zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 13-14

ВОПРОСЫ О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ


В рубрике "Вопросы о вере и спасении" мы продолжаем публиковать ответы пастырей, участвовавших в программах радиостанции "Радонеж" и отвечавших на вопросы слуша-телей в "прямом эфире". Сегодня гость нашей рубрики - О. Сергий Николаев, настоя-тель храма Рождества Христова в селе Заозерье Павло-Посадского района.

- Отец Сергий, как надо вести себя в храме? Ведь не все этому научены с детства, многие только начинают воцерковляться….
- Бывает, приходят люди в храм новоначальные, может быть, даже случайные. И бывает, что они одеты не так, как верующим людям хотелось бы их видеть. Скажем, приходит ка-кая-то женщина без платка. Что зачастую бывает? Наши бабушки, чувствуя какую-то рев-ность особую, начинают ее затыркивать: "Ты не так одета, тебе тут нельзя, уходи!" Я ду-маю, что такое отношение неправильное. Нехорошо, конечно, ходить женщине в храм без платка и вообще молиться без платка. По словам Апостола: "Молящаяся с непокрытой головой постыжает свою голову". Но, тем не менее, надо задавать себе вопрос: "А что своими действиями сделаю этому человеку: привлеку ли его к вере и к Церкви или, на-оборот, отвращу?" Потому что мне приходилось несколько раз слышать: "Вы знаете, больше мы в ваш храм не придем, потому что у вас там такие бабушки злые! Называются они верующими, а как они себя ведут, посмотрите!" А некоторые, бывает, к сожалению, еще стоят и просто караулят: входит какая-то дамочка, которая чувствует себя неуверен-но, они сразу к ней подходят и начинают командовать: "Ты себя не так ведешь, иди сюда, сделай то!..." И человек испытывает от этого только неловкость и думает: придти ли ему еще раз в церковь или нет? Может быть, и не придет больше. А грех будет на том челове-ке, который его отвратил. Я думаю, что всем работницам в храме - у нас все больше в храме работниц, чем работников - по определенным, историческим причинам, - надо по-нимать, что если они попали на это место, то должны вести себ скромно и понимать, что это - не их место, а только обстоятельства так сложились, что они здесь находятся. Пото-му что, по правилам, в храме все должен выполнять мужчина.
А тем людям, которые приходят в храм первый раз, нужно набраться мужества - опреде-ленного мужества и немного прищемить свою гордыню. Что из того, что я, например, ди-ректор завода? А знаю меньше, чем какая-то старушечка. Но ничего страшного в этом нет. А результат, если человек станет церковным - превзойдет всякие ожидания.
Недавно мне пришлось беседовать с людьми, которые были первый раз в храме - муж и жена. Ему так понравилась обстановка, так понравилось, как народ поет "Верую" (он не был раньше в храме и, когда услышал, даже заплакал), какое единодушие; как тут радост-но, торжественно, как тут можно отдохнуть душой. И хотя он еще не знает о той великой пользе, какую дает божественная служба, но, думаю, он уже на полпути к тому, чтобы стать церковным человеком и за одно только посещение.
Вспоминается еще один случай. Молодые муж с женой пришли на службу. Проходили мимо храма и зашли вместе с ребенком. Служба была торжественная, они находились сза-ди, но хотели увидеть, что впереди совершается. И вот, папа посадил ребенка себе на пле-чи, чтобы он все видел. Какое-то время он так стоял. Его никто не одернул, ничего. Хотя он, конечно, не совсем правильно поступил - потому что это, все-таки, не зоопарк, чтобы смотреть зверей с высоты, но, тем не менее, прихожане ему не сделали замечания, а толь-ко через некоторое время деликатно кто-то сказал, что вообще-то так не стоит себя вести. Сделали это замечание как положено, по-христиански. А через два месяца его можно бы-ло уже увидеть вместе с женой стоящими на исповедь. У него был уже совершенно иной вид - вид человека церковного, хотя прошло с тех пор всего два месяца. А что было бы, если бы ему сказали: "Ты неправильно делаешь! Немедленно перестань или уходи!" (хотя он и поступал неправильно). Его бы этим только отвратили, и человек, еще неизвестно, встал бы на путь спасения или нет.
- Еще один вопрос, я думаю, тоже очень важный: как быть в храме с детьми, как детям нужно себ вести. Нужно ли детям ходить в храм?
- Некоторые считают: сам вырастет, потом разберется, поймет. Но это неверно: вырастет и не поймет, если его не приучишь. В храм нужно детей приводить!
Как им там нужно себя вести? К сожалению, часто дети мешают службе. В какие момен-ты мешают? Порой мешают молиться. Мы понимаем тех людей, которые пришли и хотят вот это недолгое время службы помолиться, сосредоточиться, и, конечно, они раздража-ются, когда беспризорный ребенок бегает по храму. Поэтому, наверное, родителям нужно учитывать, что не каждый их ребенок - ангел. Нужно стараться держать детей все-таки при себе. Некоторые мамочки имеют даже некоторый опыт, как младенчика, которого они держат на руках, занять, чтобы он не капризничал. То дают ему концом платочка поиг-рать, то подойдут к подсвечнику, чтобы он обратил внимание на свечи. Или что-то еще, но делать это тихонечко можно, при этом никого не смущая. Если ребенок постарше, ска-жем, ходить умеет, думаю, не надо его отпускать далеко от себя. Если он двигается где-то в пределах метра от своей мамы - это нормально, это особенно никого не смутит. Все по-нимают, что ребенок есть ребенок, которому трудно полтора часа неподвижно стоять. Просто трудно. Хотя, кстати, и этому можно научить. Я знаю такие семьи, где дети ведут себ удивительно примерным образом. Например, маленькая девочка своим поведением может научить любого взрослого - не каждый взрослый может так стоять. А она букваль-но лет с четырех-пяти стояла, как свечечка, не шелохнувшись, всю службу. Пример этот можно адресовать многим родителям, которые считают, что дети должны поиграть, долж-ны побегать. Нет! Детей нужно воспитывать. Мы их воспитываем, мы им показываем, да-ем определенные навыки. И привить навык быть на службе, стоять, не отвлекаться, сосре-дотачиваться - это нормальное дело, которое родители обязаны совершить.
Есть еще один момент, когда детей подводят к причастию, уже в конце службы батюшка обычно говорит проповедь и многие понимают, что крик ребенка священнику мешает со-средоточиться. Он может потерять свою мысль, но и другим людям он тоже мешает слу-шать. То есть от этого страдает большое количество людей. Поэтому я бы осмелилс по-рекомендовать родителям в этом случае проповедь пропустить. Придется выйти с ребен-ком на улицу, потерпеть, смириться. Что же делать? Пройдет время, ребенок вырастет, если мы его в храм приводим, чему-то учим, то он со временем станет дисциплинирован-ным, образцовым прихожанином.
- Батюшка, у меня вопрос по поводу исповеди. Бывает, неофит начинает читать писания святых отцов. И там прочитывает, например, о том, что монахи приходили каждый день к старцу, исповедывали свои помыслы, ничего не делали без благосло-вения старца или своего духовного отца. И вот, пытаются перенести этот образ жиз-ни древних христиан, древних монахов в современную приходскую жизнь. Напри-мер, видишь одних и тех же людей, которые присутствуют буквально во врем каж-дой исповеди, каждый день (многие говорят о такой проблеме). Бывает, человек ис-поведуетс вечером, приходит причащаться на следующий день и опять ищет ба-тюшку, чтобы проговорить какие-то грехи, которые он совершил за этот промежу-ток времени. Что можно сказать по этому поводу?
- Прежде всего, если человек чувствует за собой грех, конечно, его надо исповедывать. И если он чувствует, что он собирается причаститься, а грех с последней исповеди, ска-жем, вечерней, был совершен - конечно, его надо исповедывать и ни в коем случае нельзя дерзать так подходить к Чаше. Но в любом случае нужно учитывать, что кроме теб есть другие люди и что у людей есть свое время. Конечно, есть такие моменты, когда необхо-димо исповедаться. Если есть желание поговорить со священником, то надо понимать, что прежде всего, священник должен отпустить всех тех людей, которые пришли в храм, на службу, которые заказали молебен, панихиду, кого-то покрестить, повенчаться. Я так ду-маю. А потом будет то самое время, когда к священнику можно подойти за советом.
Я очень рекомендую людям, которые входят впервые в храм, тем не менее, обращаться не к бабушкам. Потому что, хотя бабушки у нас верующие, но не все основательно науче-ны, и поэтому те советы, которые они порой дают, к сожалению, бывают просто ненуж-ными если не хуже: через какую руку можно передавать свечу - через левую или правую? Конечно, это никакого значения не имеет. Все-таки, как бы священник ни был занят, все-гда надо стараться найти время, чтобы с ним поговорить. Просто подойти к нему: "Ба-тюшка, простите, у меня есть вопрос, я хочу отнять у вас 15-20 минут времени. Когда вы меня можете принять?" Не надо этого стесняться.
С учетом всех этих обстоятельств и нужно приходить на исповедь, хотя тем не менее, ни в коем случае своих грехов нельзя ни скрывать, ни умалять, даже по той причине, что бы-вает у священника мало времени.
- А как по поводу исповеди помыслов? Ведь некоторые чуть ли не каждый день приходят к священнику на исповедь, чтобы исповедывать все свои помыслы? Я имею в виду, конечно, не монастырскую, а приходскую жизнь.
- Сам факт исповеди помыслов - может быть, и неплох. Но и этот вопрос нужно решать конкретно со своим духовником. Если у вас сложились такие отношения, если у вас есть к этому такие возможности - думаю, ничего плохого в этом нет. Я думаю, должна быть нормальная, здоровая мера этому и, конечно, если пытаться брать благословения священ-ника на каждый шаг - я думаю, это просто нереально! Ведь человек не должен быть ра-бом, он все-таки должен как-то взвешивать свою собственную жизнь, свои поступки, ру-ководствоваться тем, что ему священник когда-то сказал в подобную минуту. И надо по-нимать, что у меня сейчас, например, нет возможности подойти к батюшке, но он в по-добной ситуации мне сказал так-то и так-то. Конечно, хорошо быть углубленным в самого себя и оценивать свои помыслы - но только так, чтобы это не граничило с какой-то пато-логией!
Есть проблемы с исповедью и другого порядка. Когда человек, скорее, наоборот, своих грехов не видит и не понимает. Это бывает с людьми разного возраста. Приходят сейчас в храм люди, которые когда-то давно ходили в храм. Было время, когда было мало храмов, мало священников, трудно было подробно исповедаться (да это и властями не приветст-вовалось - такой контакт с верующими людьми), и сложилась, к сожалению, иногда така практика не то чтобы общей исповеди - но очень быстрой исповеди: "Быстро, быстро! Да-вай, подходи следующий!" И подходит прихожанин к священнику и смотрит на него вни-мательно. И тот тоже смотрит внимательно. Кто первый начнет?
- Ну что?
- А что? Грехи что ли говорить?
- Ну, в общем-то, да, - отвечает батюшка.
- Да? А какие грехи?
- Ну, наверное, свои, а не чужие.
- А какие у меня грехи? Я не знаю!
Вот чтобы таких "препирательств" на исповеди не было, человеку к исповеди надо подго-товиться.

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев