ОТВЕТ НА ВЫЗОВ ИСЛАМА -
ПРАВОСЛАВИЕ
Интервью с доктором исторических наук,
профессором МГИМО, генерал-лейтенантом Николаем
Сергеевичем ЛЕОНОВЫМ
- Николай Сергеевич, что вы думаете о том, как
складываются в настоящее время взаимоотношени
между Православием и исламом? Мы сего-дн
наблюдаем рост агрессивности приверженцев
ислама в самых разных точках Земного шара. В чем
причина этого: заложена ли агрессия в самой
природе ислама или речь идет лишь о терроризме,
который маскируется под ислам? И еще об одном:
почему в последнее время в тех конфликтных
ситуациях, где соприкасаются между собой
приверженцы ислама и христианства, США
поддерживают исключительно мусульман?
Совершенно очевидным это было в Косово. То же
самое, похоже, мы видим на примере сложных
отношений между Грецией и Турции (причем обе эти
страны входят в один геополитический блок НАТО) -
недавно США заявили о том, что греки якобы
ущемляют права мусульманского меньшинства на
территории Западной Фракии. США активно
поддерживают и такое воинственное государство,
как Пакистан. С чем это связано? Неужели Европе
нужна своя Чечня в виде "Великой Албании"?
Как это все объяснить?
- Мне представляется, что в геополитическом плане
США давно (примерно лет 40-50 тому назад) поняли, что
в своих сугубо эгоистических нацио-нальных
интересах им необходимо использовать исламский
фактор, и прежде всего сделать ставку на арабские
страны. Это диктовалось в первую очередь
колоссальными запасами нефти и размерами ее
добычи в странах арабского мира. Без арабской
нефти существование США вообще и западной
цивилизации в частности - невозможно. Если сейчас
перекрыть поток нефти, идущий из арабских стран,
то всей хваленой западной цивилизации наступит
конец. США сейчас ввозят более половины всей
нефти, которая используется в промышленных целях.
А добыча собственной нефти в Америке сокращается.
Поэтому американцы давно задумались о том, как
обеспечить верность и привязанность к США всего
мусульманского мира - хранителя основ-ных
нефтяных запасов Земного шара. Это очень
непростая задача для американских политиков,
потому что арабские страны долгое время находи-лись
под колониальным гнетом европейских стран -
Англии и Франции в первую очередь. Затем наступил
период сильной зависимости от американцев. Но
для того, чтобы этому воспрепятствовать,
арабские страны все больше стали тяготеть к
Советскому Союзу, что продолжалось довольно
долгое время, вплоть до развала СССР. В период
после II Мировой войны "линия фронта" на
Ближнем Востоке проходила так: США были заодно с
Израилем, а Советский Союз поддерживал арабов.
Политологи считали, что такой союз был нам крайне
выгоден. Тем более что страна у нас
многоконфессиональ-ная и у нас очень много
мусульман.
Но затем американцы стали менять конфигурацию
своей ближневосточной политики и все более и
более разворачивать арабские страны в свою
сторону. На-ступил период больших перемен,
которые в конечном итоге привели к такой крупной
ошибке советской внешней политики, как введение
наших войск в Афгани-стан - абсолютно ненужное
вторжение, которому не без помощи американцев в
мусульманском мире удалось придать религиозное
содержание. И в результате моджахеды в
Афганистане стали вести войну не просто за
независимость государства, а за веру - за ислам.
Тогда впервые был выдвинут лозунг религиозной
войны. Появилось то знамя, которое объединило
всех, кто воевал с Советским Союзом, появилось
само название - моджахеды. Все это, бесспор-но,
было привнесено американцами. Конечно, к этому
добавилась и прямая военная и экономическа
помощь - американцы изрядно помогали мод-жахедам
вооружением ("стингеры" оттуда и сейчас
успешно перекочевывают в Чечню).
Постепенно американцы стали перетягивать
исламские государства на свою сторону,
поддерживая совершенно открыто (и часто
совершенно несправедли-во) требования этих стран.
Вы совершенно справедливо привели в пример
взаимоотношения Турции и Греции. Действительно,
обе эти страны входят в блок НАТО, военную помощь
американцы оказывают и той, и другой. Но
пропорция этой помощи установлена американским
конгрессом. И знаете какая? Пять - в пользу Турции,
три - в пользу Греции. Заведомо заложено
неравенство, чтобы привлечь на свою сторону
страны ислама, и греки с этим вынуждены мириться!
И когда турки высадили, совершенно неожиданно
даже для самих США, свой десант на Кипре и
захватили северную часть этого острова,
американцы и пальцем не пошевелили, чтобы
вступиться за территориальную целостность этого
суверенного государства. Поэтому остров в итоге
и оказался разделенным.
В Косово повторилось то же самое. Создается, если
так можно выразиться, мусульманская "огненна
дуга", которая идет в основном вдоль нашей
южной границы. Сейчас боевики уже осваивают
Киргизию. Далее - Таджикистан, уже давно
охваченный войной. На Кавказе также успешно
посеяны семена конфликта, все с той же самой
целью создания этой "огненной дуги". США, по
сути, натравливают мусульманский мир на
христианские страны - им это выгодно, чтобы
безраздельно господствовать в мире. Американцы
ведь не считают себя христианами - у них такое "равноправие"
в религиях, такое количество абсолютно нам
непонятных и чуждых сект и "церквей", что в
этом море полностью растворилось христианское
сознание. Религиозность американцев - настолько
условное понятие, что они вполне могут себ
причислить к атеистам! Но при этом они в своей
политике разыгрывают религиозную карту.
Европа все-таки состоит из стран христианских по
своему происхождению и культуре, это
христианский мир, это западноевропейска
христианская циви-лизация. Мы с вами -
восточноевропейская православная цивилизация. И
вот против нас, против всей Европы, с помощью США
настраивается весь ис-ламский мир. Это больша
геополитическая игра США: втравить всех нас в
распрю, а самим господствовать над миром и "стричь
купоны".
- Вы считаете, что не столько сама религи
виновата в этом, сколько те люди, которые
используют религиозные лозунги для развязывани
агрессии?
- Вы абсолютно правы. Религия как таковая не имеет
никакого отношения к проявлениям агрессивности,
а тем более - к терроризму. Потому что, даже когда
исламские фундаменталисты (я имею в виду таких,
например, как Хомейни) и начинают говорить о том,
что такое исламский фундамен-тализм, это на деле
обычно является определенной формой защиты от
прежнего иностранного господства. Это форма
защиты, а не нападения. А теперь, создава
совершенно иные модификации агрессивного
ваххабизма (хотя первоначально ваххабизм сам по
себе был тоже сравнительно безвредным течением в
Саудовской Аравии), оказывается возможным решать
совсем иные геополитические задачи. Этот
страшный террористический вирус зародился,
конечно, не в недрах религии, а имеет чисто
политическое происхождение. Поэтому борьба с
терроризмом, который рядится в одежды ислама, ни
в коем случае не носит и не должна носить
религиозного характера.
Что мы видим сегодня: муфтий Чечни не согласен с
Масхадовым. Масхадов объявляет джихад против
России, а муфтий говорит: "Нет, мы к этому не
готовы присоединиться!" - и вынужден покинуть
территорию Чечни. Ваххабиты взорвали, как вы
помните, муфтия Дагестана. Они убивают своих
собственных духовных руководителей. Потому что
им нужна не религия - им нужна политика, им нужны
совершенно другие, экспансионистские планы.
Религия здесь совершенно ни при чем!
- Чем грозит распространение исламского
фундаментализма или интегризма непосредственно
нам, нашей стране? И что мы можем противопоста-вить
этому явлению?
- Прежде всего, распространение идеологии
ваххабитов чревато радикализацией нашей
политической жизни, возможностью конфликтов на
конфессиональной почве. И здесь речь идет не о
столкновении двух религий, а об использовании
религиозных чувств в политических целях. Да,
конечно, радикализм и экстремизм - это участь
меньшинства, но мы знаем в истории немало
примеров того, как легко радикальные элементы
заквашивали целое общество и общество стройными
рядами шло за безответственными вождями.
Что мы можем противопоставить росту
фундаменталистских настроений? Ответ на вызов
мусульманского мира может быть лишь один - Право-славие.
Православие - это не только традиция и источник
национальной культуры, Православие - это
неискаженная христианская истина о месте
человека в мире. Поэтому главной задачей нашего
общества и политических партий, которые
обеспечивают интересы общества, должна стать
защита этих ценностей, возможность полного их
раскрытия в культуре, образовании и науке.
Православная проповедь не должна встречать
препятствий в системе образования, воспитания,
культуры, СМИ. Должна находить государственную
поддержку. Церковь, безусловно, отделена от
государства. Но Цер-ковь не отделена от
государства стеной. Между Церковью и
государством находится общество, хранителем
духовных ценностей которого и является Церковь.
Любовь, свобода, милосердие, уважение человека к
человеку, защита человечности во всей
общественной жизни должны стать основой
идеологии новой России. Если, конечно, мы хотим
сохраниться как народ, если нам дорога наша
культура и наши святыни.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев