|
|
Певницкий Дмитрий Федорович
родился в
1828 г. во Владимирской губернии в семье
священника. Образование получил во Владимирской
семинарии и в Киевской Духовной Академии.
Преподавательскую деятельность начал учителем
Владимирской семинарии, потом стал помощником
инспектора и затем профессором. В священники
Дмитрий Федорович был рукоположен в 1861 г. Служил
в г. Вязники Владимирской губернии; но
преподавательскую деятельность не прекращал. В
1872 г. был назначен ректором Воронежской духовной
семинарии, в 1881-1883 гг.-ректор Тамбовской духовной
семинарии. В Воронеже и Тамбове отец Дмитрий
редактировал "Епархиальные ведомости". В 1883
г. Дмитрий Федорович по прошению был зачислен в
штат Храма Христа Спасителя и стал его первым
ключарем*. Д.Ф. Певницкий был отмечен такими
наградами: набедренник, скуфья, камилавка,
наперсный крест, ордена Св. Анны и Св. Владимира и
медали.
Рано овдовев, Дмитрий Федорович один растил
четверых детей.
Покровский Дмитрий Михайлович родился
в 1843 г. в Калужской губернии в семье священника.
Образование получил в Калужской духовной
семинарии и в Санкт-Петербургской Духовной
Академии, окончил ее со степенью кандидата
богословия. С 1871 г. Д. М. Покровский - наставник
Ярославской духовной семинарии, с 1874 г. -
преподаватель Калужской духовной семинарии, с 1878
г.- преподаватель Священной археологии в
Московском епархиальном училище иконописания, с
1884 г- преподаватель Филаретовского училища. Сан
протоиерея ( Протоиерей - почетный сан
священника, первый в ряду священников соборной
церкви) получил в 1889 г. В 1884 г. стал вторым
ключарем Храма Христа Спасителя, прослужив на
этом посту до 1893 года.
Дмитрий Михайлович был награжден:
набедренником, скуфьею, камилавкой, наперсным
крестом, золотой медалью в честь освящения Храма
Христа Спасителя и другими памятными медалями.
С женой Ольгой Васильевной Дмитрий Михайлович
вырастил семерых детей.
Розанов Николай Александрович
родился
в Москве в семье псаломщика в 1840 г. В 1866 г. окончил
Спасо-Вифанскую духовную семинарию и был
рукоположен в священника в Троицком соборе г
Клина. Вскоре был определен законоучителем в
Клинское городское женское училище. Во время
эпидемии холеры в 1871 и 1872 гг. продолжал исполнять
требы (молитвы и таинства - крещение, брак,
причастие, исповедь, соборование, отпевание,
панихида, молебен, освящение домов и квартир,
совершаемые по потребности одного или
нескольких христиан). За это был в 1873 г. награжден
набедренником. В 1878 г отец Николай был назначен
благочинным Клинского городского благочиния. В
1887 г. переведен в Успенский собор Кремля, с 1892 г -
протоиерей. В 1893 г. назначен на должность ключаря
Храма Христа Спасителя. Третий ключарь прослужил
в Храме до 1917г. Служение отца Николая было
отмечено: набедренником, скуфьею, камилавкой,
наперсным крестом, орденами Св. Анны и Св.
Владимира и медалями. В семье отца Николая было
четверо детей.
Священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий. Икона 90-х годов 20 века.
Тропарь
священномученику протопресвитеру
Александру, Глас 6: Кротость
и смирение стяжавый, любовь Христову
пастве своей показал еси в годину
огненных искушений Церкви Российской и
яко пастырь добрый душу свою за Него
положил еси, молися о нас,
священномучениче Александре,
просветити души наша. Кондак,
Глас 2: Труди и болезни на
рамо свое взял еси и, радуяся, путем
тесным шествовал еси, страданьми за
Христа Небеснаго Царства достигл еси,
моли о нас Бога Спаса, священномучениче
Александре, обрети нам милость в день
судный.
Хотовицкий Александр Александрович -
новомученик российский, канонизированный
Русской Православной Церковью в декабре 1994 г.,
стал последним ключарем Храма Христа
Спасителя.
Родился Александр Александрович 11
февраля 1872 года в городе Кременце в семье ректора
Волынской духовной семинарии. Образование
будущий пастырь получил в Волынской семинарии и
Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую
окончил в 1895 г. По окончании академии он был
направлен на миссионерское служение в Алеутскую
и Североамериканскую епархию, в Нью-Йорк, где
занял место псаломщика в храме святителя
Николая. Вступив в брак с воспитанницей
петербургского Павловского института Марией
Щербухиной, Александр Александрович был
рукоположен в сан диакона, а 25 февраля 1896 г. - во
пресвитера епископом Алеутским Николаем
(Зиоровым), который в своей речи сказал: "Твоя
особенная порядочность и благовоспитанность,
твой благородный идеализм, твоя религиозность
сразу расположили меня к тебе и заставили меня
выделить тебя из ряда других молодых людей,
которые бывали с тобою у меня в Петербурге. Я
увидел, что ты имеешь ту искру Божию, которая
всякое служение делает воистину делом Божиим и
без которой всякое знание превращается в
бездушное и мертвящее ремесло... Первый опыт твой
в проповедничестве мог убедить тебя, что значит
это воодушевление: ты сам видел, как собирались
около тебя люди, чтобы выслушать тебя, и с каким
напряженным вниманием выстаивали они не один час
во время твоих бесед. Почему же эти люди слушали
тебя, а не шли к другим проповедникам? Ясно
почему: та искра Божия, которая горит в тебе,
подобно магниту, влечет к тебе сердца этих
людей".
С 1898 по 1907 год Александр Александрович
совершал пастырское служение под руководством
святителя Тихона. Его трудами были созданы
православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе,
Панайке и других городах Северной Америки,
"Американский Православный Вестник",
выходивший на английском и русском языках.
Деятельное участие принял отец Александр в
создании епархиального Православного общества
взаимопомощи, которое оказывало материальную
помощь австрийским русинам, (Русины -
православные украинцы, жившие на территории
Австро-Венгрии) македонским славянам, русским
воинам в Маньчжурии и российским военнопленным в
японских лагерях. Подвижническим трудом отца
Александра малый приходской храм святителя
Николая был превращен в ставший украшением
Нью-Йорка грандиозный собор святителя Николая.
После 18 лет служения в Америке отец Александр был
переведен в Гельсингфорс (Хельсинки), где нес
священническое служение с 1914 по 1917 год как верный
и самоотверженный помощник своего архипастыря
Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха.
В августе 1917 г. протоиерей Александр
был переведен в Москву с назначением ключарем
Храма Христа Спасителя. Александр Александрович
участвовал в Поместном Соборе 1917- 1918 годов. В
трудные годы отец Александр был одним из
ближайших помощников Патриарха Тихона. Он вместе
с настоятелем Храма протоиереем Николаем
Арсеньевым учредил Братство Храма Христа
Спасителя и обратился к верующим с воззванием.
Призыв был услышан: москвичи вступали в Братство
и вносили посильные вклады в содержание
православной святыни.
В мае 1920 и в ноябре 1921 года отец
Александр подвергся первым
кратковременным арестам по обвинению
в нарушении декрета об отделении Церкви от
государства и школы от Церкви, потому что
преподавал Закон Божий детям. В 1922 г. последовал
новый арест, а 27 ноября 1922 г в Москве начался
процесс над 105 священнослужителями и мирянами,
которые обвинялись в том, что они будто бы
"пытались удержать в своих руках церковные
богатства и на почве голода свалить советскую
власть". Среди подсудимых по этому процессу
были настоятель Храма Христа Спасителя
протоиерей Николай Арсеньев, ключарь Храма
протоиерей Александр Хотовицкий, священник
Храма Илия Громогласов, смотритель этого же
Храма Лев Евгеньевич Анохин.
Значительная часть обвинительного
заключения касалась деятельности клириков и
прихожан Храма Христа Спасителя, где говорилось:
"Главными организаторами и руководителями
этой преступной деятельности явились в этом
районе Председатель совета общин священник
Хотовицкий, настоятель Храма священник Арсеньев,
священник Зотиков, священник Громогласов, бывший
присяжный поверенный Каютов, бывший товарищ
министра Щепкин, торговец Головкин и инженер
Анохин. С появлением декрета ВЦИК об изъятии
церковных ценностей они начали свою
подготовительную деятельность под руководством
священника Хотовицкого, который неоднократно и
тайно собирал у себя на квартире означенных выше
лиц и совместно с ними вырабатывал меры, которые
предполагалось предпринять в целях
осуществления преступного намерения".
Во время процесса, продолжавшегося две
недели, отец Александр держался ровно, спокойно,
старался помочь другим обвиняемым и виновным
себя не признал. Обвинитель А.Я. Вышинский,
начинавший тогда свою карьеру, требовал смертной
казни 13 обвиняемых, среди которых были
протоиереи Хотовицкий и Арсеньев. По приговору
отец Александр получил 10 лет лишения свободы с
конфискацией имущества и поражением в правах на 5
лет.
В 1923 г. после ряда заявлений Патриарха
Тихона о лояльности к государственной власти
многие из осужденных по обвинению в
сопротивлении изъятию церковных ценностей были
амнистированы, и среди них - Александр
Александрович. Но на свободе он не пробыл и года и
особым совещанием коллегии ОГПУ был сослан на
поселение в Туруханский край сроком на 3 года.
Сделано это было по рекомендации начальника 6
отдела ОГПУ Е. А. Тучкова, игравшего значительную
роль в послереволюционной жизни церкви (он
разработал многие планы уничтожения
Православной Церкви, которые проводились в
двадцатых - тридцатых годах). Вот его
характеристика, данная отцу Александру:
"Поп-проповедник с высшим образованием, очень
активный, резок и пользуется влиянием на
тихоновцев. Настроен антисоветски".
По возвращении из ссылки отец
Александр стал одним из ближайших помощников
митрополита Сергия (впоследствии Патриарха), с
которым его связывали годы служения в Финляндии.
В 1930-е годы протопресвитер (Протопресвитер -
высшее звание белого духовенства). Отец
Александр служил настоятелем храма
Ризоположения на Донской улице.
Осенью 1937 года Александр
Александрович был вновь арестован. Точная дата
мученической кончины отца Александра и место его
погребения неизвестны
Подробнее
об Александре Хотовицком (информация с
официального сайта Свято-Тихоновского
Богословского Института).
Источники:
1. "Православие на западе России в
своих ближайших представителях или
ПАТЕРИК Волыно-Почаевский протоиерея А.
Хойнацкого". Житомир-РИКО-ПРЕСС-РЕКЛАМА.
Житомир. 1997.
2. Протоиерей Иоанн Кочуров (1871 - 1917).
Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872 - 1937).
Жития новомучеников. Спб, 1995).
* Ключарь - должностное
лицо при соборных и кафедральных храмах, в
обязанности которого входила охрана церковной
утвари и сосудов, хранение ключей от храма,
наблюдение за порядком Богослужения.
|
|
|