КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В
ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ
ИНТЕРВЬЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И
ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II ОБОЗРЕНИЮ "РАДОНЕЖ"
- Ваше Святейшество, недавний визит папы римского
в Грузию подробно освещал-ся и продолжает
активно комментироваться в СМИ. Между тем весьма
кратко, только немногими СМИ сообщалось о вашем
заявлении, в котором говорилось о не-возможности
вашей встречи с папой и нежелательности его
приезда в Россию. Не могли бы вы пояснить вашу
точку зрения на эти вопросы?
- Я считаю, что до встречи с папой Иоанном Павлом II
надо урегулировать все пробле-мы, которые
существует между нашими Церквами. Об этих
проблемах я говорил предста-вителям римо-католической
церкви. Они есть, и просто встретиться, их не
решив, я счи-таю, преждевременно.
- Чем же тогда объяснить настойчивость, с какой
Ватикан, несмотря на ваши неод-нократные
заявления о нежелательности встречи, продолжает
заявлять о горячем стремлении такую встречу
ускорить и использует для этого самые
неожиданные по-воды - вплоть до проекта переноса
визита папы римского в Вифлеем на начало ян-варя,
- когда вы со всем православным миром будете
встречать Рождество в Виф-лееме?
- Я думаю, что настойчивость проявляется из-за
желания показать общественному мне-нию, что у нас
нет проблем. А проблемы есть, и мы о них говорим.
Поэтому и в 1997 году, когда намечалась встреча с
папой Иоанном Павлом II в Австрии, я предлагал не
только встретиться перед камерами телевидения,
но и подписать какой-то документ, который да-вал
бы оценку нашим взаимоотношениям и помог бы
преодолеть существующие трудно-сти в наших
отношениях. Мы тогда поставили три вопроса.
Первый: Церкви должны, где бы ни возникали
конфликты, возвышать свой голос за примирение, за
мирное решение любых конфликтов. Второе: Церкви
осуждают прозелитизм. Прозелитизм не может иметь
место в отношениях между церквами-сестрами. И
третье: мы не предлагали и не можем предлагать
осудить унию, потому что это часть римо-католической
церкви, но мы пред-ложили повторить то, что
достигалось на Всеправославно-католических
богословских встречах о том, что уния - это не
путь к единству Церкви. Но за 10 дней до
предполагае-мой встречи, как нам сообщил
архиепископ Буковски, нунций в Москве, папа
собственно-ручно изъял из этой Декларации или
Меморандума упоминание и о прозелитизме, и об
унии, после чего у нас не оставалось другого
выхода, как отказаться от этой встречи. По-тому
что вопросы, существующие между нашими церквами,
не решались.
- Главный редактор "Русской мысли" Ирина
Иловайская тогда просто высмеяла позицию нашей
Церкви, заявив, что такого быть не может; что папа
не мог никаким образом вычеркнуть это заявление.
Как вы могли бы прокомментировать такую по-зицию
западных журналистов?
- Я думаю, журналисты имеют право на комментарий.
И, в частности, односторонний, со своих позиций.
Но то, что я вам сообщил, - это исторический факт.
Мы были официально уведомлены архиепископом
Буковски, имевшим поручение папы сообщить нам,
что папа изымает из текста этой Декларации
упоминание о прозелитизме и об унии.
- В связи с этим можно ли сегодня утверждать, что
экклезиология "Церквей-сестер" была
действительно позицией римо-католической церкви
после II Ватикан-ского собора? Позицией, от
которой католики позднее отошли? Или эти
уверения в "братско-сестринской" любви и
стремлении к примирению были лишь пропаганди-стским
приемом, призванным затушевать (ради нужды
диалога - нужды прежде все-го для католиков, как
оказалось) подлинные экклезиологические
принципы като-лицизма. Ведь они остаютс
неизменными на протяжении столетий, а именно: не-признание
совершенной церковности за всякой церковью,
отвергающей власть па-пы римского.
- Начинал II Ватиканский собор папа Иоанн XXIII -
человек, который хотел действи-тельно внести
вклад в улучшение отношений между римо-католической
церковью и Пра-вославной Церковью. И на II
Ватиканском соборе Православные Церкви были
названы "Церквами-сестрами". Это
экклезиологический принцип, который был
провозглашен II Ватиканским собором. Я считаю, что
в настоящее время римо-католическая церковь ото-шла
от этого экклезиологического принципа. И вот
пример: когда западные области Ук-раины были
присоединены к Советскому Союзу, то советской
властью была запрещена уния. В западных областях
Украины оставались приходы Русской Православной
Церкви, духовно окормлявшие и тех, кто
возвратился из унии в Православие, и тех, кто
оставался в душе своей униатом греко-католиком.
Такая ситуация сохранялась на протяжении пяти-десяти
лет. Многие сегодняшние греко-католические
священники на Западной Украине получали
образование в наших духовных учебных заведениях.
Когда пришла пора рели-гиозной свободы, я думаю, в
отношении "Церкви-сестры" можно было бы
сказать слова благодарности за то, что в течение
пятидесяти тяжелых лет государственного атеизма
Русская Православная Церковь духовно окормляла
греко-католиков, которые в ином слу-чае вряд ли
остались бы вообще верующими. А что произошло?
Произошел в буквальном смысле слова разгром
православных епархий во Львове, Тернополе и в
Ивано-Франковске. Происходило это на волне
дикого национализма, с помощью военизирован-ной
организации УНА-УНСО. Изгонялись православные из
своих храмов, избивались священнослужители,
осквернялись святыни. Это можно было бы еще
представить в пери-од средневековья, но чтобы это
происходило в XX веке в отношении "Церкви-сестры"
- не укладывается в сознании!
На территории России, Украины, Белоруссии,
Казахстана осуществляется прозелитизм - что тоже
не может иметь места в отношениях между Церквами-сестрами.
Идет католиче-ская экспансия. Только в России
работает около десяти миссионерских
католических ор-денов. Я думаю, что если бы нас
искренне считали "Церквами-сестрами", то
прозелитизм, религиозная экспансия были бы
полностью исключены.
- В связи с этим можно ли говорить в нынешних
обстоятельствах о продуктивности и перспективах
диалога любви с католичеством? Как объяснить
приверженность к столь бесперспективному
диалогу со стороны, скажем, Константинопольской
Пат-риархии, действия которой в этом направлении
неоднократно вызывали протесты православных (как,
например, недавнее обращение святогорского
монашества)?
- Я считаю, что Православные Церкви единодушны в
том, что ограничивают богослов-ский диалог с римо-католической
церковью только двумя темами: прозелитизм и уния.
Потому что это сегодня самые актуальные проблемы
наших взаимоотношений.
Мы ежегодно на уровне ОВЦС и Секретариата по
христианскому единству проводим встречи с
представителями римо-католической церкви, и
часто на них достигаются неко-торые совместные
решения. Но, к сожалению, они остаются только на
бумаге. Например, видение событий со стороны
греко-католиков полностью противоречит их
пониманию иерархами и священнослужителями
Православной Церкви Украины. Поэтому было реше-но
создать совместную комиссию, которая бы посещала
конфликтные районы, выясняла трудности,
проверяла информацию о захвате храмов и т.д. Но
это осталось только на бу-маге!
Архиепископ Львовский Августин встречался в
Вене с одним из католических еписко-пов. Там была
достигнута договоренность по возвращении
провести совместную пресс-конференцию во Львове.
Но греко-католический епископ провел пресс-конференцию
са-мостоятельно, и выступление это было явно
антиправославного характера. Ни о какой со-вместной
конференции не было и речи! А ведь специально
встречались в Вене, чтобы на нейтральной почве
можно было легче договориться.
- Спасибо, Ваше Святейшество, за подробное
освещение этого вопроса. Но право-славных России
также волнует и внутренняя ситуация в нашем
государстве. В част-ности, ситуация в Чечне.
Недавнее ваше заявление по Чечне было
практически за-молчано светскими СМИ. Не могли бы
вы сейчас нам разъяснить, как вы оценивае-те
действия Российской власти на Кавказе?
- Кто спровоцировал военные акции российских
войск на Кавказе? Теракты, осуществ-ленные с
удивительной жестокостью. Ночью были взорваны
жилые дома, которые не имели никакого отношения к
военным объектам! Погибли мирные люди. В Москве
два дома и в Волгодонске. Потом - агресси
боевиков, пытавшихся захватить Дагестан. Дей-стви
российской армии были направлены на ликвидацию
боевиков на их собственной территории. Иначе это
продолжалось бы до бесконечности.
Поэтому, когда сегодня Россия подвергаетс
критике на международном уровне, то нужно
сказать: мы наводим порядок в своей собственной
стране! Мы боремся с террориз-мом, с
международным терроризмом, который сегодн
проявляет себя так жестоко. Более того, мы
действуем в своей стране, на своей территории. И
международное общественное мнение согласно с
тем, что Чечня является субъектом России. Мы не
можем терпеть, что-бы в России создавалось гнездо
международного терроризма. Поэтому та критика и
то давление, которое оказывается на Россию,
думаю, не имеют никаких оснований.
- В связи с этим, Ваше Святейшество, еще один
вопрос - продолжается ли диалог Русской
Православной Церкви с исламом? Сейчас многие
говорят об исламском вы-зове Европе. Как вы
оцениваете ситуацию: является ли это
действительно проявле-нием исламского
фундаментализма и терроризма? Или эти
террористические груп-пы лишь прикрываютс
религиозными знаменами?
- Я категорически против использования термина
"исламский экстремизм", потому что это все
равно, если бы мы говорили "православный"
или "христианский экстремизм". Да, можно
говорить о фундаментализме, можно говорить о
ваххабизме, но нельзя ставить знак равенства
между исламом как религией и последователями
ислама, которые сегодня заявляют о себе актами
терроризма. С представителями же исламского
духовенства мы ведем и будем вести диалог. У нас
добрые взаимоотношения с муфтием Москвы Гайнут-дином,
у нас хорошие отношения с Талгатом Таджуддином,
верховным муфтием Евро-пейском части России и
Сибири. У меня очень добрые личные
взаимоотношения с шей-хом Азербайджана Паша-заде,
который пользуется исключительным авторитетом.
У нас с ним сложились очень добрые
взаимоотношения еще во времена, когда мы
участвовали в работе Съезда Народных депутатов.
Религиозные деятели ислама осуждают терроризм,
потому что он не является выражением религиозной
направленности ислама.
- Ваше Святейшество, конечно же, наше общество
волнуют выборы и волнует та атмосфера, в которой
идут выборы. Как Вы оцениваете нравственную
атмосферу, в которой идет предвыборная кампани
и что бы вы посоветовали делать православ-ным
христианам на этих выборах?
- Я думаю, что все должны сделать правильный выбор
на грядущих выборах: судить не по словам, не по
предвыборной агитации, которую ведут те или иные
политики, а по де-лам, которые они делают.
То, что в СМИ идет дискредитация отдельных
политиков, я думаю, это худший вид предвыборной
кампании. И в этом отношении мне импонировала
позиция председателя ЦИК, указавшего на
недопустимость таких форм политической борьбы,
которые доходят до оскорбления личности,
оскорбления человеческого достоинства.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев