zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 13-14

ОТВЕТ НА ВЫЗОВ ИСЛАМА - ПРАВОСЛАВИЕ
Интервью с доктором исторических наук, профессором МГИМО, генерал-лейтенантом Николаем Сергеевичем ЛЕОНОВЫМ


- Николай Сергеевич, что вы думаете о том, как складываются в настоящее время взаимоотношени между Православием и исламом? Мы сего-дн наблюдаем рост агрессивности приверженцев ислама в самых разных точках Земного шара. В чем причина этого: заложена ли агрессия в самой природе ислама или речь идет лишь о терроризме, который маскируется под ислам? И еще об одном: почему в последнее время в тех конфликтных ситуациях, где соприкасаются между собой приверженцы ислама и христианства, США поддерживают исключительно мусульман? Совершенно очевидным это было в Косово. То же самое, похоже, мы видим на примере сложных отношений между Грецией и Турции (причем обе эти страны входят в один геополитический блок НАТО) - недавно США заявили о том, что греки якобы ущемляют права мусульманского меньшинства на территории Западной Фракии. США активно поддерживают и такое воинственное государство, как Пакистан. С чем это связано? Неужели Европе нужна своя Чечня в виде "Великой Албании"? Как это все объяснить?
- Мне представляется, что в геополитическом плане США давно (примерно лет 40-50 тому назад) поняли, что в своих сугубо эгоистических нацио-нальных интересах им необходимо использовать исламский фактор, и прежде всего сделать ставку на арабские страны. Это диктовалось в первую очередь колоссальными запасами нефти и размерами ее добычи в странах арабского мира. Без арабской нефти существование США вообще и западной цивилизации в частности - невозможно. Если сейчас перекрыть поток нефти, идущий из арабских стран, то всей хваленой западной цивилизации наступит конец. США сейчас ввозят более половины всей нефти, которая используется в промышленных целях. А добыча собственной нефти в Америке сокращается. Поэтому американцы давно задумались о том, как обеспечить верность и привязанность к США всего мусульманского мира - хранителя основ-ных нефтяных запасов Земного шара. Это очень непростая задача для американских политиков, потому что арабские страны долгое время находи-лись под колониальным гнетом европейских стран - Англии и Франции в первую очередь. Затем наступил период сильной зависимости от американцев. Но для того, чтобы этому воспрепятствовать, арабские страны все больше стали тяготеть к Советскому Союзу, что продолжалось довольно долгое время, вплоть до развала СССР. В период после II Мировой войны "линия фронта" на Ближнем Востоке проходила так: США были заодно с Израилем, а Советский Союз поддерживал арабов. Политологи считали, что такой союз был нам крайне выгоден. Тем более что страна у нас многоконфессиональ-ная и у нас очень много мусульман.
Но затем американцы стали менять конфигурацию своей ближневосточной политики и все более и более разворачивать арабские страны в свою сторону. На-ступил период больших перемен, которые в конечном итоге привели к такой крупной ошибке советской внешней политики, как введение наших войск в Афгани-стан - абсолютно ненужное вторжение, которому не без помощи американцев в мусульманском мире удалось придать религиозное содержание. И в результате моджахеды в Афганистане стали вести войну не просто за независимость государства, а за веру - за ислам. Тогда впервые был выдвинут лозунг религиозной войны. Появилось то знамя, которое объединило всех, кто воевал с Советским Союзом, появилось само название - моджахеды. Все это, бесспор-но, было привнесено американцами. Конечно, к этому добавилась и прямая военная и экономическа помощь - американцы изрядно помогали мод-жахедам вооружением ("стингеры" оттуда и сейчас успешно перекочевывают в Чечню).
Постепенно американцы стали перетягивать исламские государства на свою сторону, поддерживая совершенно открыто (и часто совершенно несправедли-во) требования этих стран. Вы совершенно справедливо привели в пример взаимоотношения Турции и Греции. Действительно, обе эти страны входят в блок НАТО, военную помощь американцы оказывают и той, и другой. Но пропорция этой помощи установлена американским конгрессом. И знаете какая? Пять - в пользу Турции, три - в пользу Греции. Заведомо заложено неравенство, чтобы привлечь на свою сторону страны ислама, и греки с этим вынуждены мириться! И когда турки высадили, совершенно неожиданно даже для самих США, свой десант на Кипре и захватили северную часть этого острова, американцы и пальцем не пошевелили, чтобы вступиться за территориальную целостность этого суверенного государства. Поэтому остров в итоге и оказался разделенным.
В Косово повторилось то же самое. Создается, если так можно выразиться, мусульманская "огненна дуга", которая идет в основном вдоль нашей южной границы. Сейчас боевики уже осваивают Киргизию. Далее - Таджикистан, уже давно охваченный войной. На Кавказе также успешно посеяны семена конфликта, все с той же самой целью создания этой "огненной дуги". США, по сути, натравливают мусульманский мир на христианские страны - им это выгодно, чтобы безраздельно господствовать в мире. Американцы ведь не считают себя христианами - у них такое "равноправие" в религиях, такое количество абсолютно нам непонятных и чуждых сект и "церквей", что в этом море полностью растворилось христианское сознание. Религиозность американцев - настолько условное понятие, что они вполне могут себ причислить к атеистам! Но при этом они в своей политике разыгрывают религиозную карту.
Европа все-таки состоит из стран христианских по своему происхождению и культуре, это христианский мир, это западноевропейска христианская циви-лизация. Мы с вами - восточноевропейская православная цивилизация. И вот против нас, против всей Европы, с помощью США настраивается весь ис-ламский мир. Это больша геополитическая игра США: втравить всех нас в распрю, а самим господствовать над миром и "стричь купоны".
- Вы считаете, что не столько сама религи виновата в этом, сколько те люди, которые используют религиозные лозунги для развязывани агрессии?
- Вы абсолютно правы. Религия как таковая не имеет никакого отношения к проявлениям агрессивности, а тем более - к терроризму. Потому что, даже когда исламские фундаменталисты (я имею в виду таких, например, как Хомейни) и начинают говорить о том, что такое исламский фундамен-тализм, это на деле обычно является определенной формой защиты от прежнего иностранного господства. Это форма защиты, а не нападения. А теперь, создава совершенно иные модификации агрессивного ваххабизма (хотя первоначально ваххабизм сам по себе был тоже сравнительно безвредным течением в Саудовской Аравии), оказывается возможным решать совсем иные геополитические задачи. Этот страшный террористический вирус зародился, конечно, не в недрах религии, а имеет чисто политическое происхождение. Поэтому борьба с терроризмом, который рядится в одежды ислама, ни в коем случае не носит и не должна носить религиозного характера.
Что мы видим сегодня: муфтий Чечни не согласен с Масхадовым. Масхадов объявляет джихад против России, а муфтий говорит: "Нет, мы к этому не готовы присоединиться!" - и вынужден покинуть территорию Чечни. Ваххабиты взорвали, как вы помните, муфтия Дагестана. Они убивают своих собственных духовных руководителей. Потому что им нужна не религия - им нужна политика, им нужны совершенно другие, экспансионистские планы. Религия здесь совершенно ни при чем!
- Чем грозит распространение исламского фундаментализма или интегризма непосредственно нам, нашей стране? И что мы можем противопоста-вить этому явлению?
- Прежде всего, распространение идеологии ваххабитов чревато радикализацией нашей политической жизни, возможностью конфликтов на конфессиональной почве. И здесь речь идет не о столкновении двух религий, а об использовании религиозных чувств в политических целях. Да, конечно, радикализм и экстремизм - это участь меньшинства, но мы знаем в истории немало примеров того, как легко радикальные элементы заквашивали целое общество и общество стройными рядами шло за безответственными вождями.
Что мы можем противопоставить росту фундаменталистских настроений? Ответ на вызов мусульманского мира может быть лишь один - Право-славие. Православие - это не только традиция и источник национальной культуры, Православие - это неискаженная христианская истина о месте человека в мире. Поэтому главной задачей нашего общества и политических партий, которые обеспечивают интересы общества, должна стать защита этих ценностей, возможность полного их раскрытия в культуре, образовании и науке. Православная проповедь не должна встречать препятствий в системе образования, воспитания, культуры, СМИ. Должна находить государственную поддержку. Церковь, безусловно, отделена от государства. Но Цер-ковь не отделена от государства стеной. Между Церковью и государством находится общество, хранителем духовных ценностей которого и является Церковь. Любовь, свобода, милосердие, уважение человека к человеку, защита человечности во всей общественной жизни должны стать основой идеологии новой России. Если, конечно, мы хотим сохраниться как народ, если нам дорога наша культура и наши святыни.

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев