ВОСПИТАНИЕ ЗНАНИЕМ
Православная классическая гимназия общества "Радонеж"
в Ясенево - первая негосударственная школа
России - была открыта в 1990 году. В 2000 году школа
отмечает свое десятилетие.
О накопленном опыте и концепции современной
православной школы мы беседуем с ее директором -
священником Алек-сием Сысоевым и преподавателем
древних языков Александром Гимадеевым.
- О. Алексий, по истечении десяти лет работы и
директорства в православной школе как вы
представляете себе содер-жание ее образования?
- То, что нашу школу мы всегда мыслили как
православную, так обозначали с первых мгновений
ее бытия и не снима-ли это слово с вывески ни при
каких обстоятельствах, давно заставляло нас
задуматься над содержанием образо-вания.
По истечении почти десятилетнего срока я могу
говорить строгие вещи, которые, может быть,
совсем не будут совпадать с обычными
представлениями. Православная школа, как мне
видится теперь, это не просто набор
дополнительных вероучительных дисциплин, это не
просто создание хора или кружка для изучени
духовных предметов. Это даже не присут-ствие
храма в школе, но это посильная, поскольку нам
сейчас это возможно, попытка реализовать жизнь
верующего человека в образовательном процессе, в
потенции верующего ребенка, верующей семьи.
А это дело удивительное. Оно никогда не ложилось
легко на систему мирских понятий. И чтобы это
обозначить, я при-веду слова святого апостола
Павла, обращенные к евреям. Он говорит о том, что
вера есть умение взирать на невидимое, "вещей
невидимых обличение", то есть придание им лика
или формы. Это есть особый духовный труд, который
нам за-дан, к которому мы призваны. Ради этого
весь мир Божий взирает на нас, кому даны эти
зрячие очи, которые призваны особым образом
трудиться, чтобы разгадать второй, скрытый план
бытия, обращенный к этим новым людям, в которым
Бог как бы обозначил Себя как Творца этого мира. И,
познавая это, мы должны ставить себя как Его
учеников, как делателей во Имя Его. Выполнение
этой основной задачи и делает православную школу
православной шко-лой.
И таковое образование, по определению, скорее
всего, можно назвать широким образованием. Это не
может быть образование, с первых же движений
направляющее человека на получение какой-то
специальности, на ближайшие задания. Нет, это
всегда труд со сверхзадачей, ради того чтобы
человек окреп духовно, ради того чтобы он не
раздваивался, ради того чтобы разрушились всякие
попытки столкнуть знание и веру.
Когда это удается, то происходит удостоверение
веры, является радость духовная, является то, что
мы называем духовным воспитанием - воспитанием
через знание. Возникает в смысле нравственном то,
что апостол Иаков в своем послании так
удивительно обозначил для будущих времен и
поколений. Он говорит, что бывают две мудрости:
одну из них он назвал: "есть мудрость земная,
душевная, бесовская, а есть мудрость, исходяща
свыше". Он таинст-венно характеризует ее
свойства так: "она, во-первых, чиста, во-вторых,
скромна, мирна, и она приносит плод праведно-сти",
то есть мы обретаем новое знание, новую форму,
новую красоту. Если нам это удается - удается акт
право-славного образования и воспитания.
- Всеми ли равно хорошо воспринимается такое
возвышенное понимание воспитания? Понимают ли ее
родители, которые отдают вам своих детей?
- Безусловно, такое представление о воспитании
знанием для большинства является неожиданным
просто потому, что мы редко вникаем в свои
проблемы, свое будущее, предпочитаем ближайшие
отсылки. Кроме того, у мирянина часто есть не-понимание
- как ему спасаться, что есть труды веры для него.
И в-третьих, как показывает опыт, у всех разные
силы. Многие попробуют и не смогут. Господь
говорит, что каждому дается талант по силе его.
Общего успеха здесь ожидать невозможно, и если
школа тут удержит свою задачу и как-то успешно
начнет ее решать, - становится в определенном
смысле элитной школой. Истинная "элита" - это
Церковь Божия, поскольку Господь Церковь Свою
определяет как общество Своих избранников: "Я
избрал вас из мира". Если бы мир познал Бога, он
бы Его не распял. Поэтому надле-жит утвердитьс
на том основании, благодаря существованию
которого Господь избрал нас из мира. Есть цела
рус-ская традиция (об этом я сейчас не буду
говорить), которая строго, отчетливо,
парадоксально и неисповедимо сильно говорит о
том, что нельзя ни в коем случае ослабить
напряженность действия по вере, иначе Бог не
признает наших тру-дов.
- Вы имеете в виду русскую сказку?
- Не одну сказку, а целую систему или даже серию
сказочных представлений, которые трактуют эту
необходимость по вере погубить себя, убить свою
самость. Господь ведь прямо и ясно сказал: "Желающие
спасти свою душу должны погубить ее ради
Евангелия и ради Меня".
nnn
А. О. Гимадеев.
- Александр Онасович, как концепция православной
классической гимназии, изложенная отцом
Алексием, отража-ется в преподавании вами
филологических предметов?
- Сначала несколько слов о практической
концепции. При изучении нескольких новых и
нескольких древних языков происхо-дит реальное
наложение их грамматик и лексик. Это чрезвычайно
облегчает в конце концов труд усвоения, тем более
что, не считая одного из новых языков (это -
уступка общественному мнению), основной упор мы
делаем на филологическое изучение языка - вещь
саму собою разумеющуюся, но достаточно хорошо
забытую у нас в последние тридцать лет. Язык
можно изучать двумя способами - изучать книжно и
быть его тонким знатоком, не имея возможности на
нем свободно болтать, и изучать изустно (так
называемый живой, или коммуникативный, метод),
при использовании которого навы-ки должны быстро
приобретаться (обычно, впрочем, вовсе не
приобретаются), но очень быстро утрачиваются.
Ровно ни-какого культурного содержания этот
метод не несет. Идеал всех и всяческих курсов,
новейших спецшкол и т.д. - это ко-ридорный из
интуристовской гостиницы, который может болтать
на семи языках, отчего ни нравственнее, ни
культурнее не становится.
Как это все проецируется на высшие задачи
гимназии? Конечно, основное образовательное
значение придаем мы языкам древним. Не буду
останавливаться на духовном плане, это не мо
задача. Изучение древних языков в первую очередь
позволяет освободить мысль от оков слова,
которое воспринимается как единственное данное.
Дословный перевод с язы-ка на язык невозможен
вообще, но дословный перевод на древние языки и с
древних языков, если можно так выразиться,
невозможен сугубо. Даже элементарные
грамматические упражнения зачастую заставляют
учащегося древним языкам освободиться от
кажущегося ему единственным способа выражения,
почувствовать и увидеть свою мысль настолько
многосторонне, насколько ни для кого другого это
недоступно.
Собственно, это касается даже греческого языка,
который соединен с русским прочными узами
внутреннего родства через язык
церковнославянский, а латынь в этой связи,
пожалуй, еще более ценна. (Вот, кстати, любопытное
явление, которое свойственно, кажется, только нам:
греческая грамматика гораздо труднее латинской,
но греческий текст считает-ся гораздо легче, чем
латинский). Древние языки даже на собственно
языковом уровне открывают обучаемому дополни-тельные
познавательные возможности.
- Судя по всему, в гимназии действительно даетс
системное и очень глубокое образование. А как
дети усваивают такой объем предметов, ведь он
очень велик?
- Объем не так уж и велик, может быть, к счастью, а
может быть, и к сожалению. Скорее - к сожалению. В
тех случаях, когда нет давления со стороны, дети,
если это позволяют их собственные врожденные
возможности, усваивают все это чрезвычайно легко
и с большим удовольствием. А препятствия со
стороны - это чаще всего препятствия со стороны
родите-лей. Они сами выросли в недрах "единой
средней трудовой общеобразовательной
политехнической" советской школы, то есть
школы изнутри абсурдной, поэтому они плохо
понимают, чем занимаются дети.
К сожалению, родители не всегда отдают себе отчет
в том, куда отводят детей. Не то что в
классическую гимназию, на классические
отделения поступает каждый год хоть один человек,
который искренне полагал, что будет заниматьс
классической русской литературой. Поэтому
иногда родители, а иногда и дети оказываютс
приятно или неприятно удивлены, что столкнулись
с тем, о чем сами знают только по "Кондуиту и
Швамбрании", то есть по злобному
антиклассическому пасквилю. К сожалению,
родители очень часто придерживаются мнения,
отличающегося завидной логикой: нужно учить
физику и химию, поступать на филологический и
юридический, а попутно ходить в храм Божий. Это
долж-но создать некое гармоническое единство и
способствовать спасению души. Но само обучение в
нашей школе приводит к тому, что дети рано или
поздно начинают делать и определенный
профессиональный выбор. Конечно, у нас значитель-на
часть выпускников становится гуманитариями,
притом что естественные и математические
дисциплины в запустении у нас не находятся. Люди
делают выбор. Собственно, они начинают
достаточно рано оценивать те преимущества,
которые дает им школа. К окончанию школы эти
преимущества становятся очевидными для всех. По-казательно,
что куда бы затем ни поступали наши выпускники,
работать им оказывается несравненно легче, чем
их сверстникам. Дисциплина ума в процессе
изучения древних языков, достигается гораздо
более жесткая и основательная, чем в любых других
случаях. Им свойствен и достаточно широкий
кругозор, открытый некоторым знанием живых
языков (английский примерно в объеме спецшколы,
немецкий и французский - до состояния, при
котором уже можно читать специальную
гуманитарную и не очень сложную художественную
литературу).
За 10 лет гимназия сделала 5 выпусков. Почти сто
процентов выпускников поступили в высшие
учебные заведения Рос-сии.
Адрес: Православная классическая гимназия. 117574,
Москва, Ясенево, проезд Одоевского, 13.
Тел: 423-51-22, 423-53-11
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев