WWW.ХХС.RU \ ИСТОРИЯ ХРАМА (1812-1931 гг.) \ ЧИН ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ (ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕРЕМОНИЯ 1883г.)
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

_ИСТОРИЯ_ХРАМА_(1812-1931_гг.)_
ЧИН ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ (ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕРЕМОНИЯ 1883г.)


Чин Великого Освящения Кафедрального Собора Храма Христа Спасителя (историческая церемония)

Освящение Храма состоялось 8 июня (26 мая по старому стилю) 1883г. и было приурочено к важнейшему из государственных праздников – коронации императора Александра III. Съезжавшиеся в Москву на праздник коронации представители всех земель в России принимали участие в церемонии освящения Храма Христа Спасителя. Символически в этом торжестве участвовала вся Россия.

НАКАНУНЕ ОСВЯЩЕНИЯ (7 ИЮНЯ 1883г.)

16:00
Святые мощи из церкви Двенадцати Апостолов доставляются в Большой Успенский Собор и устанавливаются на главном престоле.

16:00
В Храме Христа Спасителя совершается малая вечерня, с малым звоном, после которого было совершено водоосвящение (Преосвященный Алексий, епископ Дмитровский с двумя архимандритами – Давыдовой пустыни, Дмитровского Борисоглебского монастыря, Сошественским протоиереем, иеромонахом Андрониева монастыря Дионисием, протодиаконом Архангельского Собора, диаконами: Ильеобыденским и Спасобарыковским и местным духовенством со своими золотыми обличиями.

Певчие – Чудова монастыря.

18:00
Храм Христа Спасителя: после обычного благовеста и звона было совершено всенощное бдение Высокопреосвященным Митрополитом Иоанникием с четырьмя архимандритами, назначенными на освящение Храма, протоиереями – Кафедральным, ректором Московской семинарии, Иоанно - Предтеченским, под Бором и Николоявленским, местным духовенством и протодиаконами, назначенными на освящение храма. Свечи в лампадах не зажигались.

Певчие – Синодальные.

18:00
Всенощное бдение во всех церквях Москвы.

ДЕНЬ ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
(8 ИЮНЯ 1883г.)

8:00
В Храме Христа Спасителя начался перезвон к водосвятию. Водоосвящение совершили преосвященный Мисаил, епископ Можайский с архимандритами Высокопетровским и Дмитровским и местным духовенством.

Певчие – Чудова монастыря в парадных кафтанах.

Перервинский архимандрит с местным духовенством при двух хоругвях приносят для общего крестного хода из Иверской часовни в Успенский Собор икону Иверской Божьей Матери. Наместник Чудова монастыря приносит в Успенский Собор икону св. Святителя Алексия Митрополита. Местное духовенство часовни Давыдовской пустыни приносит в Храм Христа Спасителя икону Спасителя.

В самом Храме были приготовлены Храмовые иконы Рождества Христова, Святителя Николая и Александра Невского.

9:30
По окончании водоосвящения раздался благовест, известивший о начале освящения Храма Христа Спасителя.

10:00
Прибытие митрополита Иоанникия, чтение входных молитв.


Затем, перед началом чтения литургийных часов, из церкви Сошествия Св. Духа у Пречистенских ворот (разобрана) вышло духовенство Никитского сорока тоже в специально сшитых к освящению Храма Христа Спасителя новых парадных облачениях и, перейдя площадь, остановилось у главного входа в Храм. Западные двери его отворились. Из них вышел преосвященный викарий Мисаил с местным духовенством, с хоругвями, синодальными певчими, и тремя Храмовыми иконами. Начался Крестный ход от Храма Христа Спасителя в Успенский Собор Кремля за святыми мощами в следующем порядке:

1. Во главе – диакон.

2. Два причетника несли фонарь и два по сторонам их.

3. Хоругви Собора Христа Спасителя (хоругвеносцы в форменных кафтанах).

4. Псаломщики – певцы в стихарях.

5.Все свободные от назначения для присутствования при освящении псаломщики попарно с новыми зажженными выносными золочеными свечами одинакового размера.

6. Диаконы в стихарях с лучшими серебряными, какие имеются в церкви, кадилами.

Маршрут Крестного хода проходил по Волхонке и Моховой через Троицкие ворота к Соборной площади Московского Кремля. Подойдя к Успенскому Собору духовенство Никитского сорока и священнослужители Храма Христа Спасителя вошли в Успенский Собор, а хоругвеносцы с хоругвями всех Соборов и монастырей Кремля выстроились в ряд вдоль западной паперти Собора.

Обратный путь Крестный ход от Успенского Собора к Храму Христа Спасителя прошел по иному маршруту: через Боровицкие ворота, третий Александровский сад вдоль набережной Москва–реки и церкви Похвалы Богородицы (находилась рядом с Храмом Христа Спасителя, разобрана). Несколько иным был и порядок шествия. Впереди несли хоругви Храма Христа Спасителя, Кремлевских Соборов и монастырей, затем Храмовые иконы Храма Христа Спасителя, иконы св. митрополитов, чудотворные иконы. За ними шло московское духовенство и духовенство московской епархии – всего до 800 человек.

Еще до возвращения Крестного хода в Храм Христа Спасителя в начале одиннадцатого прибыл из Большого Кремлевского дворца император (верхом, императрица и великая княжна – в ландо). Императорская семья двинулась по маршруту, которым вернулся из Успенского Собора в Храм Христа Спасителя Крестный ход. На всем пути ее следования, начиная от Боровицких ворот внутри Кремля, а также вокруг Храма Христа были расставлены участвовавшие в торжестве освящения войска (45 рот от 45-ти полков, 14 эскадронов, 14 хоров полковой музыки, полный состав воспитанников московских кадетских училищ – Александровского и юнкерского пехотного. Для салютационной стрельбы были назначены 7 батарей (3 пеших и 4 конных). При приближении Его Императорского величества войска отдавали честь, музыка играла "Боже, царя храни". Исполнялась написанная П.И. Чайковским специально к торжеству освящения Храма Христа Спасителя увертюра "1812 год".

У западных ворот Храма Христа Спасителя императорскою семью встретили митрополит, члены Строительной Комиссии во главе с генерал – губернатором В.А. Долгоруковым, архитектор А.И. Дмитриев.

Ритуал освящения отчасти повторял ритуал закладки. Как и тогда, митрополит (им был Иоанникий) произнес речь, сказав в частности: "В христианском мире неисчислимое множество Храмов истинному Богу. Все они по внутреннему значению своему, как места селения славы Божией, одинаковы. Но в ряду их некоторые имеют особое значение, как памятники чрезвычайных событий, вызвавших к созиданию их.

Затем состоялось освящение престола Храма Христа Спасителя. После события в 11 часов в Храм Крестного хода последовало положение святых мощей перед местной иконой Спасителя, возжжение свечей. В 11:15 Крестный ход при звоне всех московских колоколов двинулся вокруг Храма Христа Спасителя. Протоиерей кропил его стены.

К церемонии освящения Храм был окружен довольно высоким деревянным помостом, обитым красным сукном. На помосте вокруг всего Храма, лицом к нему, стояли знаменосцы со знаменами разных полков, московское духовенство в новых золотых облачениях с хоругвями всех московских Храмов, на некотором расстоянии от помоста размещались шпалеры войск.

По окончании Крестного хода и освящения алтаря, все находившиеся в Храме Христа Спасителя во главе с императором опустились на колени при звоне колоколов, пушечных выстрелов на набережной, трехкратном провозглашении многая лета. Наступил самый торжественный момент. Началась божественная литургия. Пели два хора: Синодальный и Чудова монастыря; в литургии участвовали, стоя у левого клироса, немногие, дожившие до этого торжественного дня, ветераны Отечественной войны 1812 года.

После освящения Храма Христа Спасителя в нем начались регулярные службы. С 1883 года Храм Христа Спасителя стал неотъемлемой частью духовной жизни столицы.