WWW.ХХС.RU \ ИСТОРИЯ ХРАМА (1812-2000) \ ИСТОРИЯ ХРАМА (1812-1931)
ПОИСК    
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

_ИСТОРИЯ_ХРАМА_(1812-1931_гг.)_
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХРАМА


МАНИФЕСТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I

ХРАМ ПО ПРОЕКТУ ВИТБЕРГА

ХРАМ ПО ПРОЕКТУ ТОНА


ЧИН ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ (ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕРЕМОНИЯ 1883г.)

АЛЕКСЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ПОСТРОЙКА ХРАМА

БРАТСТВО ХРАМА

ХОР

НАСТОЯТЕЛИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

КЛЮЧАРИ

ГАЛЕРЕЯ
ВОИНСКОЙ
СЛАВЫ

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года. Именно в этот день, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона, вторгнувшейся в Россию, был изгнан из ее пределов, Император Александр I подписал Манифест о создании в честь победы Российского воинства, в благодарность Богу, величественного Храма во Имя Христа Спасителя в Москве. Вот что говорилось в нем:

“В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в престольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подобное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний назначение наше. Да совершится оно. Да простоит сей Храм многие века и а курится в нем пред святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием в делах их предков”.

Первоначально предполагалось построить Храм по проекту Витберга, и 12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Однако вскоре пришлось отказаться от постройки Храма на этом месте из-за непрочности почвы, имеющей подземные ручьи, и 10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя (на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля), и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех Святых, находившиес на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники, и начались работы по выемке грунта для фундамента будущего Храма. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма.

Храм Христа Спасителя строился почти 40 лет. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Закончен свод большого купола в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.

Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма.

Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители, художники того времени. Уникальная роспись в течение двенадцати с половиной лет создавалась на стенах Храма художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали: барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены в технике гальванопластики по моделям графа Ф. Толстого.

Скульптурное и живописное убранство Храма представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Бог избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искуплени рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю и тех отечественных деятелей, кто потрудился дл утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших жизни свои за свободу и целостность Русской земли.

Храм являлся живой летописью приснопамятной борьбы народа русского с завоевателем Наполеоном, имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение своему народу, начертаны на мраморных досках в нижней галерее Храма.

Общий характер здания напоминает древние русские храмы, построенные по образцу греческих, византийских, но отличается от византийского стиля большею правильностью рисунка, легкостью и красотою форм. Непосредственные прототипы Храма Христа Спасителя – древнерусские храмы-памятники: Успенский собор, Архангельский собор, Большой собор Донского монастыря и церковь Вознесения в Коломенском. Внешний облик Храма сложился не без влияния крупнейшего собора Санкт-Петербурга – Исаакиевского. В основе плана Храма – равноконечный крест как видимый знак спасения, с примыкающими к нему угловыми пилонами, образующими наложенный на крест квадрат.

В 1880 году, 13 декабря, новому Храму присвоено наименование Кафедрального во им Христа Спасителя собора, утвержден штат духовенства и причта.

26 мая 1883 года в День Вознесени Господня состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного короновани на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя Св. Николая Чудотворца, а 8 июля освящен и второй придел Храма во имя Св. Александра Невского.

И с этого времени в нем начались регулярные богослужения. В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 г, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник — Рождество Христово до 1917 г — отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. А в тревожное для России время 15 августа 1917 г. в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора на котором Росси после 200-летнего перерыва вновь обрела своего Патриарха – им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской православной Церковью к лику Святых..

В общественной жизни страны Храм очень скоро превратился в центр просвещения. Его деятельность отличалась большим размахом благодаря тому, что в штат принимались опытные вероучители и проповедники, сумевшие поставить дело так, что в Храме была создана богата библиотека, в которой собиралось немало ценных изданий, особое место среди которых заняли издания Троице-Сергиевой Лавры. В Храме постоянно проводились экскурсии. А с 1902 г, когда по инициативе московского обер-полицмейстера Д. Ф. Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, во внебогослужебное врем стали проводиться экскурсии по Храму специально для рабочих.

В проведении памятных дат активную помощь духовенству оказывало учрежденное при Храме Христа Спасителя общество хоругвеносцев*,( * Хоругви — священные знамена церкви, которые несут при крестном ходе или других церковных торжествах наряду с крестом хоругвеносцы) пользовавшееся большим авторитетом у москвичей. Пожертвования, постоянно собираемые в Храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым.

Штат духовенства Храма был невелик, в него входили: 1 настоятель, 1 ключарь, 3 священника, 1 протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 4 псаломщика, 2 пономаря, 12 звонарей, 1 просвирня и хор певчих. Среди тех, кто служил в Храме, было немало замечательных людей, представлявших цвет нации.

С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийс одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского.

Во время гонения на Церковь в 1918 г. для предотвращения закрытия Храма по благословению Святейшего Патриарха Тихона создается Братство Храма Христа Спасителя. Имея целью “поддержание благолепия Храма и отправляемых в нем богослужений, объединению верующих вокруг этого великого исторического памятника, а также содействие служению Храма для духовного преуспеяния православной России”.

Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее славы, ее Веры и величия, свидетелем многих исторических событий.

 

Благодарим Е. И. Кириченко и С.Н. Романову за предоставленный материал для данного раздела.