ВОПРОСЫ О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ
В рубрике "Вопросы о вере и спасении" мы
продолжаем публиковать ответы пастырей,
участвовавших в программах радиостанции "Радонеж"
и отвечавших на вопросы слуша-телей в "прямом
эфире". Сегодня гость нашей рубрики - О. Сергий
Николаев, настоя-тель храма Рождества Христова в
селе Заозерье Павло-Посадского района.
- Отец Сергий, как надо вести себя в храме? Ведь
не все этому научены с детства, многие только
начинают воцерковляться….
- Бывает, приходят люди в храм новоначальные,
может быть, даже случайные. И бывает, что они
одеты не так, как верующим людям хотелось бы их
видеть. Скажем, приходит ка-кая-то женщина без
платка. Что зачастую бывает? Наши бабушки,
чувствуя какую-то рев-ность особую, начинают ее
затыркивать: "Ты не так одета, тебе тут нельзя,
уходи!" Я ду-маю, что такое отношение
неправильное. Нехорошо, конечно, ходить женщине в
храм без платка и вообще молиться без платка. По
словам Апостола: "Молящаяся с непокрытой
головой постыжает свою голову". Но, тем не
менее, надо задавать себе вопрос: "А что
своими действиями сделаю этому человеку:
привлеку ли его к вере и к Церкви или, на-оборот,
отвращу?" Потому что мне приходилось несколько
раз слышать: "Вы знаете, больше мы в ваш храм не
придем, потому что у вас там такие бабушки злые!
Называются они верующими, а как они себя ведут,
посмотрите!" А некоторые, бывает, к сожалению,
еще стоят и просто караулят: входит какая-то
дамочка, которая чувствует себя неуверен-но, они
сразу к ней подходят и начинают командовать: "Ты
себя не так ведешь, иди сюда, сделай то!..." И
человек испытывает от этого только неловкость и
думает: придти ли ему еще раз в церковь или нет?
Может быть, и не придет больше. А грех будет на том
челове-ке, который его отвратил. Я думаю, что всем
работницам в храме - у нас все больше в храме
работниц, чем работников - по определенным,
историческим причинам, - надо по-нимать, что если
они попали на это место, то должны вести себ
скромно и понимать, что это - не их место, а только
обстоятельства так сложились, что они здесь
находятся. Пото-му что, по правилам, в храме все
должен выполнять мужчина.
А тем людям, которые приходят в храм первый раз,
нужно набраться мужества - опреде-ленного
мужества и немного прищемить свою гордыню. Что из
того, что я, например, ди-ректор завода? А знаю
меньше, чем какая-то старушечка. Но ничего
страшного в этом нет. А результат, если человек
станет церковным - превзойдет всякие ожидания.
Недавно мне пришлось беседовать с людьми,
которые были первый раз в храме - муж и жена. Ему
так понравилась обстановка, так понравилось, как
народ поет "Верую" (он не был раньше в храме и,
когда услышал, даже заплакал), какое единодушие;
как тут радост-но, торжественно, как тут можно
отдохнуть душой. И хотя он еще не знает о той
великой пользе, какую дает божественная служба,
но, думаю, он уже на полпути к тому, чтобы стать
церковным человеком и за одно только посещение.
Вспоминается еще один случай. Молодые муж с женой
пришли на службу. Проходили мимо храма и зашли
вместе с ребенком. Служба была торжественная, они
находились сза-ди, но хотели увидеть, что впереди
совершается. И вот, папа посадил ребенка себе на
пле-чи, чтобы он все видел. Какое-то время он так
стоял. Его никто не одернул, ничего. Хотя он,
конечно, не совсем правильно поступил - потому
что это, все-таки, не зоопарк, чтобы смотреть
зверей с высоты, но, тем не менее, прихожане ему не
сделали замечания, а толь-ко через некоторое
время деликатно кто-то сказал, что вообще-то так
не стоит себя вести. Сделали это замечание как
положено, по-христиански. А через два месяца его
можно бы-ло уже увидеть вместе с женой стоящими
на исповедь. У него был уже совершенно иной вид -
вид человека церковного, хотя прошло с тех пор
всего два месяца. А что было бы, если бы ему
сказали: "Ты неправильно делаешь! Немедленно
перестань или уходи!" (хотя он и поступал
неправильно). Его бы этим только отвратили, и
человек, еще неизвестно, встал бы на путь
спасения или нет.
- Еще один вопрос, я думаю, тоже очень важный:
как быть в храме с детьми, как детям нужно себ
вести. Нужно ли детям ходить в храм?
- Некоторые считают: сам вырастет, потом
разберется, поймет. Но это неверно: вырастет и не
поймет, если его не приучишь. В храм нужно детей
приводить!
Как им там нужно себя вести? К сожалению, часто
дети мешают службе. В какие момен-ты мешают? Порой
мешают молиться. Мы понимаем тех людей, которые
пришли и хотят вот это недолгое время службы
помолиться, сосредоточиться, и, конечно, они
раздража-ются, когда беспризорный ребенок бегает
по храму. Поэтому, наверное, родителям нужно
учитывать, что не каждый их ребенок - ангел. Нужно
стараться держать детей все-таки при себе.
Некоторые мамочки имеют даже некоторый опыт, как
младенчика, которого они держат на руках, занять,
чтобы он не капризничал. То дают ему концом
платочка поиг-рать, то подойдут к подсвечнику,
чтобы он обратил внимание на свечи. Или что-то еще,
но делать это тихонечко можно, при этом никого не
смущая. Если ребенок постарше, ска-жем, ходить
умеет, думаю, не надо его отпускать далеко от себя.
Если он двигается где-то в пределах метра от
своей мамы - это нормально, это особенно никого не
смутит. Все по-нимают, что ребенок есть ребенок,
которому трудно полтора часа неподвижно стоять.
Просто трудно. Хотя, кстати, и этому можно научить.
Я знаю такие семьи, где дети ведут себ
удивительно примерным образом. Например,
маленькая девочка своим поведением может
научить любого взрослого - не каждый взрослый
может так стоять. А она букваль-но лет с четырех-пяти
стояла, как свечечка, не шелохнувшись, всю службу.
Пример этот можно адресовать многим родителям,
которые считают, что дети должны поиграть, долж-ны
побегать. Нет! Детей нужно воспитывать. Мы их
воспитываем, мы им показываем, да-ем определенные
навыки. И привить навык быть на службе, стоять, не
отвлекаться, сосре-дотачиваться - это нормальное
дело, которое родители обязаны совершить.
Есть еще один момент, когда детей подводят к
причастию, уже в конце службы батюшка обычно
говорит проповедь и многие понимают, что крик
ребенка священнику мешает со-средоточиться. Он
может потерять свою мысль, но и другим людям он
тоже мешает слу-шать. То есть от этого страдает
большое количество людей. Поэтому я бы осмелилс
по-рекомендовать родителям в этом случае
проповедь пропустить. Придется выйти с ребен-ком
на улицу, потерпеть, смириться. Что же делать?
Пройдет время, ребенок вырастет, если мы его в
храм приводим, чему-то учим, то он со временем
станет дисциплинирован-ным, образцовым
прихожанином.
- Батюшка, у меня вопрос по поводу исповеди.
Бывает, неофит начинает читать писания святых
отцов. И там прочитывает, например, о том, что
монахи приходили каждый день к старцу,
исповедывали свои помыслы, ничего не делали без
благосло-вения старца или своего духовного отца.
И вот, пытаются перенести этот образ жиз-ни
древних христиан, древних монахов в современную
приходскую жизнь. Напри-мер, видишь одних и тех же
людей, которые присутствуют буквально во врем
каж-дой исповеди, каждый день (многие говорят о
такой проблеме). Бывает, человек ис-поведуетс
вечером, приходит причащаться на следующий день
и опять ищет ба-тюшку, чтобы проговорить какие-то
грехи, которые он совершил за этот промежу-ток
времени. Что можно сказать по этому поводу?
- Прежде всего, если человек чувствует за собой
грех, конечно, его надо исповедывать. И если он
чувствует, что он собирается причаститься, а грех
с последней исповеди, ска-жем, вечерней, был
совершен - конечно, его надо исповедывать и ни в
коем случае нельзя дерзать так подходить к Чаше.
Но в любом случае нужно учитывать, что кроме теб
есть другие люди и что у людей есть свое время.
Конечно, есть такие моменты, когда необхо-димо
исповедаться. Если есть желание поговорить со
священником, то надо понимать, что прежде всего,
священник должен отпустить всех тех людей,
которые пришли в храм, на службу, которые
заказали молебен, панихиду, кого-то покрестить,
повенчаться. Я так ду-маю. А потом будет то самое
время, когда к священнику можно подойти за
советом.
Я очень рекомендую людям, которые входят впервые
в храм, тем не менее, обращаться не к бабушкам.
Потому что, хотя бабушки у нас верующие, но не все
основательно науче-ны, и поэтому те советы,
которые они порой дают, к сожалению, бывают
просто ненуж-ными если не хуже: через какую руку
можно передавать свечу - через левую или правую?
Конечно, это никакого значения не имеет. Все-таки,
как бы священник ни был занят, все-гда надо
стараться найти время, чтобы с ним поговорить.
Просто подойти к нему: "Ба-тюшка, простите, у
меня есть вопрос, я хочу отнять у вас 15-20 минут
времени. Когда вы меня можете принять?" Не надо
этого стесняться.
С учетом всех этих обстоятельств и нужно
приходить на исповедь, хотя тем не менее, ни в
коем случае своих грехов нельзя ни скрывать, ни
умалять, даже по той причине, что бы-вает у
священника мало времени.
- А как по поводу исповеди помыслов? Ведь
некоторые чуть ли не каждый день приходят к
священнику на исповедь, чтобы исповедывать все
свои помыслы? Я имею в виду, конечно, не
монастырскую, а приходскую жизнь.
- Сам факт исповеди помыслов - может быть, и неплох.
Но и этот вопрос нужно решать конкретно со своим
духовником. Если у вас сложились такие отношения,
если у вас есть к этому такие возможности -
думаю, ничего плохого в этом нет. Я думаю, должна
быть нормальная, здоровая мера этому и, конечно,
если пытаться брать благословения священ-ника на
каждый шаг - я думаю, это просто нереально! Ведь
человек не должен быть ра-бом, он все-таки должен
как-то взвешивать свою собственную жизнь, свои
поступки, ру-ководствоваться тем, что ему
священник когда-то сказал в подобную минуту. И
надо по-нимать, что у меня сейчас, например, нет
возможности подойти к батюшке, но он в по-добной
ситуации мне сказал так-то и так-то. Конечно,
хорошо быть углубленным в самого себя и
оценивать свои помыслы - но только так, чтобы это
не граничило с какой-то пато-логией!
Есть проблемы с исповедью и другого порядка.
Когда человек, скорее, наоборот, своих грехов не
видит и не понимает. Это бывает с людьми разного
возраста. Приходят сейчас в храм люди, которые
когда-то давно ходили в храм. Было время, когда
было мало храмов, мало священников, трудно было
подробно исповедаться (да это и властями не
приветст-вовалось - такой контакт с верующими
людьми), и сложилась, к сожалению, иногда така
практика не то чтобы общей исповеди - но очень
быстрой исповеди: "Быстро, быстро! Да-вай,
подходи следующий!" И подходит прихожанин к
священнику и смотрит на него вни-мательно. И тот
тоже смотрит внимательно. Кто первый начнет?
- Ну что?
- А что? Грехи что ли говорить?
- Ну, в общем-то, да, - отвечает батюшка.
- Да? А какие грехи?
- Ну, наверное, свои, а не чужие.
- А какие у меня грехи? Я не знаю!
Вот чтобы таких "препирательств" на
исповеди не было, человеку к исповеди надо подго-товиться.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев