zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 13-14

НОВЫЕ КНИГИ

ПОСОХ СТАРЦА АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Старец Анатолий Оптинский благословил им на страннический и мученический подвиг своего духовного сына
Странничество Христа ради относится к малоописанным подвигам: люди, "все свое носящие с собой", не могут иметь много книг, и, наверное, поэтому писать их они тоже не склонны. Между тем все, что по учению Церкви действи-тельно называется жизнью, может начаться только после земного странствия.
Странниками были апостолы, странником был и сам Спаситель, и всякий подвиг, даже подвиг затворника или столпника, это всегда, в своей основе, подвиг странника.
"Откровенные рассказы странника духовному своему отцу" - книга, в которой излагаютс принципы страннического подвига, известна сейчас достаточно широко, долгое время она считалась чуть ли не единственной книгой на эту тему. Появившись во второй половине XIX века, "Откровенные рассказы..." отразили Россию того времени в одном из луч-ших ее проявлений. Но пока что не многие знают о том, что в XX веке была написана книга "О странниках русской земли". Она вошла в "Записки священника Сергия Сидорова" выпущенные издательством Свято-Тихоновского бого-словского института. Автор записок, исповедник и в конце концов священномученик был истинным странником. Он был рукоположен в священника в 1921 году, когда в отношениях Церкви и новой власти все уже было ясно. За время своего служения, вплоть до последнего ареста и расстрела в 37-м году, ему пришлось сменить шесть приходов, трижды отец Сергий был арестован: в 1924, 1925 и в 1930 годах, с 1930 по 1933 год он был заключен в сибирских лагерях.
Свои записки отец Сергий начал писать, пережив уже три ареста, в это время большая часть верных служителей Церкви была уже замучена или же находилась в заключении, в ссылке. Оторванный от семьи (вместе с которой из-за стесненности в средствах он не всегда мог жить по месту службы), близких сердцу друзей, духовных чад, в ожидании неизбежного ареста и казни, он пишет: "Чувствую свою обязанность перед близкими мне по духу людьми, особенно перед своими детьми, пове-дать им ту радость, которую в жизни много раз даровал мне Бог, - радость общения с праведниками".
Отец Сергий пишет о киевских и московских священниках, старцах Зосимовой и Оптиной пустыней. Среди киевлян он упоми-нает отца Михаила Едлинского, которого называл своим духовным отцом и другом Иоанн Кронштадтский; среди москвичей - отца Алексея Мечева, епископа Николая, управлявшего делами Московской епархии; описывает свои встречи с Патриархом Тихоном и его похороны, когда попрощаться с ним пришла вс Москва, и в том числе рабочие московских за-водов. Среди зосимовских подвижников он упоминает особенно благоволившего к нему старца Алексия, духовника Патри-арха и почти что всех тогдашних православных епископов. Но особенные узы связывали отца Сергия с Оптиной, со старцем Анатолием, под духовным руководством которого он находился до самой его смерти в 1922 году. По его благословению он вступил в брак, и по его благословению он принял священнический сан. Старец Анатолий завещал отцу Сергию свой посох. Вот что пишет об этом сам отец Сергий: "Я ожидал прихода из храма отца Д. с оптинскими вестями. Вошел отец Д. "Я привез вам подарок от старца Анатолия, вот этот посошок. Отец Анатолий за неделю до своей смерти предназначил этот посох вам". Отец Д. вручил мне посох, который служил двум старцам: отцу Амвросию и отцу Анатолию. С того дня страннический посох сопровождает меня в моих скитаниях по Руси. Долго ли я буду скитаться, что сказала мне пред-смертная воля старца - Бог весть. Лишь бы путь мой по суетной дороге жизни завершился в правде своей". "Этот тонень-кий черный посох, - пишет в биографии своего отца Вера Сергеевна Бобринская, - хранился в нашей семье все время, несмотря на переезды, неустройства с жильем. Только в 1937 году, после последнего ареста отца Сергия и после его гибели в этом же году 27 сентября, посох был потерян. Куда он исчез - неизвестно".
О странниках русской земли" отец Сергий пишет одновременно с записками о праведниках. Пишет просто по памяти, не имея никакой возможности уточнить нужные факты (это сделала уже в наше время редакция), но духовная расположен-ность его к этому подвигу, которую и прозрел великий старец, понуждает его написать о том, что восхищало его душу. Возможно, тема странничества особенно привлекла отца Сергия еще и потому, что один из его предков, князь Ефрем Кавкасиев, тоже был странником. Соратник Суворова, участвовавший во взятии Измаила, он ради Христа оставил семью, богат-ство и все, что у него было в мире.
Исследование о странниках состоит из девяти глав, где рассматривается духовный смысл подвига странниче-ства, его история; описываютс странники, с которыми приходилось встречатьс самому отцу Сергию, и те, о которых он читал или слышал от других людей. Здесь надо сказать, что отец Сергий был знатоком XVIII века, благодаря чему в его книге можно найти малораспространенные сведения о странниках и жизни того времени. В главе "Провидение буду-щего", к примеру, широкая публика сможет узнать о духовной стороне жизни князя Потемкина: "С именем светлейшего князя Таврического связаны почти все духовные подвиги, возникшие в XVIII веке. Он принес на Русь творения на-чальника старчества Паиси Величковского, он помогал преосвященному Гавриилу в издании славянского перевода "Добротолюбия", он покровительствовал юродивым. Он особенно любил странников и паломников, во множестве живших во флигелях его дворцов".
При чтении исследования отца Сергия каждый почувствует в нем грозное дыхание XX века - века, в котором были потря-сены самые основы жизни христианских народов, в котором образ антихристова царства явился в ужасных лицах предтеч антихриста, потрясших своими преступлениями всю землю. И напротив, того же ХХ века, в котором просияли великие правед-ники, исповедники и мученики веры - в их ликах явилс миру образ Царства Христова. Отец Сергий сам был одним из таких праведников. В заключение хочетс привести выдержки из окончания его книги "О странниках Русской земли".
"Молчали куранты Спасской башни, у бескрестных могил бились красные знамена, как далекий сон, колебался сквозь изморозь Василий Блаженный. Ветер гулял на темном просторе площади, свистел и ярился в улицах и проездах...
У Святых ворот я сижу со странником Иваном Родионовым. Москва умерла. Кремль заперт, молчат часовни, у Иверской какая-то пошлая подпись и тяжелый железный засов...
Не дано знать времен и сроков, мы напрасно стремимся разгадать таинственную судьбу будущего. Желая ски-нуть суету земную, мы иногда впадаем в пошлость вычисления годов страшного пришествия Христова. Того пришествия, которое, как тать, должно явиться внезапно. Но пока дана яркая пламенность его ожидания, и эту пламенность несут странники, как ни один из подвижников нашей родины. Их подвиг томительно тоскует в цепях земли и серого уюта, и слышится, когда глядишь на них, голос пророка Исайи:
"Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь".

Алексей САГАНЬ

Книгу "Записки священника Серги Сидорова" вы сможете купить в магазине "Православное слово", Пятницкая ул., д. 13. Проезд: ст. метро "Новокузнецкая", "Павелецкая" и "Третьяковская".

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев