|
|
Удачный выбор нового места для
строительства храма Христа Спасителя, очень
московского по своему характеру - на высоком
берегу Москвы-реки, рядом с Кремлем оценили
многие. А.А.Башилов, сенатор, заведовавший
Комиссией для строений города Москвы, в конце 1831
года сообщает Великому князю Михаилу Павловичу:
Его Императорское Величество "вместе с тем
заниматься изволил проектом воздвигнуть
памятник... храм Спасителя во славу событий 1812
года на том месте, где ныне существует
Алексеевский монастырь, обратя в площадь сей
постройки... ту гору против дому князя Сергея
Михайловича (Голицина Е.К., современный адрес ул.
Волхонка, 14/1), где пожарное депо и дом бывший
Бекетова, что ныне Сипягина, образуя сию гору
вплоть до Москвы-реки. Мысль дивная, достойная
Николая 1, который желает, чтоб новый памятник
смотрел на древний Кремль" . А вот
свидетельство другого автора, пишущего уже после
освящения храма. Он также отмечает удачность
выбора места: "хотя берег и ниже того, на
котором находится Кремль, но все-таки он
настолько еще высок, что вполне выказывает
величие храма, который, гармонируя с видом
Кремля, не подавляет его однако ж громадностью
своих размеров".
Место было действительно очень
выигрышное. Стоявшие на месте будущего собора
церкви (а потом и храм Христа Спасителя)
органично вписывались в панораму берегов
Москвы-реки, будь то виды со стороны Яузы и
Симонова монастыря или с противоположной
стороны - от Нескучного сада (ныне Парк культуры и
отдыха имени А.М. Горького) и Воробьевых гор, от
Замоскворечья. С противоположного берега и вдоль
Москвы-реки храм Христа Спасителя можно было
видеть в сочетании с Кремлем. Этому в немалой
степени благоприятствовало иное, чем ныне
расположение Большого Каменного моста, у
которого сооружался храм.
Старый Большой Каменный мост и
сменивший его в середине Х1Х века новый
металлический мост располагались на ином месте,
чем нынешний, сооруженный в 1930 годы. Мост
находился выше по течению Москвы-реки по оси
улицы Ленивки, а главное в принципиально ином
соотношении с набережной. Полотно моста
располагалось с ней на одном уровне. Набережная
не прерывалась, как теперь, береговым пролетом
моста, не делилась на отдельные отсеки, позволяя
воспринять ее как единое целое, как
торжественный проспект.
Характерно, что все предложения Тона о
выборе места для будущего собора обладают одной
общей чертой. Он предлагает сооружать новый храм
на месте существующих церквей или монастырей.
Большим достоинством окончательно выбранного
Тоном места был великолепный, открывающийся от
храма Христа Спасителя принципиально важный для
его символики и содержания вид на Кремль с
соборами, башнями и колокольней Ивана Великого.
В императорском
указе о строительстве храма Христа Спасителя на
новом месте отмечалось, что выбранная для него
территория Алексеевского монастыря имеет
достоинства прежнего места и лишена его
недостатков - находится среди города и
положением своим подобна первому месту. Однако
подобие сохранилось разве что по отношению к
Москве-реке. Новый собор, как и храм Витберга, был
обращен к ней и стоял на излучине высокого
берега. Различий, бесспорно, больше. Сооруженный
близ Кремля собор вошел в исторически
сложившуюся систему вертикалей московских
храмов и панораму ее главного, самого парадного,
обращенного к Москве-реке ансамбля. Наряду с
Кремлем, собором Василия Блаженного, он стал
одной из доминант городского центра. К его
мощному объему тяготеет окружающая застройка.
Чтобы дать представление о размерах строящегося
Храма Христа Спасителя, современник замечает:
"Колокольня Ивана Великого в Москве служит для
многих мерилом особенной высоты зданий... Она
могла бы вполне поместиться во внутренность
вновь воздвигаемого храма". Огромный храм
высотой около 100 м был поставлен достаточно
далеко от Кремля, чтобы не выглядеть его
придатком и не утратить самостоятельности, но
настолько близко, чтобы восприниматься с разных
точек зрения в прямой связи с ним.
Алексеевский монастырь, на месте которого
возвели храм Христа Спасителя, был основан в Х1V
веке у бывшего села Семчинского и во второй
половине его, после пожара, переведен под защиту
укреплений Белого города. На его прежнем месте
возник Зачатьевский монастырь), ряд построек его
сохранился; 2-й Зачатьевский пер., 2).
Главные постройки Алексеевского
монастыря - собор и колокольня - принадлежали к
числу характерных памятников архитектуры ХV11
века. Расположенные в центре монастырской
площади, они создавали выразительную группу из
увенчанных шатрами сооружений. Собор
Алексеевского монастыря представлял
оригинальный, получивший распространение в
первой половине ХV11 века, известный только на
Руси, тип многошатровых храмов. Его основной
объем венчали два стройных шатра. Судя по
сохранившимся изображениям, сделанным накануне
разборки, шатры были "светлыми", а не
декоративными - глухими, как в единственной из
сохранившихся в Москве подобного рода построек -
церкви Рождества в Путниках. Расположенная рядом
с Алексеевским монастырем церковь Всех Святых
была снесена одновременно с ним.
Новое место для Алексеевского
монастыря удалось выбрать не сразу.
Первоначально предполагалось перевести его на
Измайловский остров. Затем возник вариант - на
Воробьевых горах, на месте бывшего Андреевского
монастыря, где в то время помещалась Мещанская
богадельня (неподалеку от существующего ныне
моста Окружной железной дороги). И только третий
вариант оказался окончательным. В 1837 году
Алексеевский монастырь перевели на место, где
стояла приходская церковь Воздвижения Креста
Господня с шатровой колокольней, сооруженная в
конце ХV11 века,- в Красное село (ныне
Красносельская улица). Во время войны 1812 года
церковь эта пострадала от грабежей французов.
Возведение монастырских построек началось сразу
после перевода монастыря на новое место. Однако
законченный облик ансамбль Алексеевского
монастыря приобрел лишь в 1850 годы. Тогда по
проекту М.Д. Быковского, сменившего О.И. Бове на
посту чиновника особых поручений при московском
генерал-губернаторе, в глубине монастырской
территории была в 1853 году построена теплая
больничная церковь Алексея человека божьего. В
1857 году была перестроена и расширена церковь и
сооружена ограда с башнями. |
|
|