|
|
ДНИ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ
БОГОРОДИЦЫ
6/19 июля – Богородско-Уфимская (1621);
8/21 июля – в Москве (1612), Казани (1579), Санкт-Петербурге (1721),
Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812),
Вязниковская (1624), Каплуновская (1689), Нижнеломовская (1643), Тамбовская (1695), Тобольская (1661),
Ярославская (1588);
11/24 сентября – Каплуновская (1689);
22 октября/4 ноября – в Москве (1612).
АКАФИСТ
СЛОВО НА ДЕНЬ ЯВЛЕНИЯ
ПРЕЧИСТОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В КАЗАНИ
СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО
СЛОВО НА ДЕНЬ ЯВЛЕНИЯ ИКОНЫ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ГОРОДЕ КАЗАНИ
ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА, 28
июля 1907г.
СЛОВО НА ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ
КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА
ТРИФОНА, 22 октября 1931г.
СЛОВО В
ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ
АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА),
21 июля 1960г.
СЛОВО В
ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ
АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА),
21 июля 1961г.
СЛОВО В
ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ
АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА)
СЛОВО
НА АКАФИСТЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА, 1963г.
8/21 июля
В 1552 году Казанское ханство
было присоединено к Руси царем Иоанном
Васильвичем Грозным; началось обращение
мусульман и язычников в христисанство. В
1579 году, при Московском митрополите
Антонии, архиепископе Казанском Иеремии,
страшный пожар опустошил Казань; начался
пожар в доме купца Онучина. После пожара,
28 июня, Матроне (1),
девятилетней дочери купца, явилась во сне
Богородица и повелела возвестить
духовным и светским сановникам города,
чтобы они взяли икону Ее из недр земли, и
указала место на пепелище сгоревшего
дома родителей, где икона скрывалась.
Видение повторилось трижды. Матрона
сначала никому не говорила о своем
видении, потом рассказала своей матери,
которая сначала не обратила внимания на
слова дочери. После третьего видения
Матрона со слезами говорила матери: «я
видела во сне икону Богородицы, от лица
Которой исходило ужасное пламя,
устремлявшееся на меня и готовое сжечь
меня, и слышала голос: если ты не
поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в
другом месте, а ты погибнешь. После этого
мать с девочкой ходила к Казанским
воеводам и архиепископу Иеремии и
заставляла ее рассказывать им о бывших ей
явлениях Богоматери. Кгда они не поверили
словам Матроны, мать сама решила рыть
землю на указанном дочерью месте, чтобы
отыскать икону, но напрасно. Рыли землю и
искали икону и другие люди, и также не
нашли. Матрона сама стала копать землю и
скоро обрела св. икону Богоматери, как бы
новоначертанную, а не в земле найденную.
Явленный образ с благоговением и
радостью был извлечен из земли и
поставлен на месте, где обретен.
Немедленно к нему стеклось бесчисленное
множество народа; все с благоговейным
удивлением взирали на святыню, молились и
стремились приложиться к ней. О дивном
обретении известили архиепископа и
градоначальников. Архиепископ совершил
крестный ход к явленной иконе и с великой
честью препроводил ее в ближайший храм на
руках бывшего в то время священником
этого храма Ермогена, впоследствии
патриарха, и здесь совершил перед иконой
молебствие (2).
Сняв с нее список, а по мнению других,
подлинную, и изложив обстоятельства ее
явления и чудеса, послали в 1579 году в
Москву к царю. В 1595г. государь Феодор
Иоаннович повелел на месте явления иконы,
где прежде была деревянная церковь,
построить каменную, а также женский
Богородицкий монастырь и от себя принес
великую жертву. В этом монастыре приняли
иноческое пострижете дочь и мать,
послужившие явлению иконы. Явление
Казанской иконы Божией Матери
установлено праздновать в Казани 8 июля –
в тот день, когда мать со своею дочерью,
сподобившеюся видения, ходили к
архиепископу и начальникам города
объявить им о видении.
22 октября/4 ноября
Второй
праздник в честь Казанской иконы Божией
Матери установлен в благодарность
Богородице за избавление Москвы и России
от нашествия поляков в 1613 году. По
низведении с престола царя Василия
Иоанновича Шуйского в 1610 году, Россия
междуцарствием, расстройством
гражданского порядка, внутренней изменой
и крамолой была предана в руки
самозванцев и врагов внешних – шведов и
поляков, которые грабили, жгли города и
села, овладели Москвой и привели
Отечество на край погибели и поругания.
Народ Русский почувствовал свое унижение
и несчастье; в разных местах начали
составляться ополчения для избавления
столицы и Отечества от врагов. Тогда и
Казань выказала свое усердие к Отечеству,
особенно после бывшей в ней измены (3),
и выслала свои (в 1612 году) дружины к Москве
с образом Казанской Богоматери (4).
Ратники имели великую веру к образу
Пречистой Богородицы, от которого были
многие чудеса (5).
Прибывшие к Москве дружины со св. иконою,
помощью Небесной Заступницы, 26-го мая
отбили у поляков Новодевичий монастырь и
взяли в плен большое количество врагов (6).
Чудотворный образ пробыл с ополчением у
Москвы до зимы; обратно отпущен был с
Казанским протоиереем, и принесен в
Ярославль. В это время прибыли в
Ярославль дружины Пожарского и Минина,
шедшие к Москве из Нижнего Новгорода.
Рать пожелала иметь икону с собою, а в
Казань послали список с нее (7).
Движимые
чувством благочестия, для испрошения
помощи свыше в своем правом деле, предки
наши обратились с постом и молитвою к
Господу и Пречистой Его Матери. Всему
православному воинству и народу
заповедали тридневный пост и учредили
торжественное молитвословие (8).
Бог услышал их молитвы. Преподобный
Сергий явился Арсению, архиепископу
Елассонскому, пришедшему в Россию с
греческим патриархом Иеремиею, бывшему
потом епископом Суздальским (1612 – 1613) (9),
находившемуся в плену у поляков, и
объявил, что Господь по молитвам Божией
Матери и великих чудотворцев России —
Петра, Алексия и Ионы, в следующий день
низложит врагов и первопрестольный град
Российский возвратит православным
христианам (10).
Божественное видение скоро сделалось
известным Российскому воинству.
Ободренные воины мужественно приступили
к Москве, и в 1612г., 20 августа, снова отняли
у неприятеля Новодевичий монастырь,
который после первого освобождения его
от врагов опять был захвачен ими (11);
прогнали гетмана Хоткевича от Москвы (12);
находившихся в Москве врагов совершенно
стеснили и морили голодом (13);
22-го октября 1613г. освободили Китай-город.
Поляки, потеряв надежду удержать
остальную часть города, сами сдали Кремль
и униженно испросили у Пожарского пощады (14).
В
следующий воскресный день, в
сопровождении христолюбивого воинства,
назначили совершить крестный ход с
Казанскою иконою Богоматери на Лобное
место (15) для принесения Господу и
Пречистой Его Матери торжественного
благодарения за избавление свое от
врагов. Когда совершалось это священное
торжественное шествие, во сретение ему
вышел из Кремля архиепископ Арсений с
священным собором, неся Владимирскую
икону Богоматери, честный крест и другие
св. иконы, бывшие в плену. Узревши
чудотворную икону Богоматери, воины и
народ от умиления и радости пролили слезы
и лобызали св. изображения.
По изгнании
врагов из Москвы, князь Пожарский освятил
храм в своем приходе Введения Богородицы
на Сретенской улице в Москве, и в этом
храме поставил икону Богоматери
Казанской. Священники храма донесли царю
и великому князю Михаилу Феодоровичу о
чудесах, бывших от иконы в бою с гетманом
и при взятии Москвы. Михаил Феодорович и
мать его, великая старица инокиня Марфа
Ивановна, возымели великую веру к образу
и повелели праздновать в Москве дважды в
год и установили крестный ход. Первое
празднество и крестный ход в 8-й день июля,
когда явилась Пречистая Богородица в
Казани, а другое в 22-й день октября, когда
очистилось Московское государство.
Чудотворный образ украсил князь Дмитрий
Михайлович Пожарский, по обету своему, в
1625 году (16).
Со времени
изгнания поляков из Москвы и России и
восшествия на престол Михаила
Феодоровича, икона Казанской Божией
Матери стала семейной в царском роде.
В 1649 году, 22-го
октября, установлено совершать
празднование Казанской Богоматери во
всей России, по случаю рождения у Алексея
Михайловича наследника престола –
цесаревича Дмитрия Алексеевича, что для
России, недавно испытавшей тяжкие
бедствия от пресечения царского рода,
служило радостным залогом будущего
благоденствия. Так 29-го сентября 1649 года в
окружной царской грамоте царя и великого
князя Алексия Михайловича было написано
Маркеллу, архиепископу Вологодскому и
Великопермскому о праздновании
Казанской чудотворной иконе Пресвятой
Богородицы в 22-й день октября: «в 1613 году,
в 22-й день октября, милостию Божиею,
молитвами и заступлением Пречистыя
Владычицы нашей Богородицы Казанския
чудотворныя иконы, на память Аверкия
епископа Иерапольского чудотворца,
Московское Государство от литовских
людей очистилось, и ради сего Божия
милосердия установили праздновать
Пречистой Богородице чудотворной иконы
Казанския, в царствующем граде Москве при
отце нашем блаженныя памяти великом
Государе царе и великом князе Михаиле
Феодоровиче всея России. А в 1649 году, в 22-й
день октября, на праздник Пречистыя
Богородицы чудотворныя иконы Казанския,
во время всенощного пения, Бог даровал,
родился нам сын – Государь цесаревич
князь Димитрий Алексеевич; и мы указали
ныне праздновать в 22-й день октября
Пречистой Богородице чудотворныя иконы
Казанския, во всех городах, по вся годы.
Итак по получении сей нашей грамоты ты-б
богомолец наш в соборной церкви, со всем
освященным собором и на посаде и во всей
архиепископии в городах и уездах, и в
монастырях, и по всем церквам велел
праздновать Пречистой Богородице
чудотворныя иконы Казанския, по вся годы
октября в 22-й день, на память Аверкия,
епископа Иерапольского» (17).
В своде отечественных законов 22-й день
октября признается табельным.
Священный
памятник и свидетель изгнания поляков из
Москвы и восшествия Дома Романовых на
царский престол, в 1710 году, по повелению
Императора Петра I-го,
перенесен из Москвы в Санкт-Петербург, в
освящение этой новой столицы, и поставлен
был первоначально в центре ее, на
Петербургской стороне в Посадской улице
старого гостинного двора, в полотняной
церкви, устроенной в часовне.
Примеч. „Оклад
на образе Казанской Богоматери весьма
полюбился бывшему тогда архимандриту
Невского монастыря Феодосию. Приехав в
церковь Казанскую для осмотра порядка
церковного, он заметил, что образ
Богородичен стоит низко в иконостасе и
всякие люди к нему прикасаются, и велел
взять и отвезти его в Невский монастырь.
Но по многом времени ризу сняв, велел
поставить образ в св. воротах монастыря.
Узнав об этом, прихожане Казанской церкви
очень оскорбились. Было доложено
Императору, и он с гневом повелел
возвратить образ в прежнем окладе и
поставить на прежнем месте в Казанской
церкви„ (18).
В 1721 году образ
Казанской Богоматери перенесен в
Троицкий собор. В 1737 г., в день освящения
новоустроенной церкви Рождества
Богородицы на Невском проспекте, где ныне
Казанский собор, икона перенесена сюда и
украшена богатой золотою ризой и
драгоценными камнями от приношений Ее
Величества Императрицы Анны Иоанновны.
Ко дню освящения Казанского собора в 1811
году 15-го сентября на икону положена
новая риза, сделанная из чистого золота
превосходной работы, украшенная
драгоценными камнями и жемчугом, из
которых большая часть принесена в дар
Императрицами Мариею Феодоровною,
Елисаветою Алексеевною и Великою
Княгинею Екатериною Павловною (19).
В день освящения собора св. икона в
присутствии Императора, двора, военного
парада, при бесчисленном стечении народа,
перенесена в новоустроенный
великолепный храм.
Церковная
служба во дни празднования Казанской
иконе Богоматери 8 июля и 22 октября
совершается одна и та же. Каноны
составлены иеромонахом Игнатием. В эти
дни Церковь взывает к верующим: «притецем,
людие, к тихому сему и доброму пристанищу,
– скорой помощнице, готовому и теплому
спасению, – к покрову Девы. Ускорим на
молитву и потщимся на покаяние: источает
бо нам неоскудныя милости Пречистая
Богородица, предваряет на помощь и
избавляет от всяких бед и зол,
благонравныя и богобоящияся рабы Своя» (20).
Икона
Казанской Богоматери стала общей
святыней Казани, Москвы, Санкт-Петербурга
и всего Отечества.
Примечания:
1). Сказание о
явлении и чудесах иконы Казанской
Богоматери составлено Гермогеном,
митрополитом Казанским и Астраханским, и
хранится в синодальной (патриаршей)
библиотеке под № 982; есть также в рукописи
Румянцевского музеума, под № 364; в Им. Биб.
в хранилище Погодина рукописи под № 792 и
№ 934. О первой рукописи замечено, что она написана через 15 лет
по явлении иконы самовидцем. Пролог 8 июля.
2). Москвит. 1850 г.,
отд. III, стр.8 – 9.
3). Карамз. истор. т. ХII, гл. 4, измена Казани.
4). Никонова летоп. т. VII, стр. 167.
5). Там же, стр. 209.
6). Там же, стр. 167. Примеч. 750 к ХII
т. Истор. госуд. Российск.
7). Там же, стр. 209. Из этого
обстоятельства можно догадываться, что с
ратью Пожарского осталась подлинная
икона. Если бы последняя была в Казани,
для чего же посылать туда список?
8). Ник. летоп. кн. VII, стр.172.
9). Историческое сказание о
Суздале.
10). Ник. лет. VIII, стр. 189. Лет. о
мятежах, стр. 231.
11). Ник. лет. кн. VIII, стр. 191.
Примеч. 823 к истор. Рос. госуд.
12). Ник. лет. кн. VIII, стр. 193.
13). Там же, стр. 196.
14). Ник. лет. VIII, стр. 196.
15). Т. е. возвышенное среди
Москвы место народных собраний. См.
Памятники Московской древности.
16). Ник. лет. стр. 209.
17). Древн. Вивлиоф. VIII, стр. 148 и д. Акты археограф.
экспедиц. IV,
61.
18). Из рукописи о государе
Петре I-м,
напечатанной в Русских анекдотах Глинки.
Москва, 1820 года, часть I.
19). Все украшения на иконе
ценятся более 30 000 руб. сер. Материалы 1841
года о Санкт-Петербургской губернии.
20). Кондак
праздника.
Подробнее
о Казанской иконе Богородицы (http://kzn-icon.narod.ru/menu_fr.htm)
(Историческая
справка о Днях Казанской иконы Пресвятой
Богородицы подготовлена на основе книги протоиерея
Г.С. Дебольского «Дни Богослужения
Православной Церкви», т. 1, репринтное
воспроизведение 1996г. издания 1901г.)
|
|
|