|
|
СЛОВО НА ДЕНЬ
ЯВЛЕНИЯ
ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ГОРОДЕ КАЗАНИ
ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА
28 июля 1907г.
Как всегда радостен праздник Божией
Матери!
Приветствую вас, возлюбленные братие
и сестры, христиане, с праздником
Владычицы Нашей Небесной! И не правда ли,
как знаменательно в этом году
празднование иконы Божией Матери
Казанской, Которая не раз спасала Своим
заступлением от многих бед наше
Отечество и, в частности, спасла Москву.
Не правда ли, как знаменательно это
празднование, когда вчера мы праздновали
память великой княгини преподобной
Евфросинии, этой печальницы и
молитвенницы о нашей земле Русской, а 19
июня мы творили память первого Патриарха
Иова, тоже печальника и молитвенника за
землю Русскую.
Преподобная Евфросиния жила
в тяжелое время, смутное время, время,
которое летописец называл «унылым», «скорбным»,
потому что вся Русь томилась под игом
татарским; и вот в это-то время
преподобная молила Господа Бога об
избавлении своего Отечества от татар;
старалась советами помогать своему мужу,
укреплять его и утверждать в мужестве, а
затем, после его смерти, и сыновей. После
кончины своего супруга она отказалась от
почестей великокняжеских, и, только чтобы
ее не хвалили, она носила царские одежды...
И, как всегда бывает, злоба и клевета не
замедлили коснуться и ее, – и ее стали
обвинять в нечистой жизни. И она пред
детьми, чтобы не смущать их грязными
слухами, однажды открыла часть своей
одежды – и они увидели изможденное ее
тело и поняли, какая она великая
подвижница; а затем, вскоре, она
поселилась в основанном ею Вознесенском
монастыре, сделалась монахиней и
удостоилась дара чудотворений. Так,
однажды она исцелила одного слепого,
когда шла из дворца в монастырь. Когда она
шла, то слепой стал просить исцелить его;
он так говорил: «Святая княгиня
Евфросиния, исцели меня, ведь ты сама
обещала исцелить меня; ты сегодня снилась
мне и говорила, что ты исцелишь меня». И
святая княгиня коснулась рукавом своей
одежды его глаз – и тотчас слепой
исцелился.
И преподобная Евфросиния
всегда усердно молилась Владычице нашей
Небесной и имела глубокую веру в Нее, чему
свидетелем является храм, построенный ею
в Кремлевском дворце во имя Рождества
Пресвятой Богородицы. Прошло два
столетия. Наступило XVII столетие, и в это
время, после смерти Бориса Годунова,
случилась на Руси неслыханная смута,
такая смута, которую летописец, описывая,
называет лихолетьем. Он так изображает:
тогда любовь к Отечеству иссякла во
многих, справедливость как бы исчезла с
лица земли Русской; православная вера
поколебалась, связи общественные и
семейные стали нарушаться, измена
сделалась обычным делом, а воровство,
убийство считалось как бы подвигом;
любовь к Отечеству называли презренною.
Вот такое время было тогда. И в это-то
время жил Патриарх Иов, который все
усилия употреблял, чтобы водворить мир на
Руси: он молился, он устроил чин
богослужебный, сочинял книги; он хотел
примером своей жизни показать, как надо
жить; он страдал за свою Родину. Но, видимо,
фиал гнева Божия должен был быть доведен
до конца – смута разрасталась и
разразилась появлением самозванцев.
Святой Патриарх увещевал бояр,
клятвопреступников, перебегавших на
сторону самозванца ради выгод.
Однажды он совершал
богослужение в Успенском соборе –
клятвопреступники и изменники бросились
к Патриарху, стали рвать одежды на нем;
тогда Патриарх обратился к образу
Богоматери со следующими словами: «Царица
Небесная, здесь, в этом храме, я восприял
благодать архиерейскую, здесь я надел
святую панагию с изображением Твоего
святого образа и семнадцать лет правил
паствою; ныне ереси, неверие, смуты
распространились в нашей земле – спаси и
утверди землю Русскую, укрепи
православную веру среди братий моих». Так
говорил Патриарх. Потом его в одежде
простого монаха изменники влачили по
улицам, по площадям, издевались над ним, а
затем заточили его в Старицкий монастырь.
Но вот прошло несколько времени – смута
та увеличилась. Невозможно стало жить, и
вот народ решил принести всенародное
покаяние... И вот снова вызывается
Патриарх Иов, столетний старец, в одежде
схимника, изможденный от трудов, подвигов
и неприятностей, прибыл он, как бы из
гроба восставший, чтобы примирить народ с
Небом; здесь он читал грамоту,
составленную им, в которой испрашивал
прощение грехов русскому народу; убеждал
хранить преданность вере, Царю, любовь к
Отечеству... И вот прошло с того времени
еще несколько столетий, и снова мы живем
во времена смуты, что делать? Как не
обращаться к печальникам за землю
Русскую, да умолят они Царицу Небесную, да
умиротворит Она землю Русскую, и верим –
Она услышит скорбь нашу и пламенные наши
молитвы.
О молитвенники земли Русской,
знаем мы, что вы можете умолить Господа,
знаем также, что это все попущено
Господом Богом по нашим великим грехам;
но веруем, что Он щедр и многомилостив,
что Он милость Свою простирает на всех
верующих, все покрывает любовью,
испросите нам прощение, да прекратится
смута и водворится мир и благоденствие в
нашей стране молитвами вашими и
Владычицы Нашей Небесной. Ей же честь, и
слава, и поклонение во веки веков.
Произнесено 28 июля 1907г.
Проповедь из книги:
Митрополит Трифон (Туркестанов).
Проповеди и молитвы. Материалы к
жизнеописанию / Сост. Иеромонах Афиноген (Полесский).
- М.: Сретенский монастырь; "Новая книга";
"Ковчег", 1999. - 448 с.
ДНИ
КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ
|
|
|