zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 21-22

"Я ХОТЕЛ ПУСТИТЬ ПОД ОТКОС ВСЮ ПАТРИАРШУЮ ЦЕРКОВЬ"
Интервью с автором пасквильного романа-детектива "Опер против святых отцов" Владимиром Черкасовым (Черкасовым-Георгиевским) очень четко обрисовывает механизм появления подобного рода произведений: берутся антицерковные клеветнические публикации (в данном случае из "Московского комсомольца" и "Русской мысли"), досужие слухи из окружения архиереев; все это замешивается на тех откровениях, которые получает автор по утрам от того, кого он называет "ангелом", и по законам масскультовых бульварных романов готовится стряпня.

- В. Г., в 1992 году вы написали книгу: "Москва. Религиозные центры и общины". Там на последней странице обложки написано: "Москва с давних пор и до наших дней была и остается одним из крупнейших православных центров мира". То есть вы с 1992 года профессионально интересовались жизнью Православной Церкви, в вашей книге было положительное отношение к Московской Патриархии.
- Она была даже отрецензирована в Патриархии.
- Тем более. А в этом году вы издаете книгу "Опер против святых отцов", в которой содержится такое ошеломляющее поношение Московской Патриархии, что, по сути, ей не остается как бы и права на существование! Чем вызвана такая эволюция вашего отношения к Церкви?
- Вызвана (что, собственно, и прозвучало в моем романе) моим переходом в Русскую Православную Церковь Зарубежом.
- Я надеюсь, все же вы не отрабатывали, как говорится, "партийное поручение"?
- Ни в коем случае. Скажу больше: я даже не получил благословения своего духовника (из нашего прихода) на написание этого криминального романа. Какими он руководствовался соображениями, запрещая мне, это уже не мое дело, но я это делал на свой страх и риск. Ни в коем случае я не высказывал здесь точку зрения Зарубежной Церкви. Хотя тут и положительный герой описывается, который был сначала катакомбником, а потом стал зарубежником.
- В таком случае, видимо, правильнее будет сказать, что не переходом вашим в Зарубежную Церковь вызвано написание этого романа, а скорее всего ваш переход в Зарубежную Церковь был вызван какими-то фактами, которые вас не устраивали в жизни Русской Православной Церкви Московского Патриархата?
- Безусловно. Все произошло гораздо раньше. Если первая книга о религии написана мной как прихожанином церкви Московской Патриархии в 1991 году, то последние годы (особенно это было связано с захоронением Екатеринбургских останков, с отношением к Императору и т.д.) эта мо точка зрения поменялась, и это, конечно, результат моего другого сейчас отношения.
- Одной из основных причин вы указываете перезахоронение останков, которые приписываютс Царской Семье. Но Московская Патриархия и Русская Зарубежная Церковь были солидарны в неприятии этого перезахоронения.
- К сожалению, разговор об останках все-таки относится больше не к конфессиональным проблемам, а к политическим. Если мы говорим о монархии, то это вопрос больше политический. И тут я могу привести мнения, которые существуют помимо, так скажем, мнимого единства в этом вопросе Зарубежной и Патриархийной Церкви. Есть такая газета - "Наша страна", котора издается в Аргентине белой эмиграцией. Так вот, они-то считают, что останки - подлинные, они приветствовали это перезахоронение и признают их за подлинные, хотя и относят себя тоже к Зарубежной Церкви. Поэтому даже в лоне Зарубежной Церкви отношение к монархии и останкам - тоже различно.
Я писал эту книгу весной. Строго говоря, к двухтысячелетию Рождества Христова.
- То есть вы хотите сказать, она вызвана некими эсхатологическими переживаниями, да?
- Вы знаете, как это бывает: человек поворачивает мировоззрение на каком-то идейном или идеологическом пути. Не сразу вдруг. Одно к другому, так оно все и складывалось. А так как очень серьезно занимался конфессиями в 1992 году, то мне было известно больше, чем многим другим мирянам, фактов. Я бывал, кроме того, и за рубежом. Все одно к одному-то идет, тут и эсхатология, накануне 2000 года что-то происходит, и материал есть. А завязка-то, "паломнический пирог". Тут комплекс вещей. Кроме того, ведь вера не нуждается в доказательствах. Происходит нечто в какой-то момент: ты встаешь с утра с каким-то решением, которое тебе ангел, может быть, открыл! Поэтому ты и поступаешь таким образом...
- То есть компромат, который каким-то образом вы получали, те недобрые слухи, которые достигали вашего сердца, - все это аккумулировалось и привело к такому решению.
- Вполне так, конечно.
- В таком случае решение-то ведь очень существенное, и обвинения чудовищные, уголовные, они должны иметь под собой, видимо, какие-то достоверные информационные источники. Где вы черпали информацию для своего романа?
- Я вам скажу: здесь четыре источника. Я даже перечислю их, они, в общем-то, не такие уж секретные. Это, например, газета "Русская мысль", где идет такая патриархийная критика постоянно, где обсуждаются такие скользкие вопросы. "Московский комсомолец", если уж говорить о российской прессе: там часто пишется на эту тему. У нас есть для этого и орган "Православная Русь" Русской Зарубежной Церкви, который издается в Джорданвилле и который тоже уделяет этому внимание, начиная с проблем взяточничества и т.д. Вот вам три органа, из которых вполне можно набирать компрометирующие материалы, там всегда какие-то анализы идут. Кроме того, у меня есть свои источники информации и в патриархийных кругах. Это, во-первых, те, кто мне помогал в 1992 году при написании книги о Православии. Я знаю людей, даже из вашего окружения, которые всем этим тоже недовольны. Вот вы, например, сейчас выключите магнитофон и скажете мне: "Это не дл записи". И эту информацию я тоже буду использовать в своих романах. Это будет четвертый источник.
Если вы обратите внимание, то в моем романе есть даже цитаты из документов, там просто выдержки, где едва ли не точный адрес даже приводится: где сигареты брали в Швейцарии, про алмазное дело, про соглашение фирм и т.д. Я брал прототипные ситуации, прототипных людей, их романизировал. Все-таки роман - это не журналистская вещь, это не мое дело - напечатать и даже едва ли не идти на суд, это практика журналистов. Тут все-таки идеи. Поэтому у меня есть вот эти источники, вплоть до ксероксов документов, которые мне люди с удовольствием предоставляют. Все, что связано с доносом, у нас очень развито. Что-что, а утечка информации и даже такие жареные факты, скажем, о паломничестве, всегда можно у нас достать. Не просишь - а звонят и говорят: "Вот у меня это есть" и т.д.
- То есть какой-то оперативной информации, связанной с источниками в МВД или в ФСБ, у вас не было?
- Вы же понимаете, если меня вызвать в МВД или ФСБ и давать мне какие-то досье, то это значит мен записать в стукачи или осведомители, в негласные сотрудники? Так не делается. Но я допускаю, что люди, которые делали вид, что они доброхоты Патриархии, которые выступали с критикой, - может быть, это и были те агенты ФСБ или МВД, которые ведут политику по дискредитации вашей Церкви и которые мне подсовывали такие материалы. Но перепроверяю информацию, хотя я даже не очень серьезно отношусь и к источникам, потому что мне-то ведь нужен толчок и мне надо, чтобы герой завязал интригу и чтобы начался спектакль, так сказать. А вся эта упаковка, понимаете, мне не важна. Мне важны не цифры и имена, а явления. Федотов называл это явление оправославленым злом еще в начале века. К сожалению, подобное происходит и сейчас.
- Сейчас в стране напряженная общественная, церковно-конфессиональная и политическа атмосфера. В этой напряженной борьбе люба публичная акция воспринимается как спланированная или заказная. И, естественно, выходом книжки 15-тысячным тиражом будет оказано достаточно серьезное влияние на общественное мнение. В связи с этим (я не хочу сказать, что вы - агент какой-то партийной группы), если это не большой секрет, кто же за этим всем стоит?
- "Вагриус" издал эту книгу, он и оплатил. Это известное издательство, которое публикует мой шестой криминальный роман, то есть я публикуюсь там не первый год. Я не знаю, что говорить об идейном, но если говорить о профессиональном заказе - единственным заказчиком был "Вагриус".
- Ну а идейно вы, наверное, все-таки не одиноки?
- Я искренне повторяю: в Зарубежной Церкви мен священство даже отговаривало от этого шага. Речь шла о том, что массовый читатель, для которого книга писалась, плохо разбирается: что есть зарубежники, Патриархия, что есть какие-то церкви, скажем Валентина Суздальского или протоиере Ардова, - это мало что говорит для широких масс, тем более для неверующих. И получитс компрометация самой христианской православной русской идеи. Это достаточно мудрое замечание.
- Но вы пренебрегли им!
- Да. Я сразу вам говорю, что Зарубежная Церковь была против этого.
- Но это был очень сильный аргумент, и все равно он не оказал на вас воздействия?!
- Да, он показался мне недостаточно убедительным, потому что я подумал, что люди, которые не видят разницы между Зарубежной Церковью и Патриархией, не поймут и всего остального: что такое последние времена, что такое апостасия, и т.д. Они все равно будут читать мой роман лишь как детектив. А вс идеология достанется на долю тех, кто понимает. Скажем, это верующие люди, функционеры церквей и т.д. А понимающие уж разберутся. В общем-то, хотел пустить под откос всю Патриаршую Церковь, которая является наследием советской системы. И я достаточно ярко там начинаю с главчекиста и "главпопа" так называемого Тучкова. Потом история с Сергием Страгородским и т.д. Вы подумаете, что неискренен, но я повторю: главными инициаторами были те, кто давал мне материал из ваших же кругов. Это были люди незначительные - не какие-то там епископы или кто-то еще, но это хорошо разбирающиеся во всем люди. Я понял, что они сами себя подставили. То есть они давали мне материалы, не понимая, что я не буду выражать их позицию. Они ведь знали обо мне только, что я автор, который интересуется этой темой и может написать, но они не подозревали, что я принадлежу к Зарубежной Церкви. Знали - что я разбираюсь, что я недоволен. Я понял - это люди межмафиозной, подковерной борьбы за престол Патриарха. Они представители одной из сторон, которая в романе и отражена. Они работают на одну сторону (называть я уж не буду, человек из Патриархии - он разберется). Они хотят свалить одних митрополитов, работая на других митрополитов. Думали они, что вот этих-то очернят, а они-то останутся в тени. А Бог приводит человека, который под откос хочет пустить всех митрополитов и всю Патриархию. Я с удовольствием этот компромат беру, но делаю это не так, как хочет человек, который работает на своего хозяина-митрополита. Эти люди, чтобы свалить одних, дают компромат на других. Я все это обобщаю и делаю роман, где вообще все довольно грустно выглядит. Конечно, простые прихожане, которые видят добрых батюшек из Патриаршей Церкви, возмущены. Я это понимаю и понимал. Знаете, как получилось? Люди, которые хотели сыграть по своим политиканским канонам, так перемудрили, что дали весь материал в руки человека, который повернул это вообще так, как они и не предполагали. Все делается явным, и всегда получается так, что человек вообще лишь предполагает, а располагает Господь Бог.




Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев