Протоиерей Артемий Владимиров
"...В ВАШИХ СЕРДЦАХ БУДЕТ ВОЗРАСТАТЬ ЦАРИЦА
ВСЕХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ - ЛЮБОВЬ..."
Дорогие наши читатели!
Прежде всего хочется пожелать Вам стяжания того
смирения, которое сильно к разрушению всех
козней бесплотного врага, ищущего нашей погибели.
Добавим к этому, что дух молитвы, восходящей к
Богу из сокрушенного и смиренного сердца, дарует
христианам отчуждение, независимость от
растленного духа времени, чего себе и Вам
искренно желаю. И напоследок выражаю надежду, что
в Ваших сердцах будет возрастать царица всех
добродетелей - любовь - и умиляться. И таким
образом сохранится в мире благодатное начало,
удерживающее явление среди человеков сына
погибели, антихриста.
Минуло вот уже почти 20 столетий, как свершилась
тайна искупления человеческого рода Господом
Иисусом Христом. Уже 2000 лет пребывает на земле
Церковь Христова, возводящая всех своих истинных
чад на небо, доставляя им блаженное жительство в
вечности. Уже 2000 лет, как излилась в сердца
учеников Христовых и продолжает изливатьс
спасительная благодать Святого Духа, в стяжании
которой смысл жизни человеческой.
И если все под небесами: горы и долины, древние
египетские пирамиды и каменные изваяния -
сфинксы, рукописи и статуи, монеты и драгоценные
украшения - с течением времени стареет, ветшает и,
наконец, обращается в прах, то благодать Христова
не изменяется в существе своем, не скудеет, но,
напротив, делает бессмертным, животворит все, к
чему ни прикасается. В этом - торжество нашей
Православной веры, в этом - тайна всегдашней
новизны истинного Христианства, в этом - залог
силы, могущества и непобедимости Невесты Агнца -
Церкви Христовой!
Вот почему 2000-летие Христова Рождества никогда
не станет для нас такой же "знаменательной
датой", таким же "торжественным юбилеем",
как прочие земные исторические, эпохальные вехи
и события.
Вот почему и участие наше в празднестве 2000-лети
должно быть совсем иное, нежели как это бывает у
мирских людей в значимых для них праздничных
мероприятиях.
У них в мыслях, чувствах, начинаниях - все земное,
все тленное, то есть подлежащее власти времени.
Подумайте, сколько за все время существовани
людей было проведено парадов, маскарадов, балов и
фейерверков, концертов, пиршеств и застолий?! Где
это все, куда все подевалось? Где тучные яства,
роскошные наряды, где веселящая сердце земна
музыка, где женская красота, мужеская доблесть,
праздничные кличи, громкие рукоплескания,
поздравительные речи?
Все давно смолкло, все отошло, рассыпалось в прах,
исчезло, растаяло как пар, обратилось в небытие!
Неподвластны времени лишь бессмертные
человеческие души и то, что наполняет их - мысли,
чувства, помышления... Ничто не ускользает от
взора Вездесущего и Правосудного Создателя,
испытующего сокровенные глубины сердец, судимых
Божественным Судом правды и любви.
Посему, пока земное поприще наше еще не завершено,
открыт доступ к Престолу благодати, поспешим
воспользоваться, друзья, этой несказанной
милостью! Правой, непорочной верой, глубоким и
постоянным покаянием, сердечной, сокрушенной и
благодарственной молитвой умилостивим
Небесного Судию Христа, долготерпящего о нас!
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
ВСТУПАЯ В ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ
Интервью с настоятелем и духовником
Свято-Введенского женского монастыря
архимандритом Амвросием (Юрасовым)
- Мы отмечаем великую дату - 2000 лет Рождества
Христова. Что оз-начает этот праздник дл
верующих и неверующих? Как Вы считаете, за 2000 лет
изменился ли человек?
- За 2000 лет народ стал не лучше, а хуже. Когда
человек живет духовно, он возрастает от силы в
силу, обретает особые дары от Бога - способности.
Он может обходиться без радио, телевидения, газет
и знать, что в мире тво-рится, что происходит в
душе ближнего, может помочь, как говорят, "сотворить
чудо". Для нас, ныне живущих, это чудо, но дл
первых людей, живших в раю в единении с Богом, это
была обычная, повседневная жизнь. Когда
человечество пало, оно потеряло эти дары.
С приходом на землю Христа-Спасител
человечеству был возвращен главный дар - вечной
блаженной жизни, открыты врата рая. И в первые
века христианства люди были такими ревностными,
имели такую веру, что могли словом горы
переставлять (Мф.17, 20). Однажды к святому Марку
Фрачесскому в пустынное место, где тот обитал,
пришел один человек, и свя-той спросил его: "Скажи,
есть ли и сейчас в миру люди, которые имеют веру
хотя бы с горчичное зерно? Могут ли они сказать
горе сей: "Иди вон" - и она пой-дет?" Только
он произнес эти слова, как гора затряслась и
пошла. Он же сказал: "Я не тебе говорю, встань на
место. Я просто спрашиваю: есть ли вера у людей?"
Когда человек отпадает от Бога, он теряет все
благодатные дары, пытает-ся их искусственно
заменить: начинает заниматься строительством,
техни-кой, развивать "науку", входит во все
материальное... Так получается не прогресс, а
регресс. Сам человек становится злым, "подсиживает"
ближне-го, следит за ним, и в конечном счете все
свое "благосостояние" строит на крови.
Для настоящего православного христианина 2000-летие
Рождества Хри-стова - особая дата, она говорит о
том, что все эти столетия, каждый час, каждую
минуту Господь с нами!
На протяжении 2000 лет сатана ведет борьбу с Богом,
и, как говорит Дос-тоевский, полем сражения он
избрал сердце человека. Немало было гоните-лей
христиан - правители Нерон, Максимилиан,
Диоклетиан и много иных уже в наше время, которые
хотели уничтожить христианство, чтобы и раз-говора
не было о Христе; прошло 2000 лет, память их погибла
с шумом, а вера Христова жива, потому что нами
управляет Христос, Сам Создатель Вселенной, а Его
победить невозможно!
Всякая узурпаторская власть живет 60-70 лет, власть
же истинная, Творца неба и земли - вечна.
Когда ко мне приходят вольнодумцы, сомневающиеся,
я их спрашиваю:
"Сколько вам лет?" Они отвечают: "25, 30, 40".
Я говорю: "А Церковь Хри-стова живет 2000 лет, и
народ все это время каялся, и до Рождества Христо-ва
народ всегда каялся"...
Один такой вольнодумец, ученый приехал на Святую
гору Афон в Гре-ции к одному старцу - монаху
Паисию - и сказал: "Батюшка, я ученый, у мен
веры нет, я не верю в Бога, а все то, что происходит
в природе, я могу объяснить и доказать научным
путем". Старец ласково посмотрел на него,
улыбнулся и говорит: "Ты глупее ящерицы".
Ученый оскорбился, обиделся: "Что же ты мен
так унизил?" Беседа была на улице. Старец
поворачивает-ся и зовет: "Ящерица, иди к нам".
И вдруг откуда ни возьмись бежит яще-рица, встала
перед ним в ожидании. Он спрашивает: "Скажи,
Господь есть?" Она поднялась на задние лапки и
поклонилась, своим видом показа-ла, что есть, и
опять прилегла, ждет команды. - "Вот видишь,
правду тебе говорил, ты глупее ящерицы". -
Потрясенный ученый отвечает: "Отче, соз-наю".
Старец говорит ящерице: "Свободна, иди". И
она мигом ушла. Свя-тым людям, тем, которые
достигли совершенства, все животные подчиня-ются...
2000 лет... Мы не можем сказать, что мы гордимся этим,
только в без-божном мире чем-то гордятся. Просто
человечество по милости Божией прожило эти 2000
лет, и пока народ кается, приходит к Богу, пока
откры-ваются храмы, а монастыри наполняютс
иноками, пока идет служба Гос-поду, мир еще будет
существовать. Когда же прекратитс
Жертвоприноше-ние, перестанут совершать
Божественную литургию, прекратит существова-ние
и этот мир. И еще мы живем молитвами святых людей,
а их за 2000 лет было немало, особенно за последние
70 лет гонений. Великое множество мучеников
обагрили землю своей святой кровью и теперь
молятся за нас.
- Означают ли что-то мистически, духовно сами
цифры - 2000? Или это обыкновенное число. Одна
знакомая прихожанка сказала: "Жаль расставать-с
с единичкой - тысячей".
- Как-то я одному математику задал вопрос: "Что
такое ноль?" Он гово-рит: "Ничто".
- А тысяча нолей?
- Тоже ничто.
- А если впереди них поставить единичку?
- Будет очень много, все ноли сразу оживают.
Господь у нас Един, а все люди как бы являютс
нолями, но кто уверо-вал в Единого Бога, оживают и
уже живут духовно. Господь создал нас из праха
земли, и своего у нас ничего нет; мы пред Богом
ничто, когда мы осознаем это, положим начало
нашему спасению.
А то, что жалко единичку... Ничего, и 2000 хорошее
число, если хочется воспринимать его духовно,
вспомните, что Иисус Христос имел два Естест-ва -
Божеское и человеческое.
- Как Святая Церковь отмечает Рождество Христово
и, в частности, эту большую дату - двухтысячелетие?
Как празднуют в монастыре этот праздник?
- Для нас праздников праздник - Божественна
литургия, выше этого ничего нет. Что значит
отметить этот праздник? Это значит, во всем чисто-сердечно
покаяться, стараться жить исправно и
причаститься - соединиться с Богом.
Задолго до праздника матушки готовятся к
Рождественской елке; в угол-ке храма делаетс
помост, на котором устанавливается пещера -
вертеп. В ней соломка постелена, Младенчик-Спаситель,
Матерь Божия, праведный Иосиф, овцы и Вифлеемска
звезда. Вечером в день Рождества Христова после
службы (а мы ее пораньше начинаем) показывают
Рождественское представление. Собирается очень
много народа: полный храм родителей с детишками.
Матушки рассказывают о рождении Христа,
некоторые сцены показыва-ют в лицах. Вот идут
восточные мудрецы - волхвы - и ведут с собой
верблю-да, а верблюд - это две матушки, прикрытые
тканью, на ногах у них вален-ки (ведь верблюд
пришел к нам по зимнему снегу). Вот царь Ирод на но-силках
в сопровождении воинства, а тут - пастухи с овцами
и ангелами сла-вословят: "Слава в вышних Богу, и
на земли мир, в человецех благоволе-ние!" Детям
это очень нравится, они даже от радости
повизгивают, все очень хорошо понимают. Тогда
царь Ирод вдруг встает с трона, выходит на
середину перед детьми и возмущенно вскрикивает:
"Я царь или не царь?"
Дети кричат: "Нет!" Ирод опускает руку в чан с
водой, освежает лицо и вновь вопрошает: "Я царь
или не царь"? И дети снова дружно кричат: "Нет!
Царь не ты, а Иисус Христос". Они понимают, что
Ирод не любил Бога и детей, он уничтожил 14 тысяч
младенцев.
А после представления у нас в трапезной бывает
сестринская елочка (эта традиция у нас сложилась
очень давно, еще до монастыря). Мы все молим-ся, а
потом по очереди срезаем открыточки с духовными
поучениями, кому какое попадет, и читаем их вслух.
Например, такое: "Авва Пимен говорит:
"Сделал доброе дело, если после него не было
искушения, Богом не приня-то". Это духовное
наставление для каждого из нас на весь следующий
год.
Помню, когда я служил в Преображенском соборе, у
нас в доме собра-лось человек 30-50, я помолился,
срезал открыточку, а там - монастырь и что-то
говорится о стройке, все мне говорят: "Ну,
батюшка, это невпопад, тебе это никак не подходит".
А оказалось, впопад. Вскоре поставили на-стоятелем
Введенского храма, и при нем открыли монастырь,
теперь стро-имся.
-Что бы вы хотели пожелать читателям нашей газеты?
- Интересно жить будет только тогда, когда у
человека не будет смертных грехов, когда на душе
воцарятся мир и покой.
Самое главное - примириться с Богом - искренне
покаяться. Тогда ни-чего не страшно, никакие
экономические, политические неурядицы. Ведь "если
Бог за нас, кто против нас"? Господь будет нас
хранить, и праздник Рождества Христова станет
радостным, так в радости, с Господом мы и войдем в
третье тысячелетие.
Свящ. Максим Козлов
"НЕТ НИКАКОГО СПОСОБА ВОЗРОДИТЬ НАШУ РОДИНУ,
КРОМЕ КАК СОДЕЛАТЬ ЕЕ ПРАВОСЛАВНОЙ"
Говоря о жизни Церкви в минувшем веке,
нужно вспомнить два изречения. Одно - из
Священного писания, другое - одного богомудрого
иерарха. Первое таково: Бог кого любит, того
наказывает. Много утекло веков с тех пор, как были
гонения на Церковь, подобные тем, что были в ХХ
веке. Наверно, даже со времен Римской империи -
Нерона, Диоклетиана и Максенция - подобного
Церковь Христова не переживала Но Бог кого любит,
того и наказывает, - значит, вновь появились в ХХ
веке такие христиане, которые эту меру испытани
могли вместить. И это милость Божия, что в Церкви
были такие года. Нам бы хоть чуть-чуть быть их
достойными.
Второе изречение - Патриарха Алексия I (Симанского),
который некогда, в разгар хрущевских гонений на
Церковь, сказал: "Церковь в некотором смысле
есть Тело Христово, распинаемое за спасение тех,
кто Его распинает". Именно таков был крестный
путь Церкви, в особенности в нашей стране.
Мы как христиане, знающие, что видимая истори
этого мира должна закончиться катастрофически,
не можем не приметить и того, что ХХ век был веком
небывалой дифференциации, разделения добра и зла.
Действительно, сейчас, к концу столетия, можно
сказать, что добро почти исключительно
сосредоточилось в Церкви Христовой.
Если еще век назад много искреннего, чистого,
незамутненного можно было видеть и вне ограды
церковной, то теперь выйди на улицы Москвы,
прочитай любую газету, подними глаза к любому
рекламному щиту - и станет понятно: вне Церкви -
уже почти ад на земле. Это ХХ век, это итоги.
В таком же смысле итоги ХХ века относятся и к
разделению истинного и неистинного христианства.
Если в начале столетия можно было серьезно - и
серьезные люди этим занимались - вести диалоги с
англиканами, старокатоликами и иными
отделившимися от единства Вселенской Церкви
христианами с надеждой на их обращение, то
посмотрите теперь, чем стали те же англикане с их
женским священством! Чем стали некогда
мужественные протестанты с их одобрением
инклюзивного языка Библии и гомосексуального
разврата! С кем теперь вести диалог?
Ну и, наконец, об итогах столетия применительно к
нашей стране. Думается, они будут зависеть от
того, насколько мы сможем воспринять истину
Священного Писания, так настойчиво нам почти что
силой внедрявшуюся Божественным Промыслом в
этом веке. А истину эту мы слышим на каждой
Литургии: "Не надейтесь на князи, на сыны
человеческие..." Нет для России путей спасени
в неком экономическом реформировании или в
политической революционности. Нет никакого
способа возродить нашу Родину, кроме как
соделать ее православной. Но нет и иного пути
соделать ее православной, чем нам оказатьс
настоящими православными христианами. Ни
депутат, ни какой-либо избранный нами самый
искренний Президент, ни даже духовный лидер не
сделает этого, если мы не окажемся такими же
христианами, какими оказались христиане, скажем,
IV столетия, благодаря чему языческая некогда
империя смогла на века стать оплотом Вселенского
Православия. Дай-то Бог, как говорил о том
Святейший Патриарх Алексий II, чтобы ХХI век
оказался действительно веком Святого
Православия.
Свящ. Владимир Вигилянский
"НЕ НАДО БЫТЬ РЕЛИГИОЗНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, ЧТОБЫ
ЧЕТКО ОСОЗНАВАТЬ ЧТО ПРИЧИНОЙ ВСЕХ БЕД ЯВЛЯЕТСЯ
ОТХОД ЛЮДЕЙ ОТ БОГА"
ХХ век останется в истории человечества
как самый неистовый, самый развращенный и самый
жестокий век. И дело здесь даже не в двух мировых
войнах, хотя в этих сумасшедших бойнях
участвовало несколько десятков самых, казалось
бы, цивилизованных и культурных стран, а в той
системе тоталитаризма, которую
продемонстрировал этот век: фашистские,
коммунистические и националистические режимы
Европы, Азии, Дальнего Востока, Африки и Южной
Америки унесли жизни сотен миллионов ни в чем не
повинных людей. Мы увидели, что техническое и
экономическое развитие человечества никаким
образом не повлияло даже на то, чтобы люди не
умирали от голода и элементарных болезней. Кто-то
уже подсчитал, что в ХХ веке от террора и насили
умерло больше людей, чем во все предыдущие века
со времени Рождества Христова.
Один из московских политических еженедельников
на протяжении последнего года печатал
высказывания видных деятелей культуры и науки,
известных политиков и мыслителей об итогах
уходящего века и песпективах человечества в
будущем веке. Было много сказано не только о
достижениях, но и об утратах, однако почти никто
не порассуждал о причинах того нравственного
падения человечества, свидетелями которого мы
стали. Не надо быть религиозным человеком, чтобы
четко осознавать, что причиной всех бед являетс
отход людей от Бога, секуляризация мира и
обмирщение церковного общества. Именно этот бунт
детей против своего Отца обернулся страшной
трагедией для наших современников.
В ХХI век мы идем с печальным результатом - многие
между Богом и маммоной выбрали маммону, которой
подчинили все свое упование, все свое
мировоззрение, всю свою жизнь. Именно этому идолу
приносятся сегодня кровавые жертвы.
При всей кажущейся безнадежности, несмотря ни на
что, у меня есть все-таки надежда на Россию и
Русскую Православную Церковь, переживающую ныне
небывалый расцвет и возрождение. Причем эту
уверенность мне придает неудержимое желание
некоторых наших заокеанских недругов раздробить
Россию на несколько государств и их мечта
уничтожить Православие, которое они
представляют в виде главного препятствия к
своему мировому господству. Я уверен: будет жить
Русская Православная Церковь - будет жить Россия,
будет жить Россия - будет жить и мир.
Диакон Андрей Кураев,
профессор Свято-Тихоновского Богословского
Института
"С НАМИ ПРОИЗОЙДЕТ ТОЖЕ, ЧТО И
С ФИНЛЯНДИЕЙ"
По правде говоря, итоги века не
настраивают меня на оптимистический лад. Мне
кажется, нельзя обойтись без сопоставлени
истории России, Православной Руси с историей
Древнего Израиля. Мы знаем, что в славянском
языке слово "наказание" означает отнюдь не
просто какую-то кару, а означает наказ, урок. Мы
знаем, что Господь обращается к нам через голос
нашей совести. Если мы его не слушаем, Он взывает
нас через Евангельский глас. Если мы и этот голос
не слушаем, тогда Господь громогласно обращаетс
к нам через скорбные обстоятельства, посещающие
нас по воле Божией. Очень часто те или иные
болезни в истории народа, да и отдельного
человека или всей Церкви, прижигаются огнем
страданий, чтобы зараза оттуда изошла, чтобы
организм не стал развиваться, как ракова
опухоль, в совершенно ложную сторону. Так, в
истории Древнего Израиля нередко Господь
наводил орды языческие Промыслом Своим на
согрешавший Израиль. И от Вавилона, и из Персии, и
от Греции, и от Рима и так далее. Но если все-таки
народ не усваивал этот урок, не понимал, из-за
чего эта кара была ему дана, то Господь в гневе
мог сказать: "Израиль, в какое место мне еще
бить тебя?" Тот же самый вопрос сегодня звучит
над нашей Россией. Потому что более внятных и
более страшных уроков Господь никогда не
преподавал Своей Церкви. Никогда Церковь не
испытывала более страшных гонений. А если сейчас
эти гонения позади, урок окончен, то самое врем
спросить: "Дети, а кто из вас понял в чем смысл
урока? Кто из нас понял, кто из нас исполнил это
домашнее задание? Осмыслил то, что нам было дано?"
Когда я ставлю этот вопрос для себя, мне
становится совсем не по себе. Потому что, когда
подумаю над тем, что Господь нас лечил
прижиганием в течение всего XX века, то спрашиваю
себя: кого нас? Ну конечно, Церковь, прежде всего
Церковь Российскую. А если эти прижигания были,
значит, в нашей жизни были болезни. Ясно, что в
здоровой стране и в здоровой Церкви, катастрофа
17-го года произойти не могла бы. Господь
прикоснулся к нам и через отречение Государя, и
через гонение на Церковь, и через крушение всего
русского образа жизни. Прикоснулся к нам болью.
Спрашивается: от чего мы исцелились за это
столетие? Какие такие болезни были у нас сто лет
назад? Я, по правде говоря, когда так ставлю
вопрос: чему мы научились, что исправилось в
нашей церковной жизни, то, скорее прихожу в
недоумение, потому что мы, пожалуй, новые болячки
нажили. Например, отсутствие церковной
образованности, отсутствие канонической
грамотности, отсутствие воцерковленности на
уровне семьи и на уровне государства. То есть
очень много добрых вещей, которые были у нас в
прошлом веке, сейчас нам, увы, совершенно
несвойственны. Можно ли сказать, что мы взамен
приобрели такое, ради чего стоило пройти все эти
испытания? Я не вижу. Спрашивается: за что шли на
смерть наши новомученики? Достойны ли мы быть их
наследниками? Через это горнило Церковь должна
была пройти возрожденной и очищенной. Такова ли
она сегодня? Если мы сравним сегодняшнюю
церковную жизнь с той, которая была, например, в
послепетровскую эпоху, в Синодальный период, то
одно вижу доброе - то, что церковные люди
перестали отделять себя от иерархии. Исчезло
представление что Церковь - это вы там, те, кто
наверху, и те, кто в митрах, а вот нас, просто
прихожан, нас никакие Церковные дела не касаются,
и нам само по себе содержание нашей веры не
интересно, мы просто по праздникам в храм ходим.
Вот такого рода слишком легкое, легкомысленное
отношение к жизни, пожалуй, сейчас ушло. Ну а
больше, может, в силу узости своего кругозора,
своего Церковного опыта, я пока, к сожалению, не
вижу. Это меня пугает.
Когда я вижу отсутствие нажитков в церковной
жизни, то мне иногда кажется, что с нами может
произойти нечто еще более страшное, чем в эпоху
гонений. Господь отойдет от нас. Видя, что мы не
усваиваем урок, что мы даже в скорби не
улучшаемся, Господь скажет: "Хорошо, живите по
воле ваших сердец". И тогда с нами произойдет
то же самое, что произошло с Финляндией. Нам
историей дано такое сопоставление: вот фрагмент
Российской Империи, который не участвовал в
революционной буре, этакая шлюпочка
спасательная, которая как отплыла, так и все
плавала в течение XX века. И мы можем сравнивать:
несомненно, уровень жизни в Финляндии очень
высокий, замечательная культура быта и прочее. Но,
с другой стороны, какая-то совершеннейша
духовная тундра, полное отсутствие духовной
глубины. И может быть, вот такая "финляндизация"
ждет теперь и Россию в XXI веке, если и мы окажемс
неспособными извлечь уроков из тех горнил, через
которые прошли в этом столетии.
Ну а что касается всего мира, то, я думаю, самое
значимое к исходу XX века, пожалуй, то, что на наших
глазах кончается эпоха просвещения. Эпоха
европейской истории, которая определялась двум
фундаментальными мифами: мифом о прогрессе и
мифом о всесилии науки. На наших глазах этот "Титаник"
самовлюбленности, сооружаемый людьми, верившими
в свои собственные возможности, их
безграничность, этот "Титаник" сейчас
потихонечку тонет. Плоды просвещения - это,
конечно, все замечательно, как и развитие науки.
Но отношение к этим плодам развития науки
сегодня совершенно иное, чем в XIX веке. Уже нет
всеобщего телячьего восторга по поводу научных
открытий. Еще сто лет назад господствовала
формула, согласно которой даже этика должна была
быть научной. Вспомним теорию "разумного
эгоизма" у Чернышевского. Сегодня же ситуаци
совершенно изменилась. Даже абсолютно светские
люди говорят о том, что наука должна быть
нравственной. Если сто лет назад в качестве
цензора мысли выступала наука в ее "механическом",
"арифметикообразном", "геометрическом"
виде, то сегодня общественное сознание таким
высшим цензором, высшим судьей, все-таки признает
этику. Пусть это сейчас отнюдь не христианска
этика, а так называемая "гуманистическая"
этика "общечеловеческих ценностей", но, как
ни странно, Европейский дом стал менее ледяным,
чем тот, в котором жила Европа сто лет назад.
Алексей ОСИПОВ,
ПРОФЕССОР МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
"ПРОГРЕСС, ОТРИЦАЮЩИЙ БОГА И ХРИСТА,
СТАНОВИТСЯ РЕГРЕССОМ"
Можно без сомнения утверждать, что XX век
- самый поучительный из всех, до него бывших.
Почему? - Он дал наиболее убедительные и
объективные доказательства (уже не отдельным
лицам или народам, но всему миру) того, к чему в
конечном счете приходит человечество, игнориру
евангельские принципы жизни.
Чем жил человек всю историю, какая основная иде
была движущей силой всей его творческой
деятельности? Без сомнения, таковой идеей была
мечта создать рай на земле. Этому служило
практически всё: и философия, и политика, и наука,
и техника. С веками обнаруживались явные успехи в
приближении к заветной цели, особенно с того
времени, как начала бурно развиваться наука
европейская. Двадцатое столетие по всем
показателям должно было стать эпохой высших
свершений во всех сферах человеческой
деятельности. Но вдруг обнаруживается, что оно не
только стало самым кровавым из всех до него
бывших, но и что все его действительно
потрясающие воображение достижения привели
человечество не к ожидаемому всеобщему
блаженству на земле, а к результатам прямо
противоположным, оказались своего рода "замечательным
обманом". На пороге третьего тысячелети
человечество стоит перед такими глобальными
кризисами, в первую очередь перед нравственным и
экологическим, которые угрожают уже не просто
благополучию человека, но и всей жизни на земле.
Как могло такое случиться? Оптимисты полагают,
что современные кризисы обусловлены прежде
всего ошибками социально-политического и научно-технического
характера и потому имеют вполне обратимый
характер. Необходимо лишь исправить эти ошибки и
найти правильные формы дальнейшего развития.
Однако оснований для такого "лишь" слишком
мало, и они связаны, скорее, с надеждами, нежели с
реальными возможностями. Совершенно очевидно,
что человек уже настолько противопоставил себ
природе, создав цивилизацию совершенно
искусственную и враждебную своим телу и душе, что
скоро из этой ситуации он выйти не сможет, даже
если бы выход был. Попытки же спасти цивилизацию
средствами самой цивилизации равносильны
тушению пожара огнем. Решение проблемы лежит
совсем в другой плоскости.
Христианство видит причину современных кризисов
в другом: истоки их коренятся прежде всего в той
ложной идее, которой человек живет изначально на
протяжении всей истории. Эта идея глубоко и ярко
выражена в библейском сказании о грехопадении
прародителей, сорвавших плод незаконного
познания с целью стать "как боги" в этом мире,
хотя бы и без Бога и даже вопреки Ему.
Именно это человекобожество как антипод
богочеловечеству и явилось корнем всех
последующих ростков зла в человеческом мире.
Первое грехопадение дорого стоило человеку. Он
оказался рабом страстей, терзающих его и в то же
время ставших подлинной движущей силой всей его
деятельности. Они заставляют ум работать на себя.
Результат? - Только слепой может не видеть, что
они делают с человеком. Одна зависть сколько зла
сотворила в мире, погубила сколько лучших людей!
"А слава, богатство суетные?!" Страсти
обращают все силы души на то, и только на то, чтобы
насытиться в этой жизни, здесь получить максимум
всех материальных и культурных благ, обманыва
смертного человека. Но страсти ненасытны и
потому безумны и всегда извращают дух человека.
Христианство, таким образом, указывает на
глубинную причину происходящего: человек в
настоящем своем состоянии является духовно
больным.
О какой духовности идет речь?
Духовность каждой личности, народа или народов
познается в конечном счете по той высшей цели,
которую они ставят перед собой в жизни. Эта цель
может не подниматься и выше телесных ощущений, ею
может стать искание власти, славы, богатства,
душевных наслаждений (в искусстве, философии,
науке и проч.), но эта цель может быть
сосредоточена на поиске истины, святости, правды.
С христианской точки зрения, первые "идеалы"
не заслуживают названия духовных, ибо способны
настолько исказить жизнь человека, внутреннюю и
внешнюю, души и тела, что она неминуемо окажетс
перед тяжелейшими испытаниями. Причины таких
следствий понятны. Если эти "идеалы"
становятся высшей целью жизни, то все прочее
обесценивается или обращается в средство. Но
ведь все это "прочее" есть не что иное, как:
совесть, любовь, природа, другой человек,
человечество... Сам Бог. И если такая "духовная"
установка станет содержанием человека, народа,
человечества, то разве не очевидно, в каком
направлении будет развиваться их деятельность?
Когда страсти становятся божеством, то разум
неминуемо окажется их рабом, и тогда предсказать
результаты его деятельности уже не составит
труда.
Дух творит себе формы. И какова духовность -
таковы и плоды. В этой простой истине и лежит
разгадка того парадокса, к которому пришла наша
цивилизация к концу ХХ века. Принципиальна
ошибка ее развития заключается в том, что она
нарушила основной закон человеческой
деятельности. Этот закон ясно сформулирован
Самим Христом: "Ищите же прежде Царства Божия и
правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6;33).
Этот закон может быть прочитан и иначе: если же
ищете прежде не Царства Божия и правды его, то
ничего не дастся вам.
Таков христианский, точнее, православный ответ
на центральный вопрос современности: почему
человечество на рубеже третьего тысячелети
приближается не к триумфу полного благоденстви
на земле, а с поразительным ускорением - к
окончательной и бесповоротной трагедии?
Эту закономерность видели многие лучшие люди.
Например, Достоевский за год до своей смерти
писал о Европе: "Да она накануне падения ваша
Европа, повсеместного и общего. Муравейник, давно
уже создававшийся в ней без Церкви и без Христа, с
расшатанным до основания нравственным началом,
утратившим все общее и все абсолютное, - этот
созидавшийся муравейник весь подкопан". А
современник Достоевского, известный славянофил
Иван Сергеевич Аксаков, произнес прямо-таки
пророческие слова о нашем веке: "Прогресс,
отрицающий Бога и Христа, в конце концов
становится регрессом; цивилизация завершаетс
одичанием; свобода - деспотизмом и рабством.
Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо
совлечет, - уже совлекает с себя и образ
человеческий, и возревнует об образе зверином".
Сказано, кажется, очень резко, Но разве небывалые
в истории по своим масштабам и остроте проблемы
ХХ века: нравственные, социальные, экологические,
экономические, военные, демографические и
множество других, - не свидетельствуют о
характере прогресса, отвергшего Христа?
Разве пропаганда (узаконенная!) всякого рода
безнравственности и открытого глумления над
телом и душой человека, свободы лжи, господства
золотого тельца, диктата преступного мира и т.д. -
не свидетельство одичания так называемого
постхристианского мира?
Разве современная демократия с ее
информационным насилием над "демосом" и
очевидной олигархичностью фактической власти,
преследующей лишь свои цели, не суть почти не
завуалированные рабство и деспотизм?
Наконец, полная вседозволенность аморальности и
всех видов оккультизма, вплоть до сатанизма, и
свобода открытого издевательства над всем
святым ("религиозная свобода"!), над всякой
правдой и истиной - разве это не совлечение с себ
современным цивилизованным обществом образа
Божия и человеческого и ревность об образе
зверином (От. 13, 1-18)?
Несомненно, что в самой идее "свободы от бога",
изначально заложенной в "проекте"
человеческой цивилизации, допущен
принципиальный просчет. Человеческий разум
вместо свободы оказался в рабстве страстям,
несущим по самой своей природе страдани
человеку. Сейчас, в конце ХХ столетия,
губительные плоды этого ложного пути стали
очевидным фактом для всего человечества. Может
быть, этот факт поможет понять многим, что нет
другого пути выхода из современного регресса,
кроме прогресса жизни по Христу и Богу.
Протоиерей Александр Шаргунов
"МИР ТЕРЯЕТ ЧУВСТВО ЗЛА"
Больше всего не хотелось бы сейчас
говорить о политике, но тем не менее мы все живем
в мире, где эта реальность нас окружает и где
кроме тайны благочестия, тайны Рождества
Христова, явления Бога во плоти действует тайна
беззакония. И Святая Церковь учит нас, что эта
тайна беззакония раскрывается не только тогда,
когда мы совершаем личный грех и тем самым как бы
сопротивляемся Богу, - существует организованное,
коллективное, политическое, государственное
сопротивление Богу. Вся история об этом
свидетельствует. Священное Писание Ветхого
Завета ярко показывает нам богоизбранный народ,
теснимый со всех сторон языческими
богоборческими народами, а в Новом Завете
Апокалипсис говорит об этом коллективном
богоборчестве с еще большей силой. Мы живем
действительно в апокалиптическое время,
являемся свидетелями раскрытия не только тайны
благочестия, но и тайны беззакония. Сегодня зло
уже не боится действовать открыто и нагло, потому
что чувствует свою силу. Но самое печальное - даже
не эта сила зла, а то, что она не встречает
должного сопротивления.
Мы все помним, как в притче о двух виноградарях
Господь говорит, что враги Божии - древний
синедрион - замышляют убийство Богочеловека не
потому, что они не знают, что это Христос, а потому,
что они знают: это - Наследник, придем, убьем Его, и
наследство будет наше. Сделаем жизнь свою
свободной от Бога, от всех заповедей Божиих. И
Господь как бы определяет этими словами не
только тайну Своей крестной смерти, но и тайну
всего пути человечества, Церкви Христовой.
И еще одна очень важная особенность сегодняшнего
времени. Мы можем видеть, что человечество
становится все больше организованным во зле. В
Священном Писании слово "мир" означает не
только "космос", не только творение Божие, но
и такое разумное творение Божие, которое
существует само по себе, которое организует свою
жизнь без Бога. Это организованное зло сегодн
свидетельствует об очень близком присутствии в
мире того, кто это зло организует. Из всего этого
мы можем сделать простой и ясный вывод, как
должны христиане относиться к тому, что
называется политикой. Жизнь показывает: то, что
не сделали мы, православные, сделают другие, и
сделают это против нас. И задача Церкви всегда
заключается в том, чтобы дать христианский ответ
на вызовы времени. Духовный, нравственный,
христианский ответ - не декоративный, не
фиктивный, а тот, который единственно
соответствовал бы природе происходящего сегодня.
И мы знаем, что нет под небом другого Имени,
которым возможно достигнуть спасения, кроме
Христова. Это значит, что невозможно совершить
ничто подлинно спасительное без Христа, без той
любви, о которой свидетельствует Христос.
Поэтому центральная ошибка - в отказе от поняти
политики, верной евангельским принципам. Вслед
за этим, как показывает ход истории, с
неизбежностью наступает отказ от политики,
определяемой совестью и честностью. И тогда все
определяется чем? Только выгодой и успехом! И уже
нет такой цены, которую бы нельзя было заплатить
за достижение этого земного успеха. Политика и
экономика, как говорят специалисты, это такие
особые сферы жизни, которые имеют свои
собственные цели и особенности, и, в общем-то, при
таком понимании они являются чисто
материальными. Они касаются вот этой, земной
плоскости бытия. Политика имеет своей целью
процветание материальное, государственную мощь
и все, что помогает достижению этой цели: даже
насилие, несправедливость, любая ложь, -
политически хорошо. Ну и экономика,
соответственно, точно так же. Она имеет целью
приобретение материальных богатств и все, что
способствует достижению этой цели - любой обман,
любая жестокость, любое воровство, - экономически
хорошо. Правда, справедливость и все подлинно
человеческие ценности становятся совершенно
чуждыми политической и экономической жизни. И
когда нравственность вторгается сюда со своими
требованиями, она вступает в противоречие с
политической и экономической реальностью.
Создается новый тип человека. Уже более
чудовищный, чем тот, что был когда-то. Вместо homo
sovieticus мы видим уже homo economicus. Единственная функци
этого человека - в собирании материальных благ и
наслаждении земным. И аппетит этого homo economicus
ненасытим: все пожрет и в том числе остатки
нравственности с ее двойными стандартами. Но
Церковь знает, что на все вопросы жизни
существует осмысленный нравственный ответ.
Целью политики и экономики должна быть жизнь
человеческая, то есть создание такой жизни,
которая была бы достойна человека и самого
главного, что есть в человеке, - духа человека.
Мы можем сравнить, к чему мы пришли сегодня после
падения православной монархии, когда вспомним,
какими качествами обладал наш последний
Государь: любовью к правде, любовью к народу
своему и постоянной заботой о том, чтобы все было
по воле Божией. Такие свойства просто нельз
представить у современных политиков.
Я еще раз хочу подчеркнуть, что в начале идет
отказ от возможности существования политики,
верной евангельским принципам, а затем с
неизбежностью - отказ от политики, котора
определялась бы совестью и честностью.
Политически народ наш сегодня деморализован.
Если только политически - это только полбеды, это
даже еще не беда. Как говорит св. Иоанн Златоуст,
еще не все потеряно или, вернее сказать, еще
ничего не потеряно. Вопрос заключается в том,
деморализован ли наш народ нравственно. Если
человеческое достоинство теряется в нашем
народе, тогда надеяться уже действительно не на
что. Надежда у нас всегда только на Бога, Который
любит людей, Который ищет среди каждого народа, а
тем более среди народа православного, то, на что
можно было бы реально опереться. Конечно,
накопление зла слишком велико, чтобы не
последовали те бедствия, о которых Господь
возвещает в Священном Писании. Мы призываемся к
тому, чтобы смотреть глазами Христа на все, что
происходит. А бедствия, о которых Он говорит,
действительно велики. И надежда может быть лишь
на то, что именно эти бедствия позволят в конце
концов нашим русским людям опомниться, прийти в
себя. Если бы то, что переживает сегодня наш народ
стало бы причиной возвращения к Богу, покаяния,
осознания того, где мы находимся, что с нами
происходит, то все эти бедствия (как бы ни были
они велики) оказались бы только спасительными.
Трудно, конечно, проводить какие-то исторические
аналогии, но тем не менее признаем - Господь нам
преподносит в течение истории постоянно одни и
те же уроки. Вспомним времена смуты XVII века, когда
было полное безвластие в стране, полный распад, и
уже в Кремле были поляки, и России как бы уже не
существовало. И Господь мгновенно все перевернул!
Из-за того, что нравственно и духовно народ не был
деморализован, он все-таки смог собрать силы дл
того, чтобы обратиться с подлинным покаянием к
Богу. Говорят, что система ни при чем, надо
увидеть корень зла в себе. Да, святые отцы
предупреждают, что среди самых худших дел
диавола - его способность убедить людей в том, что
они нашли в нем причину всякого зла и что это
открытие освобождает их от ответственности.
Церковь отвергает такого рода объективизацию
зла - это манихейская ересь. Но надо видеть и
другую сторону вопроса. Главное для врагов
Церкви - создать мощную систему и постаратьс
всех включить в эту систему. Гений советской
педагогики, как известно, заключался в создании
системы государственного атеизма, в том, что
практически никто, в том числе ни один ребенок, не
мог избежать косвенного отречения от Христа,
будучи октябренком, пионером или комсомольцем,
поскольку участие в этих организациях
предполагало обязательный атеизм. Сегодн
государственный сатанизм - ведь мы живем в эпоху,
так сказать, перехода от атеизма к сатанизму - с
помощью телевидения и других новейших научных
достижений создает еще более прочную,
всеохватывающую систему. Человеку становитс
все труднее сохранить свое достоинство.
Есть очень интересные воспоминания о лагерях
смерти, рассказ о группе военнопленных в
Освенциме, выбранных СС, чтобы исполнять работу
по снятию золота с зубов мертвых людей и
приготовлению тел для сжигания в газовых печах.
Среди трупов они находят юную 16-летнюю девушку,
которая каким-то чудом осталась живой: случайно в
том месте, где она была, оказалось немного
воздуха, чтобы дышать. Перед лицом этой
индивидуальной жизни команда, занимающаяс
зачисткой, не знает что делать. Они знают, что
девушка должна умереть, потому что "она видела
все", но они не находят в себе сил, чтобы убить
ее. Вызывается врач и, следуя своему, может быть
не до конца уничтоженному инстинкту помогать
погибающему пациенту, он оживляет ее с помощью
инъекции. Затем приходит офицер СС и
подтверждает, что она должна быть убита. Но он
тоже не находит в себе сил убить ее своими руками.
"События, подобные этому, поражают, - пишет
автор воспоминаний, - потому что они вступают в
противоречие с образом человека, который уже
определился. Но они не должны поражать, потому
что человек не таков. Сострадание и жестокость
могут сосуществовать в одном и том же человеке и
в один и тот же момент, вопреки всякой логике.
Даже офицер СС не был монолитом".
Если человек послушно исполняет предписанные
ему функции, свой долг, его жертвы будут
представляться ему не яснее, чем микробы на
слайде, когда их рассматривают невооруженным
глазом. Он не будет видеть за смутным блеском
жизней, что каждая из них - единственная и
неповторимая, каждая - мир сама по себе. Но если он
встанет лицом к лицу со своей жертвой, от него
потребуется напряжение всей своей воли, чтобы не
видеть этих умоляющих глаз. Где-то в своей душе он
должен подавить знание, что каждое убиваемое
тело принадлежит к страдающему сознанию. Не
только безмерный цинизм, но и великое
проникновение в ментальность современных убийц
звучит в знаменитом замечании Сталина, что
смерть одного человека - трагедия, в то время, как
смерть миллионов - статистика. Вот официальна
статистика наших дней: на 1,5 млн. - ежегодно
убывает население России, более 2 млн. детей
беспризорных, 14 тыс. детей - в одной Москве -
ежегодно покушаются на самоубийство. Более 6 млн.
детей ежегодно уничтожаются вследствие абортов.
А кто может подсчитать, сколько миллионов детей
подвергаются сатанинскому растлению? Пример,
который я привел из времен фашистских ужасов, не
случаен, потому что растление детей - не меньшее
зло. Большее, разумеется, для верующего человека,
ибо "не бойтесь убивающих тело... но бойтесь
того, кто по убиении может душу ввергнуть в
геенну". Неужели обязательно необходимо
насилие над вашим ребенком для того, чтобы понять,
что происходит с детьми нашей России? Разве
христианство не в том заключается, чтобы
воспринимать каждого человека как своего
ближнего и любить его как самого себя.
Действительно, любящим Бога все содействует во
благо. Но смысл вообще внешней жизни и власти
государственной в том, чтобы она создавала
максимально благоприятные условия для спасени
как можно большего числа людей. Сейчас создана
такая атмосфера, в которой среднему человеку не
выжить. Люди просто растворяются, гибнут
миллионами. И мы ответственны за все, что
происходит с нами. Тайна беззакония раскрываетс
не только в нашем личном грехе, но действует в
истории через организованное политическое зло,
которому тоже Церковь призвана противостоять.
Сейчас объединить нас могут действительно,
наверное, только большие беды. Потому что смысл
русской истории как раз в этом и заключается.
После того как Россия потеряла Царя-Помазанника,
отверглась от власти, которая действительно от
Бога, от всех принципов, которые защищались этой
властью, - последовала дальнейшая деградаци
всего. Но ради Православия Бог жалеет Россию, и
она будет идти от поражения к поражению, пока не
поймет, что единственный исход - это то, чем
исторически всегда спасалась Россия в самых
грозных бедствиях и испытаниях. Сказать, что все
у нас будет хорошо, - есть у нас пророчества
русских святых об этом, и кровь новых мучеников и
царственных мучеников, наверное, была пролита не
напрасно - но всегда, как мы знаем, требуетс
ответ и участие народа во всем этом. Но
сегодняшнее нравственное состояние народа,
конечно, слишком печально, чтобы с легкостью
говорить о том, что все будет замечательно.
Наше спасение, говорят святые отцы, - это спасение
других людей. Одно от другого неотделимо. Самое
главное, что сегодня происходит в мире, - это то,
что мир теряет чувство греха, чувство зла. Зло,
грех воспринимаются как стихийное бедствие, как
землетрясение, как наводнение. Все заключается в
том, чтобы успешно выжить во всем этом. Тогда
человек теряет чувство святости. Единственно
спасительное чувство для человека остается,
когда уже все, кажется, потеряно, чувство греха.
До тех пор, пока оно не утрачено, в человеке есть
еще признаки человека и есть возможность
покаяться.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев