Алексей Рогожин
ДЕКАБРЬСКИЕ ЗАМЕТКИ
Жаркий, однако, выдался декабрь. Вроде бы врем
года холодное, да и вообще Рождественский пост,
христиане в трезвении и молитве готовятс
встретить Рождество Спасителя, но мир (не Христов,
а тот, что во зле лежит) пытается жить по своему
закону - каждый день что-нибудь новенькое.
Сначала были выборы, и политики с журналистами
пытались утопить друг друга (и всех нас вместе с
собой) в луже компромата. Потом навалилась
подготовка к судорожному празнованию "миллениума".
Но подошло 31 декабря - и, глядя на впавших в
прострацию телекомментаторов, политиков и т.наз.
"экспертов", нельзя было не признать, что "лучшим
по профессии" среди ньюсмейкеров опять
оказался Ельцин. При этом, хотя все телеканалы
показали Патриарха, присутствовавшего при
передаче президентских полномочий и
благословившего Путина на исполнение
обязанностей президента, никто из экспертов,
кажется, так и не понял, что произошло. В
комментариях наблюдались только клочки мыслей,
невнятное бормотание про "сильное решение"
и "гениальный ход" в подготовке
президентских выборов. Понял - только Патриарх.
Освящая в тот же день возрожденный Храм, он
сказал о "новой странице в жизни государства
российского". После почти целого века
государственного безбожия власть в России вновь
испрашивает благословения Церкви - это,
действительно, новое. Страница пока пуста, мы еще
увидим, что на ней будет написано, но шанс
написать достойное - есть. Конечно, комментаторы
рано или поздно придут в себя и напишут свои
комментарии. Будут, с одной стороны,
предупреждать об опасности "государственной
Церкви", а с другой (на самом деле, той же) -
возмущаться, "почему не позвали другие
исторические конфессии". Вот поживем и увидим -
почему.
Вообще же, пытаясь отвлечься от назойливо
лезущей в поле внимания политики, надо заметить,
что декабрь в сегодняшней России - это еще и время,
когда общественное мнение охватывает
своеобразная "календарная лихорадка". Это -
как ежегодный грипп из Гонконга. Как декабрь - все
бросаются обсуждать, почему это Православна
Церковь в России живет по какому-то своему
календарю? И как добиться, чтобы она перестала
это делать? Аргументация при этом употребляетс
до боли знакомая - в стиле "а женщины уже в
волейбол играют!". "Весь христианский мир
сегодня празднует 2000-летие Рождества", - по-левитановски
торжественно сообщает телеведущая вечером 24
декабря, и ты невольно дергаешься - как же это,
ведь они все уже, а я еще..., ведь надо же "догнать
и перегнать!". "Отрадно отметить",
продолжает ведущая, "что и у нас в России с
каждым годом все больше людей, празднующих
католическое Рождество". Но выяснить, чем это
отрадно, не успеваешь, так как вскоре на экран (это
РТР) выпадает фоменкист - почему-то именно к нему
обратились за разъяснением про Рождество - и
сообщает ведущей, что праздновать особенно
нечего, потому что вообще все было не там, не так и
не тогда (как это и принято у Фоменки). И не только
Рождество. Когда он доходит до Куликовской битвы
(которая, оказывается, случилась не так давно где-то
в районе московской мэрии, а участвовали в ней,
наверное, злой ворог Доренко и светлый витязь
Хинштейн), и ты ждешь, что сейчас-то уж точно
должны принести в студию полотенца, чтобы
скрутить наконец всех - и ведущих и ведомых,
оказывается, что это не предел. Перед камерой
появляется экономист и начинает всерьез
обсуждать с вконец очумелыми ведущими следующую
проблему - стремился ли Иисус контролировать
финансовые потоки в Иудее... Может быть, кто-то
скажет, что это все особенности современного
российского идиотизма, да еще тут выборы
случились, вот крыши-то и едут, а зато там, на
христианском Западе, где весь христианский мир...
Надо заметить, что "христианский Запад"
решил проблему радикально. По TV показали (9.12)
церемонию зажжения главной рождественской елки
Америки - около Белого Дома. Почему-то ее зажгли
аж за две недели до "западного" Рождества.
Зато это событие по времени совпало с
празднованием хануки. Церемонию (елки, а не
хануки) возглавил президент Клинтон. Без супруги
- как объяснили, первая леди в это врем
встречалась со своими избирателями -
представителями лиги сексуальных меньшинств (а
попробовала бы она не встретиться...). Духовна
консолидированность бывшего христианского
Запада действительно поражает. И поскольку "миллениумная"
истерика все нарастает, можно ожидать, что на
пурим 2000 года Клинтон будет раздавать пасхальных
шоколадных зайчиков (это у западных христиан
главный пасхальный символ).
Но что же празднуют в Рождество новые (или бывшие)
христиане? Ан масс, так сказать? Кто у них символ
"главного христианского праздника" (Пасху
на Западе особенно-то и не празднуют)? Недавно в
одном американском фильме (показанном в аккурат
под выборы - поскольку представлял он злую сатиру
на так называемые избирательные технологии)
промелькнула знаменательная фраза: "Война без
героя - все равно, что Рождество без главного
действующего лица - жареного гуся". Это очень
точно сказано - поскольку, согласно различным
опросам, значительная часть того самого
западного "христианского мира", который "празднует",
давно уже утратила веру в основные догматы
христианства - Божество Спасителя, Его
Воплощение и Воскресение. Поэтому и приходитс
праздновать не Спасово Рождество, которым
дарован был миру свет разума, а смерть гуся,
прибавляющую разве что холестерина (ну и
прибылей птицефермам, разумеется). Это
празднование и вправду уместно начинать на
ханукальной неделе - недаром же преп. Иоанн
Лествичник заметил как-то, что христианин, "во
время поста за много дней до праздника
рассчитывающий, какими снедями почтить праздник,
подобен иудею, радующемуся о своей субботе" (или
хануке). Непонятно только, кого тут и зачем
догонять или перегонять?
Гнаться за общечеловеческими ценностями тем
более бессмысленно, что они сами нас догонят. Или
уже догнали. По мере дехристианизации западного
мира, по мере утраты паствы у себя дома, основные
конфессии все настойчивее ломятся в Россию с
проповедью того, во что сами верить почти
перестали. Прошедший месяц и здесь дал несколько
забавных примеров. Вот, например, посетил Саратов
нунций (полномочный представитель) папы римского
в России архиепископ Джон Буковски. Нунций "высоко
оценил", как сообщалось, областные
благотворительные и социальные инициативы и
достижения, "ориентированные на сохранение
мира, стабильности в обществе, соблюдение прав
человека". А губернатор саратовский - Дмитрий
Аяцков - в конец, видимо, расстрогавшись, просил
нунция передать папе римскому Иоанну Павлу II
приглашение посетить Саратовскую область и
заверил при этом, что жители области окажут самый
теплый прием. Перед выборами, оно, конечно, - чего
не сделаешь имиджа ради (или рейтинга для). Про
инициативы социальные и благотворительные вот
только неясно. Вроде бы по этой части про Саратов
до сих пор как-то не много чего слышалось. А
начинаешь припоминать - так почему-то лезет в
память, как с год назад в области, под таким
отеческим руководством благоденствующей,
открывали первый в России легальный дом
терпимости. Помнится, и тогда тоже губернатор в
телекамеры улыбался (а чего ж не радоваться - ведь
фракция-то в думе так и называлась - "Наш дом")
и что-то толковал о прогрессе. Уж какая это была
инициатива - социальная, или там
благотворительная, прибавилось ли от нее
стабильности или соблюдения - не будем гадать.
Можно предположить, что, по крайней мере, нунций
не это нахваливал - а то уж совсем странно было бы.
Нунций Буковски, впрочем, тоже способен на
экстравагантные поступки - несколько лет назад,
при назначении на должность, он в одном из
интервью брякнул, что Святой Престол
рассматривает Россию, как свою миссионерскую
территорию. И тогда тоже вышел небольшой конфуз.
Будем, во всяком случае, надеяться, что если папа
вздумает воспользоваться приглашением, в
Саратове не учредят к его приезду (для лучшего
соблюдения прав человека) шариатский суд...
Через несколько дней, впрочем, выяснилось, что
архиепископ Буковски ездил в Саратов вовсе не за
благотворительностью Аяцкова. Нунций объявил,
что папа Иоанн Павел II учредил Апостольскую
администратуру для католиков латинского обряда
Юга Европейской части России, а центром
администратуры стал город Саратов. Это уже
вторая администратура, созданная католиками на
нашей канонической территории за последний год.
Учитывая сказанное выше, нельзя не признать, что
миссия западного христианства развивается в
России весьма успешно. Город Саратов, во всяком
случае, уже стал средоточием такой
общечеловеческой ценности, как терпимость.
Кстати о терпимости. Не в смысле дома, а вообще. Ее
теперь в России будет столько, что мало,
действительно, не покажется. И не только в
Саратове. Дело в том, что ноябре в Администрации
президента РФ состоялось заседание Комиссии при
президенте РФ по противодействию политическому
экстремизму. Как сообщалось, в рамках подготовки
федеральной программы по противодействию
политическому и религиозному экстремизму
разработана научно-образовательная программа
"Формирование установок толерантного
сознания, веротерпимости, миролюбия и
профилактика экстремизма в гражданском обществе".
Разработчик - психолог Асмолов. Интересно, что на
толерантность и веротерпимость г-на Асмолова "перебросили"
с фронта борьбы за сексуальное просвещение
подрастающего поколения - федеральную программу
"про это" Асмолов пропихивал, будучи в
кресле министра образования. Правда, ту,
предыдущую, разработку Асмолова, некоторые
эксперты-педагоги оценивали, как весьма
радикальную, чтобы не сказать - экстремистскую.
Но это как раз понятно - потому что как ее и
воспитывать - свободу-то (сексуальную или
политическую)? Только дубинкой обязаловки - этот
основной принцип воспитания к свободе все
революционеры давно уяснили. Не про тычинки же с
пестиками рассказывать, в самом-то деле. Так что
вполне можно предполагать, что под руководством
столь опытного учителя толерантности экстремизм
будет, наконец, замочен в... м-м-м... в отдельно
взятом гражданском обществе.
Если же, паче чаяния, и эта гениальная разработка
потерпит неудачу - не беда, найдутся в России и
другие учителя терпимости. Не оскудела еще этим
ресурсом российская земля. Вот, например, какую
штуку отмочили недавно члены кочевого ордена
вольных катехизаторов. Орден возник два с
половиной года назад как естественное развитие
идеи "миссионерского прихода" о. Кочеткова и
тоже рассматривает Россию в качестве своей
миссионерской территории. Не добившись успеха во
внутренней, так сказать, миссии - не встретив в
новоназначенном на приход священнике понимани
своей концепции терпимости и миролюбия -
толерантные братчики запихнули несогласного в
психовозку. Эта модель толерантности, однако, не
встретила понимания у священноначалия. Прещения,
наложенные священноначалием, в свою очередь, не
встретили понимания у последователей о. Георгия -
потому что это ведь так нетолерантно - прещение. И
кочетковцы закочевали. Но, прикочевав в
очередной московский храм - преп. Феодора Студита
иже у Никитских врат, они опять потерпели от
вопиющей нетерпимости - настоятель посмел
рекомендовать им перед причащением Святых Таин
обыкновенную у православных подготовку и
исповедь. Экая нелепица! Всем известно, что в
результате особенной психотехнической
подготовки, именуемой "катехизацией по о.
Кочеткову" вольные катехизаторы достигают
особой степени святости (у преп. Иоанна
Лествичника степеней духовного возрастани
описано около тридцати - эта новая, должно быть,
тридцать третья), позволяющей приступать к Чаше
без какой-то еще подготовки, предназначенной дл
людей обыкновенных. Но настоятель, то ли не зна
этого, то ли просто желая следовать уставам
Святой Церкви, порекомендовал воздерживающимс
от всенощной и от исповеди - воздержаться и от
Причастия. Как быть? Неужели каяться и смиряться?
Почему-то вспомнилось повествование из Патерика
о еще одном кочующем брате. Он кочевать начал
после того, как обнаружил, что в обители, где он
подвизался, и где все его любили, один брат,
однако, его возненавидел. Перейдя в другой
монастырь, он вскорости понял, что здесь его
любят шесть братьев, а другие шесть - терпеть не
могут. И ушел в третью обитель. Здесь несчастный
"перекати-поле" обнаружил, что его совсем
никто не терпит. Однако, опамятовавшись, он
отказался от кочевого подвига, написал на хартии
слова "Все стерплю ради Христа" и скрыл
написанное в поясе. В трудную минуту, когда уж
совсем "доставали" нелюбезные братья, он
доставал из пояса хартию, прочитав написанное,
приводил на память заповедь Христову о терпении,
и все терпел.
Но так бывает (или должно быть) у христиан. А в
общеевропейском доме терпимости, куда мы почти
уже прикочевали, - по-другому. Вольные кочевники
оказались "в своем роде догадливее сынов света"
и, размахивая не то КЗОТом, не то Пактом,
обратились за сатисфакцией в российское
отделение Международной ассоциации религиозной
свободы (МАРС). Но поскольку неизвестно, есть ли
жизнь на МАРСе, следующим шагом, видимо, будет
просьба прислать в район Никитских ворот на
помощь терпеливым миссионерам миссию ОБСЕ, а
затем и силы НАТО по поддержанию всего, чего
правозащитная душа запросит. А так как наилучшим
средством поддержания терпимости последн
организащия считает ковровые бомбардировки,
московским властям нелишне будет обдумать
возможность развертывания зенитно-ракетного
комплекса на базе беседки "Пушкин и Наталья".
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев