день. По милости Божией и
сподобился вновь молиться здесь вместе с Его
Святейшеством, паломниками и братией, в
сослужении пятидесяти архиереев. Торжество
великое, оно воодушевляет проникновенностью
молитв, которые возносятся в эти дни, а наипаче же
в этом году, после недавних ужасных терактов, так
больно отозвавшихся во всем народе. Даже в нашей
отда-ленной и вроде бы более спокойной Сибири
ощущается эта всеобщая тревога и подавленность.
Но и уст-ремленность к Церкви. Народ после службы,
даже темным осенним вечером, не спешит
расходиться по домам. Благословляя, идешь к
выходу, а по пути слышишь вопросы, суждения,
обращенные к тебе, а в твоем лице - к Церкви. И это
упование не должно быть обманутым. Всякий раз
надо поддер-жать, подсказать, выслушать. Столько
в мире сейчас греха и скорби, что многократно
возрастает долг пастыря, духовного наставника. И
здесь, у мощей отца нашего Сергия, известного
искусным врачеванием немощствующих душ, каждый
из нас молился еще и об укреплении в исполнении
этого дол-га. Об этом говорили мы и на заседаниях
Священного Синода, и напутствуя нового епископа
града Иокогама - Петра, викария Киотосской
епархии. Вы же помните, что со смертью
митрополита Феодосия Токийского, предстоятел
Японской церкви, она осиротела. И в числе других
вопросов мы об-суждали возможных кандидатов на
этот пост.
-Владыка, вот вы сказали: "Церковь осиротела".
И это не просто оборот речи, а обозначение той
высокой миссии, которую исполняет епископ. В наши
дни, когда многие потеряли вкус соли ис-тинного
христианства, нередко, если не оспаривается, то
недооценивается эта миссия, что ум-ножает печали
нашей Церкви. Как вы оцениваете эту проблему?
-Все мы помним и часто цитируем святител
Карфагенского Киприана, который говорил: "Нет
Церкви без епископа и епископа без Церкви". Но
Господь одинаково внимает и монаху, и мирянину,
так как оба они - православные. Как бы ни была
велика разница во внешнем образе жизни того и
другого, а идеал сердечный у них один и усили
направлены к одной цели - во время земной жизни
следовать за Христом, исполнять Его заповеди,
проповедовать Его учение. Поэтому я не стал бы
противопостав-лять или, точнее, возносить
епископа на какую-то особую высоту. Место его и
роль определены издревле, однако соглашусь, что
об этом нередко судят лишь по внешнему облику,
видимому образу жизни. А под блистающим одеянием
- олицетворением величия Царя Небесного во врем
богослужения - все те же мо-нашеские одежды. В
этом и ответ на ваш вопрос. Подвиг монашества
велик и сложен сам по себе, оно - цвет
христианства. Вдвойне сложно монашеское
служение в миру, где столько искушений, чтобы "прельстить,
если возможно, и избранных", - по слову
Евангелия от Матфея (Мф.24,24).
И не только десятилетия воинствующего атеизма не
прошли бесследно для всех нас, - духовный кризис
сказался и на воспитании, и на культуре в целом. К
кому мы теперь относимся с почтением, кого не
смеем осуждать? Нет авторитетов! (Я говорю об
обществе в целом, а не о духовенстве, для кото-рого,
надеюсь, неоспорим духовный авторитет
Святейшего Патриарха с его поистине
апостольским служением.) Вспоминаю, как в раннем
детстве мне, выросшему, можно сказать, в алтаре с
отцом дьяконом, привыкшему к торжественности
служб, доверили на какое-то время подержать
клобук блаженной памяти владыки Вениамина (Новицкого).
Как же благоговейно я его принял как великую
святыню и тайно от всех много раз приложился к
нему. Может быть, с той далекой поры и зародилось
во мне стремление принять постриг. Этот трепет
перед священнослужителями, страх Божий
воспитывал-ся сызмала, с воцерковлением.
Лишившись его, мы многое потеряли. Господь сказал:
"За умножения беззакония иссякнет любовь" (Мф.24,
12). Но и другие Его слова помним: "Не будьте
побеждены злом, а побеждайте зло добром". Вот в
последнем номере вашей замечательной газеты я с
интересом прочел письмо афонской братии
Вселенскому Патриарху. Оно полно скорби и, как
мне кажется, спра-ведливых недоумений и
нареканий. Но как же сыновне почтительно
выражаются эти чувства! И тут не просто дань
внешним приличиям, а памятование о том, какое
место занимает он в церков-ной иерархии. По
человеческим немощам он, как и все мы, может быть
слаб и уязвим. Но велик по пребы-вающей на нем
благодати Божией. Однако и она сама по себе вовсе
не охранная грамота, ее самому должно молитвенно
хранить в благоговейной чистоте как величайшее
сокровище, дарованное нам не-достойным.
Не Церковь умаляется, когда мы слышим о чьем-то
недостойном поведении или нестроениях в ка-кой-то
епархии, разногласиях с епископом. Господь, как
известно, поругаем не бывает. Повреждаетс
заповеданная нам братская любовь, умножаетс
грех. За нее мы одинаково ответим перед Госпо-дом
независимо от сана и чина. Однако если мирянин
ответствен только за себя и воспитание своих чад,
то священник, епископ, духовный отец - и за свое
словесное стадо, духовных детей. Вот о чем надо
помнить постоянно. К прискорбию, это не всегда
так. Поэтому, прежде чем сетовать на нравы,
обратим на себя взор: так ли блюдем мы чистоту
своих риз, как заповедано, являем ли сами пример
кротости и смирения? Всякий раз спрашиваю себя об
этом, когда как управляющему епархией приходитс
разбирать какой-то конфликт. Вот и сейчас есть у
меня священник, забрасы-вающий жалобами
Управление делами Патриархии. Замеченный в
злоупотреблении гуманитарной помо-щью, он был
переведен мною на другой приход. И не может с этим
смириться, обличает в письмах вашего покорного
слугу за самоуправство. И где тут смирение? И
разве я превысил свои полномочия? Отчасти
утешает лишь то, что не я рукополагал этого
батюшку, а только принял его из другой епархии,
невзирая на скандальную репутацию. Беда наша в
нехватке духовенства! Вот и берешь порой грех на
душу, на что-то закрывая глаза.
Но это преходящие горести, а все же слава Богу за
все! Я больше полувека у престола Божия, из них
почти сорок лет - в архиерейском сане, всякое
время пережил, но сегодня, когда Церковь вновь
обрела возможность открытой проповеди и роль
епископа неизмеримо возрастает, и Святейший
напутствует нас: "Идите в народ! Он жаждет!" -
особенно остро чувствуешь это, посеща
отдаленный или только образующийся приход. Люди
идут на такую встречу семьями, многие из них
только под старость ощутили всю красоту
православного богослужения. Они и молитв не
знают, а благодать все же коснулась их за-скорузлой
в безверии души. Смутно вспомнилось что-то такое
из детства, они плачут во время мо-лебна, хотя бы
одежд священных хотят коснуться, не умея подойти
под благословение, хотя бы руку подают дл
пожатия. И чувствуешь такую ответственность за
них! Господь пробуждает в них это чувство, а
поддержать его, направить их узким путем
спасения наша задача. Вот вам другая сторона
ответа на вопрос о современной роли епископа в
церкви. Он и сугубый молитвенник, и отец, и
строитель, и дипломат во взаимоотношениях с
властям предержащими, а где-то и судия, ревнитель
чистоты. И не надо говорить, что это недостижимый
идеал. Все мы знаем Жития страдальцев за веру,
первых христиан, совсем близко к нам
нравственный пример новомучеников российских. В
про-шлом году у нас состоялась канонизаци
местночтимого святителя Сильвестра (Ольшевского),
архиепископа Омского и Павлодарского. Паства
любила его, и многие разделили с ним мученический
венец, потому что видели в нем не чиновника от
церкви, а проповедника слова Божия. Всем своим
обра-зом жизни он этому предназначению
соответствовал и потому не мог поступить иначе,
не обличить безбожной власти, исповедав веру
даже и перед лицом мученической смерти.
Так я понимаю роль епископа. Среди моих духовных
детей, кстати, уже два епископа: это митрополит
Кишиневский и Молдавский Владимир и епископ
Тернопольский и Кременецкий Сергий. Оба они
несут на своих кафедрах нелегкое служение в
окружении католического прозелитизма, я поминаю
их в своих молит-вах, радуюсь за них. А утешением
всем нам - слова Господа нашего Иисуса Христа:
"..В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз
победих мир" (Ин. 16, 33).
Благословение Божие да пребудет со всеми вами.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев