WWW.ХХС.RU \ ИНТЕРНЕТ-МОСТ \ 23.08.2001 |
_ИНТЕРНЕТ-МОСТ |
Ведущий: Помимо тех, кто присутствуют в этом зале, у нас весьма обширная виртуальная аудитория – это люди, которые находятся перед экранами своих компьютеров дома или на работе. Два слова о порядке работы. В своем напряженном графике Владыка Кирилл выкроил час или немногим больше для ответов на ваши вопросы. Имеются три информационных потока: во-первых, вопросы, которые прозвучат непосредственно в этом зале; затем вопросы, которые были направлены электронной почтой после того, как в Интернете появился анонс этой пресс-конференции; и, наконец, вопросы, которые поступят от пользователей всемирной компьютерной сети уже в ходе нашей встречи. Разумеется, в рамках настоящей пресс-конференции митрополиту Кириллу будет физически невозможно ответить всем. И, тем не менее, ни одно из поступивших к Владыке обращений не останется без его внимания. Ответы на вопросы, не прозвучавшие в ходе пресс-конференции, будут позже даны Владыкой через Интернет. Поэтому, коллеги, я очень просил бы, формулируя ваши вопросы, быть точными и краткими, избегая развернутых деклараций. Возможно, Владыка Кирилл соблаговолит предварить свою пресс-конференцию кратким вступительным словом, после чего вы сможете задать ваши вопросы. Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Корреспондент радио “Голос
России” Н.В. Тюрин: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Следует посмотреть, как дальше будут развиваться события. Оптимальным вариантом было бы, если Эстонский парламент вообще не рассматривал этот закон во второй раз. Если же этот вопрос все-таки будет поставлен в повестку дня, очень важно, чтобы дискриминационные статьи закона были аннулированы. Кроме того, мы надеемся, что прекратится в конце концов прямое вмешательство эстонских властей во внутренние дела Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, и она будет зарегистрирована под тем именем, каким она сама желает именоваться, - в соответствии с собственным как богословским, так и историческим самопониманием. Корреспондент радио “Эхо
Москвы”: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Да, животных убивают на мясокомбинатах, и мы питаемся их мясом. Животных убивают для удовольствия во время охоты, и при весьма сдержанном отношении к этому развлечению (например, согласно каноническим правилам, священники не имеют права охотиться и проливать кровь), Церковь не выступает против охоты как таковой. Тем не менее, Церковь весьма критически относится к публичному умерщвлению животных. Особенно это опасно в российском культурном и историческом контексте. Дело в том, что публичное пролитие крови разжигает страсти, провоцирует инстинкт агрессии. В нашем обществе, перенасыщенном насилием, дополнительный сброс агрессивных эмоций представляется опасным. Церковь выступает за то, чтобы в обществе были выработаны механизмы, которые могли бы оградить внутренний мир человека от разрушительного воздействия извне. Мы знаем, что Бог вложил в природу человека инстинкты, без которых человек не может существовать как физическое существо. Но если инстинктом не управляют разум и воля, человек превращается в животное. Порнография и пропаганда всяческих извращений являются безудержной эксплуатацией полового инстинкта, и это приводит к разрушению целостности нравственной природы человека, к тому, что человек становится неспособным к любви, сохранению семейных уз. Если мы будем таким же образом разжигать инстинкты нетерпимости, агрессии, то последствия могут оказаться очень опасными. Разве мало в Москве развлечений? Только телевизионных каналов сейчас 16 или 17, и почти на каждом в режиме нон-стоп идут художественные фильмы. Чего еще не хватает современному человеку? Получается, что мы приглашаем корриду в Москву только для того, чтобы добавить еще одну форму развлечения. Церковь заявляет, что этого делать не следует, что коррида не соответствует нашей национальной психологии. Конечно, никто не думает, что, если коррида состоится, Москва взбесится, но остается вопрос, нужно ли нам добавлять еще одну каплю к тому водопаду различного рода воздействий на человеческую психику, на человеческий инстинкт, который сейчас обрушивается на нас и разрушает духовную природу человека. Ведущий: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Корреспондент газеты “Труд”
Александр Королев: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: С точки зрения фундаментальных принципов отделения Церкви от государства, которые существуют в нашем обществе, равно как и в Венгрии, и в большинстве других европейских стран, это бессмысленно. Гражданский суд не может принимать к рассмотрению вопросы и проблемы, которые следует решать в рамках церковного права. Поэтому сам по себе этот суд не имеет смысла и, я думаю, состоялся он лишь потому, что, те, кто принимали к производству это дело, к сожалению, не задали себе вопрос: имеют ли они право рассматривать дела, которые по определению не могут входить в юрисдикцию светского суда. ОРТ, программа “Время”,
Алексей Фокин: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Корреспондент радио “Свобода”: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Ведущий: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Ведущий: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Хотел бы призвать жителей Москвы и других российских городов помнить старинные слова: “Пусть запотеет милостыня в руке твоей”. Милостыня может развращать, может быть использована во вред. Поэтому перед тем, как сделать пожертвование, нужно подумать, кому и зачем даешь. И совсем не следует давать милостыню людям, которые переодеваются в священнические одежды, кощунственно надевают на себя рясу, а иногда и крест, для того, чтобы под видом священника вымогать деньги у наших простодушных сограждан. “Наша общая региональная
газета”, Роман Лункин: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Журнал “Новое время”,
Наталья Бабасян: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Нам еще предстоит пройти большой путь, чтобы перейти к практике преподавания религиозных дисциплин в восточно-европейских, бывших социалистических, странах, - таких, как Венгрия, Чехословакия, Эстония, Литва и другие. Мы очень отстаем от многих западноевропейских государств на этом пути, и поэтому было бы желательно, чтобы в конце концов эти вопросы были решены, но к 1 сентября, к сожалению, этого достичь невозможно. Ведущий: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Должен сказать, что мы поехали в Цюрих с открытым сердцем и с готовностью слушать и слышать этих людей, но то, что произошло после этого заседания, меня очень огорчило. Вскоре после возвращения из Цюриха представитель так называемого "Киевского Патриархата" в интервью средствам массовой информации дал совершенно искаженную картину того, что произошло на переговорах. Говорилось, в частности, о том, что цюрихская встреча была чуть ли не признанием канонического достоинства иерархов, представлявших раскольнические группировки. В то же время Синод так называемого "Киевского Патриархата" выступил с грубейшей бранью в мой адрес за то, что я посетил Киев и встретился с Президентом Украины. Если бы эти люди действительно стремились найти решение проблемы, они поддержали бы начавшийся переговорный процесс. Они должны были бы постараться сделать так, чтобы за Цюрихом последовала еще одна встреча (кстати, договоренность об этом была достигнута), на которой можно было бы обсудить следующие шаги. Вместо этого представители раскольнических групп делают все для того, чтобы сорвать переговоры. Они не только компрометируют цюрихскую встречу, но и ложно интерпретируют посещение мною Киева, приписывая мне то, чего на встрече с Леонидом Кучмой я не говорил. Да они и знать не могли, что говорилось на этой встрече, потому что представителей раскольнических групп там не было. Поэтому на вопрос, для чего все это делается, я отвечаю: "Конечно, не для того, чтобы преодолеть раскол". Они, видимо, и не хотят сейчас выйти из неканонического положения, в котором находятся. Если мы убедимся, что эти господа не желают преодолевать раскол, думаю, всякие переговоры с ними закончатся. Православная Церковь, страдающая от раскола, снисходит к нарушителям канонического порядка, вступает с ними в разговор для того, чтобы исправить ситуацию, а в ответ на этот добрый и конструктивный шаг мы получаем целую пропагандистскую волну, направленную на то, чтобы скомпрометировать и переговоры, и участвующих в них представителей Московского Патриархата. Я очень надеюсь, что мои слова будут услышаны руководителями раскольнических группировок. Так дальше не пойдет. Либо будет серьезный разговор, либо разговора не будет вообще. Что касается отношений с Константинополем, могу сказать, что Константинопольский Патриархат понимает опасность ситуации, сложившейся на Украине. Однако с сожалением вынужден заметить, что раскольники сейчас используют его в своих целях, распространяя информацию о том, что Константинопольский Патриархат их поддерживает, готов принять в свою юрисдикцию и даже собирается предоставить им автокефалию в обход Москвы. Со всей ответственностью заявляю: это блеф от начала до конца, потому что Константинопольский Патриарх знает каноническое право и понимает, что невозможно предоставить украинским юрисдикциям автокефалию без участия Церкви-Матери, то есть Московского Патриархата. Невозможно в одностороннем порядке принять раскольников в свою юрисдикцию, не разрушив единство всего Православия. Константинопольский Патриархат, как первый среди равных, несет большую ответственность. Может ли он своими руками разрушать православное единство? Я в это не верю. Поэтому все подобные сообщения нужно отнести на счет довольно неумелой пропагандистской компании, которую ведут раскольники. А мы вместо того, чтобы разоблачать раскольников, обвиняем обычно Константинополь. Мне не все нравится в действиях Константинопольского Патриархата, и, встречаясь с его представителями, я открыто говорю о том, в чем я с ними не согласен, но пропагандистские спекуляции раскольников не должны провоцировать нас на то, чтобы упрекать Константинополь за то, в чем он не виноват. При всем этом, конечно, нельзя отрицать, что отношения между нашими Церквами непростые. Раскол в Эстонии многому научил всех нас. Думаю, и Константинопольский Патриархат понял, что перенос эстонского сценария на Украину или в любую другую страну повлечет за собой катастрофические последствия, так как это приведет к реальным страданиям людей, разделениям, дискриминации, к использованию административного и политического ресурса для того, чтобы притеснять одну из юрисдикций, а значит, нарушать права человека. Ни с одной Православной Церковью Московский Патриархат не ведет такого систематического диалога, как с Константинопольским Патриархатом. Мы Церкви-Сестры, и от наших Церквей во многом зависит единство всего православного мира, судьба православного свидетельства в объединенной Европе и во всем мире. Поэтому мы будем делать все для того, чтобы наши отношения с Константинопольским Патриархатом развивались и дальше, чтобы раскольники не использовали авторитет Константинополя в пропагандистских целях. Последний вопрос касается Румынского Патриархата. Отношения у нас нормальные, если не считать проблемы, связанной с Молдовой. Однако я думаю, что это проблема в ближайшее время сойдет на нет, потому что все больше и больше приходов так называемой "Бессарабской митрополии" добровольно возвращаются в юрисдикцию Молдавской Православной Церкви Московского Патриархата. Я думаю, что многие из тех, кто в свое время радовались созданию в Молдове параллельной юрисдикции, сегодня понимают несостоятельность этого проекта. Нельзя политизировать церковные дела, особенно если это приводит к расколу внутри Церкви. Я думаю, что сегодня многие это поняли, и у нас появилась надежда на то, что по прошествии некоторого времени тема так называемой "Бессарабской митрополии" уйдет из повестки дня двусторонних отношений Московского и Румынского Патриархатов. Корреспондент: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: В связи с этим я вспоминаю время борьбы мировой общественности с апартеидом в Южной Африке. В начале 70-х годов в Голландии была развернута широкая кампания по бойкоту южноафриканских товаров, и это была не символическая акция, а реальная форма воздействия на правительство этой страны. Внутренней самоорганизации голландского общества оказалось достаточно для того, чтобы провести такую акцию в отношении далекой Южной Африки. Вот если бы наше общество было так самоорганизовано, чтобы оказаться способным ограничивать произвол тех, кто спекулируют на интересе к религиозным ценностям и религиозным вопросам, тогда нашлось бы решение многих серьезнейших вопросов без какого-либо участия государства. Речь здесь идет, конечно, не только о Церкви. Сильное гражданское общество способно остановить тех, кто торгуют порнографией, другими непристойными вещами, или видеопиратов, которые подрывают авторитет России в мире. Но все это станет возможно, наверное, только в будущем, а сегодня нам остается призвать людей к тому, чтобы они, приобретая продукцию церковного назначения, проявляли ответственность. Журнал “Православная беседа”,
Кирилл Фролов: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Русская Православная Церковь и традиционные религии России: мусульмане, евреи, буддисты, – категорически выступили против создания такого органа. Существовала вероятность, что бывшие сотрудники Совета по делам религий переместятся в новое учреждение и будут продолжать прежнюю политику в отношении Церкви, тогда как мы хотели в условиях свободы построить принципиально новую модель взаимоотношений Церкви и государства. Создание подобного министерства спровоцировало бы конфронтацию между этим государственным органом и религиозными организациями. Министерство – это орган исполнительной власти. Следующий шаг построения вертикали – субъекты федерации, города, районы и так далее. Мы это уже проходили. Если назначаются чиновники, которые должны управлять религиозной ситуацией, начинается вмешательство во внутренние дела религиозных организаций. Сейчас настороженность уже прошла, потому что за минувшие десять лет в России была построена совершенно новая модель церковно-государственных отношений. Русской Православной Церковью были приняты “Основы социальной концепции”, и мы знаем, что сейчас государство также занимается разработкой концепции церковно-государственных отношений. После принятия этого документа создание новой модели отношений государственных структур и религиозных организаций можно будет считать завершенным. Дальше нужно будет осуществлять ее на практике. Не знаю, будет ли нужен в будущем государственный орган по делам религий или нет, но в настоящий момент я беру на себя смелость сказать, что создание такого органа было бы несвоевременным. Прежде следует не только создать ясную модель церковно-государственных отношений, но и договориться, посредством каких инструментов претворять ее в жизнь. Второй вопрос касается визита Святейшего Патриарха в Киев. Его Святейшество является Патриархом всех входящих в Московский Патриархат самоуправляющихся Церквей и епархий. Я знаю, как сильно Святейший Патриарх желает посетить Украину, но приезд Патриарха, несомненно, должен быть в полной мере использован для преодоления существующих разделений. Зная, что происходит сейчас на земле Киевской Руси, мы можем задать вопрос: сможет ли Украина в полной мере использовать потенциал Патриаршего визита для исцеления ситуации? У нас есть на этот счет очень большие сомнения. Святейший Патриарх, несомненно, приедет на Украину, но своевременность его поездки в Киев в августе этого года ставится нами под сомнение. Именно поэтому и было принято решение, что делегацию возглавят высокие представители Святейшего Патриарха, а сам Предстоятель Русской Православной Церкви посетит Киев тогда, когда его визит в полной мере сможет послужить делу исцеления существующих церковных недугов. Ведущий: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Подобное отношение к некоторым видам животных наблюдается у целого ряда народов. К примеру, почему евреям или мусульманам нельзя есть свинину, и чем в духовном плане свинина отличается от говядины? Тот же самый протеин, те же самые белки, жиры. Конечно, на биологическом уровне свинина все-таки отличается от говядины, но в духовном плане они не различаются. В основе запрета на употребление в пищу свинины лежит идея воздержания, ведь через воздержание происходит воспитание человеческой воли, а значит, совершается победа человека над его инстинктивным началом. Именно поэтому Моисей и Мохаммед воспитывали народ через воздержание. Та же идея присутствует и в христианстве. Что же до то того, почему запрет касался свинины, а не, допустим, говядины, то можно предположить, что здесь огромную роль играл чисто медицинский фактор. Свинина – более жирный продукт, и потому быстрее портится. В условиях Аравийской или Синайской пустыни, да и всего Ближнего Востока, вкушать говядину гораздо безопаснее, чем свинину. Другими словами, воздержание используется для религиозных целей, а вот предмет воздержания выбирается из окружающего нас мира, исходя из прагматических соображений. Возвращаясь к вопросу о собаках, хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более что кошка – очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого "антисобачьего" богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. Что же касается бессмертной души, то должен сказать, что по образу и подобию Божию создан только человек. Согласно христианскому учению, животные не обладают бессмертной душой, и поэтому, когда животное умирает, мы с ним прощаемся навсегда. Ведущий: Вопрос Юрия Пахомова,
Российская Академия наук: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Мы не пытаемся уйти от диалога. Более того, мы всегда говорили, что необходимо встречаться и обсуждать самые разные вопросы и, в первую очередь, те, которые связаны с современностью. Кстати, двусторонний диалог Русской Православной и Римско-Католической Церквей начался в 1975 году с обсуждения “Социальной доктрины Католической Церкви”. Еще находясь в пленении, наша Церковь понимала важность христианского ответа на вопросы и проблемы современности. Мы и сейчас готовы обсуждать эти вопросы с представителями Католической Церкви. Кроме того, мы готовы обсуждать и трудные двусторонние отношения, которые особенно обострились двенадцать лет назад, когда в 1989 году легализация Греко-католической униатской церкви положила начало захватам православных храмов на Украине. Мы вступили тогда с католиками в очень интенсивный диалог, договорились о создании четырехсторонней Комиссии по преодолению кризиса. Но проблема в том, что по вине греко-католиков ни одно решение этой Комиссии не было реализовано. Когда мы спросили наших собеседников из Ватикана: "Скажите, вы не хотите или не можете выполнить эти решения?", - то получили ответ: "Не можем". Я не знаю, имеет возможность Ватикан воздействовать на политику Греко-католической церкви, но это не наша проблема. Глубочайшим заблуждением было бы считать, что Папа римский, как глашатай мира, стремится к нам приехать, а мы, упрямые и самодостаточные, самоизолировавшиеся люди, категорически против этого выступаем. Как известно, первая попытка провести такую встречу была предпринята еще в 1995 году. Подготавливая документы к встрече Предстоятелей Русской Православной и Римо-Католической Церквей, мы каждый раз убеждались, что по важнейшим вопросам Святейший Патриарх и Папа римский не смогут достигнуть соглашения. А без этого встреча становится просто шоу перед телекамерами. Наша Церковь не желает, чтобы встреча Патриарха и Папы превратилась в шоу, чтобы два Предстоятеля создавали иллюзию примирения, начала новой эры, хотя при этом не будет решено ни одной проблемы в наших взаимоотношениях. Если бы это случилось, в заблуждение были бы введены и православные, и католики, да и вся общественность. Как после этого можно было бы решать конкретные проблемы, улаживать конфликты? После таких действий любой местный руководитель скажет: "Какой может быть между вами конфликт, ведь вы же друзья?" Так же будет реагировать и общественность. Русская Православная Церковь предлагает продолжать диалог, обсуждать проблемы и добиваться их решения, а по мере решения этих проблем выходить на такие масштабные мероприятия, как встреча Патриарха и Папы. Очень хотелось бы, чтобы был развеян этот миф о якобы упрямой Русской Церкви, не желающей иметь диалога с динамичной и активной Римско-Католической Церковью. Этот образ не соответствует действительности. Газета “Время новостей”: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Однако официально Украинская Православная Церковь не имеет статуса автокефальной – на этом настаивает абсолютное большинство православных на Украине, которые таким образом хотят сохранить историческую связь с другими частями Московского Патриархата. Это осознанный выбор Украинской Церкви, и он не зависит от позиции Патриарха или Синода. Это выбор украинского епископата, который, конечно, действует согласно с мнением большинства верующих и духовенства. И сегодня украинские епископы нам говорят, что не только обсуждение автокефалии сейчас невозможно, но даже просто употребление этого слова вызывает у верующих людей настороженную реакцию. С другой стороны, мы знаем, что в западных областях Украины большинство православных считает, что Украинская Православная Церковь должна быть автокефальной. Если бы получилось найти общий язык с теми представителями украинского общества, выступающими за автокефалию, которые действительно хотят разрешить эту проблему, то можно было бы начать серьезный процесс канонического осмысления ситуации, можно было бы попытаться найти пусть промежуточные, но не противоречащие канонам и вместе с тем эффективные решения, которые отвечали бы чаяниям разных слоев украинского православного общества. Однако, как я уже говорил в начале нашей пресс-конференции, мы убеждаемся в том, что раскольники не заинтересованы в серьезном диалоге, по крайней мере, представители "Киевского патриархата". Я не могу в полной мере отнести эти слова к представителям так называемой "Украинской Автокефальной Православной Церкви", которые заняли более реалистическую позицию на переговорах в Цюрихе, а сейчас проявляют сдержанность и заинтересованность в продолжении диалога. Хотел бы отметить, что среди раскольников есть люди, которые заинтересованы в содержательном разговоре. Мы к такому разговору открыты, но остаемся на принципиальной позиции: урегулирование ситуации на Украине возможно только в каноническом поле. Если мы начнем использовать неканонические методы, то разрушим Церковь. Второй вопрос касается того, сколько Церквей может быть на территории одного государства. Я ужесточу этот вопрос. На Вашем месте я спросил бы, сколько может быть Церквей в данной географической точке, допустим, в городе? Ответ: одна Церковь и один епископ. Таковы требования канонов, все остальное неканонично и является результатом ущербного исторического развития. Примером тому – диаспория. Вы знаете, что в Нью-Йорке есть шесть или семь православных епископов. С другой стороны, диаспоры являются средоточием культурной жизни, средством для сохранения национальной идентичности людей. Такая привязка к национальным церковным структурам имеет право на существование, однако юрисдикционная множественность вне диаспоры – явление совершенно неоправданное и антиканоническое. Именно поэтому мы требовали у Константинополя не создавать параллельной юрисдикции в Эстонии. Не может быть в одном месте двух епископов. Интересно, что, когда в 1996 году мы начали дискуссию с Константинополем по этому вопросу, наши оппоненты сказали: "Следует пойти по пути икономии: пусть временно будут сосуществовать две юрисдикции". А теперь Константинополь заявляет нам: "В одном месте должен быть только один епископ. Поэтому вы увозите своего, и пусть остается наш епископ". Но это уже относится к тактике ведения переговоров, а что касается канонов, то можно сказать, что никакой юрисдикционной множественности каноны не допускают. Информационное агентство “Ассошиэйтед
пресс”: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Еще раз повторю: все эти вопросы нужно решать за столом переговоров. Невозможно разрешить национальный конфликт путем взрыва святынь и уничтожения людей другой национальности. Мы очень надеемся, что не только государства, но и Церкви включатся в широкомасштабный диалог по нахождению путей решения македонского вопроса. По поводу годовщины путча могу сказать, что 10 лет, прошедшие с того времени, были историческими для России. Собственно говоря, за эти годы наша страна стала другой. Многое изменилось. Но я думаю, что эти 10 лет преподали всем нам урок. Когда большевики делали революцию во имя светлого будущего, они описывали его, в первую очередь, в экономических категориях. Говорили, что коммунизм – это полный достаток, когда человек будет иметь все, что ему нужно. Ради экономической мечты мы потеряли миллионы жизней, прежде чем убедились в том, что эта мечта недостижима. Революция 90-х годов сопровождалась очень похожей риторикой, хотя и с обратным знаком: "Вы страна неудачников, потому что бедно живете. Посмотрите на богатый Запад. Вы должны сделать все для того, чтобы жить так же". Опять высшей человеческой ценностью было объявлено материальное благополучие, и ради осуществления этой мечты были принесены огромные жертвы. Распад государства, рост смертности, кризис в экономической, политической, социальной сферах и многое другое. Главный вопрос по прошествии этих 10 лет: не слишком ли большую цену мы платим за стремление быть богатыми? Что нужно сделать, чтобы осуществление мечты о материальном благополучии не сопровождалось разрушительными процессами в жизни государства, общества и семьи? Нас в продолжение этих лет постоянно спрашивали: "Вы справа или слева, вы за коммунистов или за демократов?" Церковь, на мой взгляд, занимала и занимает сегодня единственно верную позицию, не отождествляя себя ни с какой политической силой, ибо Церковь – это прежде всего сила духовная, которая должна содействовать, в частности, и тому, чтобы естественное стремление людей к материальному благополучию сопровождалось укреплением духовных и нравственных основ общественного бытия, совершенствованием общественных отношений. Информационное агентство “Ассошиэйтед
пресс": Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: И сегодня есть политики и общественные деятели, которые говорят, что Церковь должна заниматься только молитвой и богослужением, но не участвовать в жизни общества. Тем не менее, большинство жителей нашей страны положительно оценивает все возрастающую роль Церкви. У нас нет никакого триумфализма. Наверное, следовало бы сделать куда больше того, что было сделано, но мы благодарим Бога за минувшие 10 лет и за то, что удалось сделать. "Газета Выборча" (Варшава): Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Встреча в Вене не состоялась именно потому, что уже на уровне экспертов оказалось невозможным согласовать важнейшие вопросы, без решения которых переговоры первых лиц потеряли бы всякий смысл, потому что для них встречаться ради поцелуев перед камерами недостаточно. Когда Святейший Патриарх говорит, что встреча должна быть хорошо подготовлена, некоторые это трактуют в терминах протокола. Вовсе нет. Где будет встреча, каким образом она будет проходить – не так важно. Главное, чтобы Святейший Патриарх и Папа достигли соглашений, которые открыли бы новую эпоху в отношениях между двумя Церквами и реально, а не только вербально положили бы конец существующим недоразумениям. Второй вопрос касается личности Папы. Я понимаю, что в устах корреспондента из Польши этот вопрос окрашен интересом к польскому происхождению Папы. В Церкви национальный вопрос вторичен, и в данном случае первичной является оценка деятельности Папы как церковного деятеля. Существует мнение, что нынешний Папа сделал очень много для Католической Церкви, и я присоединяюсь к такой оценке. Радио “Новости он-лайн”,
Андрей Кириллов: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Корреспондент: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: “Радио России”, Владимир
Брунов: Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл: Точка зрения Русской Православной Церкви по этому вопросу такова: разделение было обусловлено историческими и политическими факторами, которые более не существуют, а значит, сегодня нет никаких предпосылок к тому, чтобы продолжалось это разделение. Нам просто следует встретиться и обсудить те вопросы, которые все еще остаются неразрешенными, и преодолеть раскол совместным покаянием и молитвой. Ведущий: Корреспонденты, ранее ушедшие из этого зала, просили передать свои извинения митрополиту Кириллу. Они спешили в свои редакции, с тем чтобы успеть к сегодняшнему вечернему эфиру и к завтрашним выпускам своих газет. На пресс-конференции митрополита Кирилла, транслировавшейся через Интернет из Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, присутствовало 80 журналистов, представляющих около 50 средств массовой информации, как российских, так и зарубежных. Я уверен, что эхо мыслей, высказанных Владыкой Кириллом на нашей встрече, будет долгим. Благодарю вас, коллеги, за желание и готовность донести голос Священноначалия Русской Православной Церкви до российской и зарубежной общественности. До новой встречи. Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл:
Ответы Сергей Плетнев - Патриарх призвал государство вернуть часть земель монастырям. Каким образом это можно сделать по закону? - Закон пока не позволяет передавать сельскохозяйственную землю в собственность, но возможно, по крайней мере, возвратить в пользование часть земель, принадлежавших Русской Православной Церкви до революции. Речь идет, прежде всего, о землях, которые необходимы для нормальной жизни монашеских обителей, для их самообеспечения, для того, чтобы они могли вести благотворительную деятельность: кормить голодных, помогать больным и сиротам. В нашей истории есть положительные примеры того, как монастыри использовали земельные угодья. Из древнерусских патериков мы знаем, что церковные земли часто кормили не только монахов, но также многочисленных паломников и крестьян. Сегодня земли, которые может обрабатывать монастырь, вполне разумно будет ему вернуть, особенно если учесть, что многие поля заброшены. Некоторые земли уже предоставлены монастырям. На них активно трудятся иноки, инокини и монастырские рабочие, возрождая лучшие традиции отечественного сельского хозяйства. В результате обители кормят тысячи неимущих граждан. Александр Курлянд - Владыко, как Вы относитесь к православным сайтам типа "молебен он- лайн" и подобным им? - Отношусь хорошо, если, конечно, эти сайты действительно созданы храмами или монастырями. Важно, чтобы жертва на молебен или на поминовение доходила по назначению. Ведь если в ответ на эту жертву не совершается молитва, а средства идут нечестным людям, грех совершают не только эти люди, но и сам жертвователь. Прежде чем совершать пожертвование, совсем нелишне узнать, действительно ли сайт и счет принадлежат указанному храму или монастырю. То же касается и разного рода объявлений в газетах. А пользоваться "услугами индивидуальных священников" вообще не советую, поскольку среди таких много раскольников, самосвятов, лиц, лишенных сана или запрещенных в служении. Все их священнодействия безблагодатны, лишены какой-либо силы. Максим - Ваше Высокопреосвященство! Не думаете ли Вы, что увеличение роли мирян в приходских общинах и епархиальных советах сможет способствовать установлению большей каноничности управления епархиальных архиереев? Есть ли сегодня такие тенденции? Из-за безграничной и бесконтрольной власти Священноначалия церковная жизнь в некоторых епархиях – скорее пародия на Православие. - По Уставу Русской Православной Церкви в епархиальный совет входят только священники и архиерей. Это вполне соответствует церковным канонам, которые за многие века доказали свою жизненность. Роль мирян в жизни Церкви, безусловно, очень высока. Миряне участвуют в работе епархиальных собраний и приходских советов. Много мирян занимает ответственные должности в Синодальных учреждениях, преподает в духовных учебных заведениях, участвует в благотворительной деятельности, в трудах по восстановлению храмов. Все это они делают при поддержке и по благословению иерархов и духовенства, без чего их деятельность перестала бы быть подлинно церковной. Нельзя забывать, что пастырство, духовное руководство Церковью – это служение, для которого необходимы особые дары Святого Духа. С первых дней существования Церкви Христовой были люди, которых Господь выбирал для такого служения: "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова" (Еф. 4. 11-12). В 39-м Апостольском правиле говорится: "Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их". Священномученик Игнатий Богоносец писал: "Без епископа нет Церкви, где епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и соборная Церковь" ("К смирнянам", гл. VIII). Паппинен Евгений Эйнович - Ваше Высокопреосвященство! Меня как члена Русской Православной Церкви и человека, принимающего участие в приходской жизни, очень остро волнуют два вопроса. Первый: почему руководство Церкви допускает проявление религиозного радикализма и банального узколобия со стороны приходских священнослужителей, что отталкивает от приходской жизни часть искренне верующих интеллигентных людей? Почему не предпринимаются действительные меры по более жесткому отбору кадров и отсечению от служения людей необразованных, фанатичных и узко мыслящих? - В церковной жизни есть недостатки, отрицать этого нельзя. Нами, пастырями, не всегда исполняется заповедь апостола Павла: "Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4. 12). Впрочем, не надо забывать, что недостатки священнослужителей проявляют ту же греховную помраченность человеческой природы, которая не в меньшей, а иногда и в большей степени свойственна мирянам, даже самым интеллигентным и образованным. Это относится и к нетерпимости, и к нежеланию выслушать другого. Еще недавно приходилось - почти в качестве нормы, - да нередко и сегодня приходится рукополагать людей, не прошедших духовную школу и недостаточно опытных. Сейчас выдвинуто требование, чтобы ставленник имел семинарское образование. Более того, поставлена задача поднять уровень семинарий до стандарта высшего гуманитарного образования, признаваемого таковым со стороны государства. Но все же главное для священника - сочетать знания с духовным опытом и мудростью, а рассудительность - с любовью. - Второе. Как Вы считаете, целесообразно ли сегодня ставить вопрос об издании житий святых на понятном современникам языке, то есть описать жизнь этих великих людей во всей ее духовной, эмоциональной и социальной полноте, а не так, как это делалось зачастую до сих пор – в черно-белых тонах? - В начале 90-х годов был острый недостаток духовной литературы, и чтобы дать людям книги, оставалось лишь переиздать дореволюционные тексты. Другой проблемой была нехватка людей, которые бы могли квалифицированно работать над научным и популярным изданием житийной литературы. К тому же существовала и существует еще одна трудность: наши современники, недавно вышедшие из плена безбожия, склонны воспринимать святых как абсолютно идеальных личностей, которым не были свойственны грехи, ошибки, сомнения. Но ведь исследование жизни угодников Божиих назидательно для нас именно тем, что мы видим в них подобных себе людей, боровшихся с грехом и одержавших победу. Поэтому мы и следуем их примеру, и обращаемся к ним в молитве, прося помочь в тех трудах, в которых они сами преуспели в земной жизни. Адаптация житийной литературы к уровню современного читателя - это задача, имеющая большое миссионерское и пастырское значение. Впрочем, отмечу, что для знатоков древнерусской письменности творения преподобного Епифания и святителя Димитрия Ростовского – это настоящие литературные шедевры, а отнюдь не "черно-белые картинки". Просто нужно иметь верный подход и вкус к чтению таких текстов. Юрий - Каковы планы евангелизации молодежи? Не секрет, что в Православии почти нет молодых людей, а в протестантских и католических общинах их количество постоянно растет. - По-моему, вы руководствуетесь впечатлениями десятилетней давности. Совершенно не согласен, что в Православии почти нет молодежи. В храмах я постоянно вижу молодые лица. За последние годы их количество во много раз увеличилось. У нас имеется несколько православных вузов, православные гимназии и школы, издаются церковные журналы для молодых людей. Действует Синодальный Отдел по делам молодежи, который организует походы, лагеря, конференции. В мае этого года прошел Второй съезд православной молодежи. Однако Церковь на этом не останавливается: мы ищем новые методы работы с юным поколением, и молодежь к нам приходит. Могу судить хотя бы по сотрудникам Отдела внешних церковных связей, который сейчас активно пополняется людьми со средним возрастом 25 лет. Большинство их окончило светские вузы, а затем поступило в духовные учебные заведения. Юрий - Не кажется ли Вам, что Православная Церковь сегодня нуждается во внутренних реформах, чтобы вести более активную деятельность? - В церковной жизни определенные перемены происходят все время. Ведь постоянно изменяются внешние условия, в которых существует Церковь. Каждая эпоха ставит перед нами новые задачи. Церковь вынуждена на них реагировать, вырабатывать свои ответы на вопросы, поставленные временем. Поэтому "реформирование" земной формы церковного бытия происходит постоянно. Однако внутренняя духовная сущность Церкви всегда неизменна, ибо неизменен Бог. Андрей - Как Вы относитесь к вопросу коммерции в Русской Православной Церкви? - Главная задача Церкви – спасение людей и их духовное окормление. Но ей необходимо иметь и материальные средства для того, чтобы помогать бедным и обездоленным, чтобы могли существовать духовные школы, церковные издательства, православные телепрограммы и так далее. Сегодня ведутся большие восстановительные работы, реставрируются тысячи храмов и сотни монастырей. Чтобы найти на все это средства, Церковь, в соответствии со своим Уставом, может иметь приносящие доход учреждения, причем вырученные деньги не распределяются среди духовенства, а направляются только на нужды Церкви, то есть, по большому счету, возвращаются народу. Евгения - Уважаемый митрополит Кирилл, как Вы считаете, станет ли когда-нибудь Русская Православная Церковь лояльно относиться к нетрадиционным религиозным движениям? - Мы никогда не призывали ни к каким гонениям. Однако то, что нетрадиционные религиозные организации признаны и зарегистрированы государством, не лишает Церковь права оценивать их вероучение и деятельность с собственных позиций. Более того, православный христианин не вправе смотреть сквозь пальцы на заблуждения и призван Господом обличать, вразумлять и наставлять заблудших: "Если же кто не послушается слова нашего, …не сообщайтесь с ним, но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата" (2 Фес. 3. 14-15). Церковь должна относиться ко всякому человеку с любовью и состраданием, особенно если он находится на духовно ложном пути. Однако Церковь оставляет за собой право обличать ложь, тем более, если таковая рядится в религиозные одежды. Поэтому мы призываем наших соотечественников быть осторожными в контактах с подобными движениями, ибо хорошо знаем из пастырского опыта, как часто эти организации наносят вред семье и личности, душевному и физическому здоровью человека. Алексей - Скажите, Владыко Кирилл, каким уровнем образования, уровнем званий должны обладать священнослужители и миряне для духовного роста в современном мире? Возможно выяснение хоть в какой-то мере законов духовной жизни, развитие каких-то научных аспектов богословия? В наше время далеко не каждый человек ходит в храм. Это следует хотя бы из того, что храмы не могут поместить всех в воскресный день, а ведь Бог желает всем спасения. Вам не кажется, что причиной этому является низкий уровень уже существующих членов Церкви, каждого в своей мере? - Мировоззрение священнослужителей и мирян Православной Церкви должно быть прежде всего укоренено в ее вере. Особенно это касается пастырей, ведь одной из их главных обязанностей является наставление и научение верующих. Как я уже сказал, Священноначалие нашей Церкви стремится рукополагать кандидатов, получивших семинарское образование, а священнослужителям, не имеющим такового, предписывает пройти заочный курс обучения. Для религиозного образования мирян организуются воскресные и общеобразовательные школы, катехизические лектории, высшие богословские учебные заведения. Выступаем мы и за преподавание основ православной культуры в государственных учебных заведениях по свободному выбору учащихся и их родителей. Как Вы понимаете, система религиозного образования в России все еще находится в стадии становления. Ведь всего 10 лет назад у Церкви было только три центра образования: в Загорске, Санкт-Петербурге и Одессе, а общедоступные церковные школы, которых в царской России насчитывались десятки тысяч, были полностью уничтожены в период гонений. Любому пастырю небесполезно иметь представление о различных областях человеческого знания. Но в какое русло в этом случае могут быть направлены творческие силы священника, зависит от устроения его личности. Сегодня среди духовенства есть немало людей, имеющих высшее образование и даже ученые степени в медицине, философии, истории, математике, физике и так далее. Татьяна - Уважаемый Владыко! Ваша оценка нынешнего состояния православных СМИ? Спасибо. - Совсем недавно у Русской Православной Церкви было только одно периодическое издание – "Журнал Московской Патриархии". Сделано немало. За прошедшее десятилетие появились десятки церковных и религиозно-общественных журналов и газет, сотни интернет-страниц, немало теле- и радиопрограмм. У большинства из них сложился стабильный круг читателей, зрителей, слушателей. Теперь, наверное, стоит позаботиться не столько о количестве, сколько о качестве. Православные средства массовой информации должны в большей степени, чем сейчас, отличаться профессионализмом и подлинной церковностью. Надо развивать не только "внутрицерковные" СМИ, нацеленные на духовенство и приходской актив, но такие газеты, журналы, сайты и программы, которые были бы интересны самому широкому кругу современной аудитории, освещали бы весь спектр общественно значимых проблем – экономических, политических, культурных, международных. Александр Курлянд - Православные сайты - можно ли их назвать соборными? Как православный Интернет может помочь людям? - Соборность предполагает единомыслие в основах веры. Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам, что единство в духе и в мыслях свидетельствует о зрелости верующих в Господа Иисуса Христа. Однако он допускает, что разница мнений и дискуссия могут играть совершенствующую роль в домостроительстве Божием: "Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11. 19). Соборность - это диалог и общение людей, единых в главном и имеющих разные взгляды на второстепенное. С таким церковным духом не имеют ничего общего распространенные в печатных СМИ и в интернете словесные баталии – гневные, нетерпимые, сопровождаемые взаимными оскорблениями и обвинениями. Главная основа соборности – любовь. Если она есть, если присутствует забота о церковной пользе, то это исключает избрание нечистоплотных средств для привлечения внимания публики и для бурного выяснения личных отношений. Отвечая на вторую часть вашего вопроса, хотел бы подчеркнуть все возрастающую роль интернета в жизни современного человека, в том числе православного верующего. Было бы леностью и нерадением отказаться от использования этого средства для проповеди Слова Божия и корректного освещения церковно-общественной жизни. Тем более, что интернет по сравнению с газетами, журналами и особенно телевидением требует очень небольших материальных затрат. Carleton - Каково отношение Русской Православной Церкви к остальным религиям в России? Поддерживает ли она их свободную регистрацию? - Нельзя ставить в один ряд все без исключения религиозные объединения, действующие в России. С одной стороны, существуют религии и конфессии, имеющие долгую историю и сложившийся круг последователей. С другой стороны, действуют новые религиозные и псевдорелигиозные течения. Некоторые из них приносят весьма сомнительную пользу, а иногда - прямой вред личности и обществу. Не отвергая равноправия религий перед законом, оставляя государству юридическое оформление их статуса, наша Церковь полагает, что народ как главный субъект власти имеет право на избирательную поддержку отдельных религиозных организаций, а силы, предпринимающие противозаконные и безнравственные действия, должны быть остановлены. Что касается традиционных для России нехристианских религий - ислама, иудаизма, буддизма, - а также устоявшихся христианских конфессий, то у нас имеется с ними сотрудничество в религиозно-общественных трудах. Наше взаимодействие постоянно осуществляется в рамках Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ. Сергей - Здравствуйте, уважаемый Владыко Кирилл! Не могу до сих пор однозначно определить свое отношение к ИНН. Рассматривать ли ИНН как один из этапов на пути принятия печати антихриста, либо этот вопрос необходимо вывести за рамки эсхатологических дискуссий и спокойно принять индивидуальный налоговый номер? Живу я в Одессе и сейчас хочу заняться предпринимательской деятельностью, но эта проблема ставит меня в тупик, так как ИНН я не принимал. Подскажите, пожалуйста, как мне поступить в данном случае. Заранее Вас благодарю. Сергей. - Суть церковных постановлений, касающихся ИНН, состоит как раз в том, что эта проблема не относится к эсхатологической области. В Послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 4 марта 2001 года говорится: "Вопрос о том, принимать ли налоговый номер, есть дело свободного гражданского выбора, но никак не является вероисповедным вопросом". Это не означает, что Церковь подвергает сомнению учение о последних временах и печати антихриста. Просто своим соборным разумом она не видит в присвоении ИНН, как и раньше в выдаче паспортов, действий, предсказанных в Откровении святого Иоанна Богослова. Принятие ИНН не повреждает духовного строя человека, ведущего церковный образ жизни и борющегося со своими страстями. Впрочем, очень важно за эмоциональными дискуссиями об ИНН не проглядеть действительной опасности. Тотальный контроль над частной жизнью, над духовным и мировоззренческим выбором личности через привязку ее к различным техническим средствам вполне может стать грозной реальностью. Вот почему нам всем нужно хранить бдительность, чтобы не дать темным силам духовно пленить православных христиан. Филадельф - Ваше Высокопреосвященство, в наше время в городских храмах России нередко можно встретить новоначальных иноков в сане священнослужителей, на которых возложены пастырские обязанности. В связи с этим, приведите, пожалуйста, высказывания святых преподобных подвижников, где ясно бы говорилось о том, что монахам можно спасаться вне монастыря, служа пастырями на приходах в больших городах. Существует ли правило, позволяющее инокам проводить такое житие и, если да, то кем и когда данное правило было утверждено? - Как известно, святые подвижники на первое место в монашеском подвиге ставили послушание, точное исполнение которого помогает иноку избавиться от своеволия. В наставлении монахам святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: "Египетские великие Отцы утверждают, будучи изучены многими опытами, что монах, в особенности юный, будет не в силах обуздать самого похотного вожделения, если прежде не обучится умерщвлению своих волей посредством послушаний". Хотя святитель порицает самовольное отлучение из монастыря, он в то же время допускает его по указанию начальства. Добросовестное исполнение послушания с упованием на волю Божию может принести добрые плоды для подвизающегося священноинока. Благодать Святого Духа, дающаяся при рукоположении, в таинстве Священства, делает пастыря способным к любому виду священнического служения, в любом месте и при любых обстоятельствах. Мы не должны полагать пределы силе Божией, которой облекается каждый пастырь. Даже если его человеческие силы невелики, мы веруем, что Божия благодать немощное врачует и оскудевающее восполняет, как говорится в литургическом тексте, употребляемом при рукоположении. Олеся Носова - Бог в душе или Бог в храме: я знаю людей умных, добрых, милосердных, честных, обладающих всеми христианскими добродетелями, которые не торопятся в Церковь. То есть они веруют в Бога, но считают, что обращаться к Нему можно без формул (молитв) и без похода в определенное место (церковь). Как Вы считаете, соблюдение ритуалов и посещение храма обязательны ли для верующего человека? - Задача Церкви - не делать людей просто "хорошими", а вводить их в иной, горний мир, учить жить по его законам, еще будучи в этом мире. Нравственное поведение является обязательным, но, если можно так сказать, побочным плодом этого духовного восхождения. Православные христиане убеждены, что в Церкви сохраняется вера, открытая людям Самим Господом. Человек, находящийся вне Церкви, обрекает себя на одинокий путь в поисках Бога, отстраняясь от Его откровения. Добрые дела или страдания, с православной точки зрения, сами по себе не способны привести человека к духовному совершенству и к вечной жизни. Человек вообще не способен этого достичь самостоятельно, без Бога, без Его благодати, подаваемой в Таинствах и богослужениях истинной Церкви. Владислав Орлов - Что в богословском смысле означает понятие "грех народа", который "народом нашим не раскаян". Задаю вопрос в связи с расплывчатым смыслом этих штампов, которые фигурируют в разного рода церковных документах и обращениях наших иерархов по поводу убийства семьи святого страстотерпца царя Николая II. Откуда в Церкви появилось это учение о покаянии за сродников? - Действительно, в Церкви известно только личное покаяние. Но не стоит забывать и о том, что после отпадения от Бога все люди стали носителями первородного греха и одинаково требовали духовного исцеления, принесенного Господом Иисусом. Апостол Павел пишет о грехопадении Адама: "Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, …потому что в нем все согрешили" (Рим. 5. 12). Греховная атмосфера, сложившаяся в семье, коллективе, обществе, неизбежно влияет на отдельного члена. И здесь мы должны вспомнить, что покаяние есть не только исповедание грехов, но и исправление жизни, которое всегда легче совершить сообща, чем поодиночке. Более того: многие считают, что народ, оформленный в государство, представляет из себя отдельный субъект истории. Вероятно, он, как и личность, подвержен историческим ошибкам и преступлениям перед Богом. А значит, может и исправлять пред Ним свои пути. Впрочем, из этого не следует, что надо устанавливать новые "коллективные" формы покаяния, заменяющие собой церковное Таинство. Каждый человек, в том числе совершители государственных злодеяний, несут за них личную ответственность перед Богом. На Страшном Суде они не спрячутся от нее за лозунгом "всенародного раскаяния". В то же время своими преступлениями они внесли в народ огромный соблазн, разделив его на десятилетия, исказив его историческую волю. Реальные положительные изменения в нашей жизни могут произойти только тогда, когда каждый из нас и все мы осознаем совершенные преступления и неправды, а затем преодолеем их последствия, духовно и нравственно возрождая Россию. Это и будет истинным покаянием народа. Текстовая
версия пресс-конференции подготовлена
Службой коммуникации ОВЦС Московского
Патриархата и размещена на официальных
сайтах Храма Христа Спасителя (www.xxc.ru)
и
|
||||||||||