"Я ХОТЕЛ ПУСТИТЬ ПОД ОТКОС
ВСЮ ПАТРИАРШУЮ ЦЕРКОВЬ"
Интервью с автором пасквильного романа-детектива
"Опер против святых отцов" Владимиром
Черкасовым (Черкасовым-Георгиевским) очень четко
обрисовывает механизм появления подобного рода
произведений: берутся антицерковные
клеветнические публикации (в данном случае из
"Московского комсомольца" и "Русской
мысли"), досужие слухи из окружения архиереев;
все это замешивается на тех откровениях, которые
получает автор по утрам от того, кого он называет
"ангелом", и по законам масскультовых
бульварных романов готовится стряпня.
- В. Г., в 1992 году вы написали книгу: "Москва.
Религиозные центры и общины". Там на последней
странице обложки написано: "Москва с давних
пор и до наших дней была и остается одним из
крупнейших православных центров мира". То есть
вы с 1992 года профессионально интересовались
жизнью Православной Церкви, в вашей книге было
положительное отношение к Московской Патриархии.
- Она была даже отрецензирована в Патриархии.
- Тем более. А в этом году вы издаете книгу
"Опер против святых отцов", в которой
содержится такое ошеломляющее поношение
Московской Патриархии, что, по сути, ей не
остается как бы и права на существование! Чем
вызвана такая эволюция вашего отношения к Церкви?
- Вызвана (что, собственно, и прозвучало в моем
романе) моим переходом в Русскую Православную
Церковь Зарубежом.
- Я надеюсь, все же вы не отрабатывали, как
говорится, "партийное поручение"?
- Ни в коем случае. Скажу больше: я даже не получил
благословения своего духовника (из нашего
прихода) на написание этого криминального романа.
Какими он руководствовался соображениями,
запрещая мне, это уже не мое дело, но я это делал
на свой страх и риск. Ни в коем случае я не
высказывал здесь точку зрения Зарубежной Церкви.
Хотя тут и положительный герой описывается,
который был сначала катакомбником, а потом стал
зарубежником.
- В таком случае, видимо, правильнее будет
сказать, что не переходом вашим в Зарубежную
Церковь вызвано написание этого романа, а скорее
всего ваш переход в Зарубежную Церковь был
вызван какими-то фактами, которые вас не
устраивали в жизни Русской Православной Церкви
Московского Патриархата?
- Безусловно. Все произошло гораздо раньше. Если
первая книга о религии написана мной как
прихожанином церкви Московской Патриархии в 1991
году, то последние годы (особенно это было
связано с захоронением Екатеринбургских
останков, с отношением к Императору и т.д.) эта мо
точка зрения поменялась, и это, конечно,
результат моего другого сейчас отношения.
- Одной из основных причин вы указываете
перезахоронение останков, которые приписываютс
Царской Семье. Но Московская Патриархия и
Русская Зарубежная Церковь были солидарны в
неприятии этого перезахоронения.
- К сожалению, разговор об останках все-таки
относится больше не к конфессиональным
проблемам, а к политическим. Если мы говорим о
монархии, то это вопрос больше политический. И
тут я могу привести мнения, которые существуют
помимо, так скажем, мнимого единства в этом
вопросе Зарубежной и Патриархийной Церкви. Есть
такая газета - "Наша страна", котора
издается в Аргентине белой эмиграцией. Так вот,
они-то считают, что останки - подлинные, они
приветствовали это перезахоронение и признают
их за подлинные, хотя и относят себя тоже к
Зарубежной Церкви. Поэтому даже в лоне
Зарубежной Церкви отношение к монархии и
останкам - тоже различно.
Я писал эту книгу весной. Строго говоря, к
двухтысячелетию Рождества Христова.
- То есть вы хотите сказать, она вызвана
некими эсхатологическими переживаниями, да?
- Вы знаете, как это бывает: человек поворачивает
мировоззрение на каком-то идейном или
идеологическом пути. Не сразу вдруг. Одно к
другому, так оно все и складывалось. А так как
очень серьезно занимался конфессиями в 1992 году,
то мне было известно больше, чем многим другим
мирянам, фактов. Я бывал, кроме того, и за рубежом.
Все одно к одному-то идет, тут и эсхатология,
накануне 2000 года что-то происходит, и материал
есть. А завязка-то, "паломнический пирог".
Тут комплекс вещей. Кроме того, ведь вера не
нуждается в доказательствах. Происходит нечто в
какой-то момент: ты встаешь с утра с каким-то
решением, которое тебе ангел, может быть, открыл!
Поэтому ты и поступаешь таким образом...
- То есть компромат, который каким-то
образом вы получали, те недобрые слухи, которые
достигали вашего сердца, - все это
аккумулировалось и привело к такому решению.
- Вполне так, конечно.
- В таком случае решение-то ведь очень
существенное, и обвинения чудовищные, уголовные,
они должны иметь под собой, видимо, какие-то
достоверные информационные источники. Где вы
черпали информацию для своего романа?
- Я вам скажу: здесь четыре источника. Я даже
перечислю их, они, в общем-то, не такие уж
секретные. Это, например, газета "Русская мысль",
где идет такая патриархийная критика постоянно,
где обсуждаются такие скользкие вопросы. "Московский
комсомолец", если уж говорить о российской
прессе: там часто пишется на эту тему. У нас есть
для этого и орган "Православная Русь"
Русской Зарубежной Церкви, который издается в
Джорданвилле и который тоже уделяет этому
внимание, начиная с проблем взяточничества и т.д.
Вот вам три органа, из которых вполне можно
набирать компрометирующие материалы, там всегда
какие-то анализы идут. Кроме того, у меня есть
свои источники информации и в патриархийных
кругах. Это, во-первых, те, кто мне помогал в 1992
году при написании книги о Православии. Я знаю
людей, даже из вашего окружения, которые всем
этим тоже недовольны. Вот вы, например, сейчас
выключите магнитофон и скажете мне: "Это не дл
записи". И эту информацию я тоже буду
использовать в своих романах. Это будет
четвертый источник.
Если вы обратите внимание, то в моем романе есть
даже цитаты из документов, там просто выдержки,
где едва ли не точный адрес даже приводится: где
сигареты брали в Швейцарии, про алмазное дело,
про соглашение фирм и т.д. Я брал прототипные
ситуации, прототипных людей, их романизировал.
Все-таки роман - это не журналистская вещь, это не
мое дело - напечатать и даже едва ли не идти на суд,
это практика журналистов. Тут все-таки идеи.
Поэтому у меня есть вот эти источники, вплоть до
ксероксов документов, которые мне люди с
удовольствием предоставляют. Все, что связано с
доносом, у нас очень развито. Что-что, а утечка
информации и даже такие жареные факты, скажем, о
паломничестве, всегда можно у нас достать. Не
просишь - а звонят и говорят: "Вот у меня это
есть" и т.д.
- То есть какой-то оперативной информации,
связанной с источниками в МВД или в ФСБ, у вас не
было?
- Вы же понимаете, если меня вызвать в МВД или ФСБ
и давать мне какие-то досье, то это значит мен
записать в стукачи или осведомители, в негласные
сотрудники? Так не делается. Но я допускаю, что
люди, которые делали вид, что они доброхоты
Патриархии, которые выступали с критикой, - может
быть, это и были те агенты ФСБ или МВД, которые
ведут политику по дискредитации вашей Церкви и
которые мне подсовывали такие материалы. Но
перепроверяю информацию, хотя я даже не очень
серьезно отношусь и к источникам, потому что мне-то
ведь нужен толчок и мне надо, чтобы герой завязал
интригу и чтобы начался спектакль, так сказать. А
вся эта упаковка, понимаете, мне не важна. Мне
важны не цифры и имена, а явления. Федотов называл
это явление оправославленым злом еще в начале
века. К сожалению, подобное происходит и сейчас.
- Сейчас в стране напряженная общественная,
церковно-конфессиональная и политическа
атмосфера. В этой напряженной борьбе люба
публичная акция воспринимается как
спланированная или заказная. И, естественно,
выходом книжки 15-тысячным тиражом будет оказано
достаточно серьезное влияние на общественное
мнение. В связи с этим (я не хочу сказать, что вы -
агент какой-то партийной группы), если это не
большой секрет, кто же за этим всем стоит?
- "Вагриус" издал эту книгу, он и оплатил. Это
известное издательство, которое публикует мой
шестой криминальный роман, то есть я публикуюсь
там не первый год. Я не знаю, что говорить об
идейном, но если говорить о профессиональном
заказе - единственным заказчиком был "Вагриус".
- Ну а идейно вы, наверное, все-таки не
одиноки?
- Я искренне повторяю: в Зарубежной Церкви мен
священство даже отговаривало от этого шага. Речь
шла о том, что массовый читатель, для которого
книга писалась, плохо разбирается: что есть
зарубежники, Патриархия, что есть какие-то церкви,
скажем Валентина Суздальского или протоиере
Ардова, - это мало что говорит для широких масс,
тем более для неверующих. И получитс
компрометация самой христианской православной
русской идеи. Это достаточно мудрое замечание.
- Но вы пренебрегли им!
- Да. Я сразу вам говорю, что Зарубежная Церковь
была против этого.
- Но это был очень сильный аргумент, и все
равно он не оказал на вас воздействия?!
- Да, он показался мне недостаточно убедительным,
потому что я подумал, что люди, которые не видят
разницы между Зарубежной Церковью и Патриархией,
не поймут и всего остального: что такое последние
времена, что такое апостасия, и т.д. Они все равно
будут читать мой роман лишь как детектив. А вс
идеология достанется на долю тех, кто понимает.
Скажем, это верующие люди, функционеры церквей и
т.д. А понимающие уж разберутся. В общем-то,
хотел пустить под откос всю Патриаршую Церковь,
которая является наследием советской системы. И
я достаточно ярко там начинаю с главчекиста и "главпопа"
так называемого Тучкова. Потом история с Сергием
Страгородским и т.д. Вы подумаете, что
неискренен, но я повторю: главными инициаторами
были те, кто давал мне материал из ваших же кругов.
Это были люди незначительные - не какие-то там
епископы или кто-то еще, но это хорошо
разбирающиеся во всем люди. Я понял, что они сами
себя подставили. То есть они давали мне материалы,
не понимая, что я не буду выражать их позицию. Они
ведь знали обо мне только, что я автор, который
интересуется этой темой и может написать, но они
не подозревали, что я принадлежу к Зарубежной
Церкви. Знали - что я разбираюсь, что я недоволен.
Я понял - это люди межмафиозной, подковерной
борьбы за престол Патриарха. Они представители
одной из сторон, которая в романе и отражена. Они
работают на одну сторону (называть я уж не буду,
человек из Патриархии - он разберется). Они хотят
свалить одних митрополитов, работая на других
митрополитов. Думали они, что вот этих-то очернят,
а они-то останутся в тени. А Бог приводит человека,
который под откос хочет пустить всех
митрополитов и всю Патриархию. Я с удовольствием
этот компромат беру, но делаю это не так, как
хочет человек, который работает на своего
хозяина-митрополита. Эти люди, чтобы свалить
одних, дают компромат на других. Я все это обобщаю
и делаю роман, где вообще все довольно грустно
выглядит. Конечно, простые прихожане, которые
видят добрых батюшек из Патриаршей Церкви,
возмущены. Я это понимаю и понимал. Знаете, как
получилось? Люди, которые хотели сыграть по своим
политиканским канонам, так перемудрили, что дали
весь материал в руки человека, который повернул
это вообще так, как они и не предполагали. Все
делается явным, и всегда получается так, что
человек вообще лишь предполагает, а располагает
Господь Бог.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев