WWW.ХХС.RU \ БИБЛИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ \ ПРОГРАММА ВОССОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ ЖИВОПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (МЕТОДИКА)
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

_БИБЛИОГРАФИЯ_И_ПУБЛИКАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОССОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ ЖИВОПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

До настоящего времени сведения о воссоздании утраченных росписей в храмах на научной основе отрывочны, разрозненны и малодоступны, что не позволяет широкому кругу специалистов приобщиться к накопленному опыту.

При исследовании немногочисленных научных отчетов реставраторов, докладов и статей наряду с успехами явно просматривается отсутствие обобщения имеющегося практического опыта и теоретической обоснованности в действиях реставраторов. Часто этот вид деятельности отдается на бесконтрольный откуп случайным малограмотным людям с низкой квалификацией.

Отсутствие четкой концепции, объединяющей интересы церкви и научной реставрации, часто приводит к принятию и осуществлению ошибочных решений, что значительно снижает эстетические особенности и функциональную адресность этого вида воссозданной стенописи.

При составлении методики автором учитывалась очевидная необходимость более глубокого, специального рассмотрения теоретических и практических проблем, связанных с этим видом работ, как при реставрации, так и при вновь создаваемой росписи, и особенно, росписи ранее утраченной.

Сложностью воссоздания росписи Храма Христа Спасителя является то, что первоначально она выполнялась художниками имеющими собственные, т.е. не единые взгляды на особенности церковной живописи и отдельные ее элементы. Часто опущены значения символов. Не соблюдаются каноны в цвете одежд (например, апостолов). Присутствие предметов в композиции не всегда несет информацию о времени и месте события. Не использован вековой опыт, накопленный древнерусскими мастерами не только в технике росписи, но и в подготовке основы под роспись.

Анализ основных ошибок при воссоздании
ранее утраченных росписей
.

Воссоздание ранее утраченных росписей - это особый коллективный процесс, который ярче чем любой другой вид творчества позволяет выявить эстетическую, осмысленную деятельность каждого художника как создателя, которая в этом случае не может основываться на интуитивном чувстве творческого художника.

Однако, часто все процессы и накопленный опыт творческого создания росписи на стене или холсте почти автоматически, без изменения собственной техники живописи и учета поставленной задачи, переносится и на этот вид творческой деятельности.

Анализ публикаций показал - неподконтрольное творчество, особенно коллективное, ведет к воспроизведению визуальной части композиции и поверхностное знание техники и технологии авторской живописи. Такое творчество называют подделкой или фальсификацией.

Настоящая концепция методической направленности воссоздания авторской росписи предусматривает воспроизведение не визуальной части композиции, а мысли художника.

Цель достигается путем анализа мысли художника с последующим ее изложением в технике живописи, близкой к авторской. Композиция при этом рассматривается как система. А все предметы - одежда, обувь, пейзаж, особенности техники и т.д. - это структуры, образующие эту систему. В свою очередь, например, обувь - это тоже система, состоящая из заклепок, пряжек, застежек, завязок, которые выполняют определенные функции и являются структурами по отношению к этой системе. В композиции они характеризуют, например, время, место действия, культуру народа и т.д.

Как видно, каждый предмет или структура имеет свое четкое назначение. Поэтому у художника в композиции бывает столько предметов, сколько их необходимо для раскрытия замысла. Анализ роли этих структур, их взаимоотношения, значимость и целесообразность введения в композицию. Анализ роли этих структур и есть анализ мысли художника.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: для достижения положительного результата при коллективном творчестве необходима четкая концепция воссоздания авторской живописи, содержащая единую схему функционального анализа и контроль коллективного творчества.

Концепция

1. Вновь воссоздаваемая роспись - это новый предмет со всеми признаками авторской живописи, заключающий в себе информацию об основных особенностях техники, технологии и манере воссоздавае-мого автора.

2. Воссоздание убранства Храма - это воссоздание системы, состоящей из структур ее составляющих, т.е. суммирование историко-документальных, культурно-исторических и художественных особенностей оригинала.

3. Стенопись на вновь возведенных стенах превращается в сложную многофункциональную систему, состоящую из взаимоотношений в пространстве материалов различных по своим физическим и химическим свойствам, которые необходимо соединить в единый организм, способствующий сохранению создаваемой росписи.

4. Воссоздаваемая роспись рассматривается как функциональная система, при создании которой эстетическая деятельность художников подчинена выявлению всех возможных информационных моментов, заключенных в авторской живописи, в ее технике и технологии. По окончании работ воссозданная живопись должна быть максимально адекватна показаниям, полученным при изучении сохранившихся документальных сведений о первоначальной росписи Храма.

5. Подконтрольность. Контроль осуществляется Общественным наблюдательным Советом по воссозданию Храма Христа Спасителя и Координационной группой специалистов, которые разрабатывают и контролируют методическую и технологическую направленность воссоздаваемой росписи Храма.

Изложенную концепцию невозможно осуществить на практике без руководства в виде схемы функционального анализа, единого для всех групп художников, участвующих в воссоздании росписи.

При таком подходе появляется возможность воссоздать не только авторскую живопись, но и церковную концепцию богословия - "вместе с верой достижение Богообщения". Достичь реального соотношения воссоздаваемого образа и первообраза.

Схема функционального анализа

Основные задачи функционального анализа изложены в виде схематической мыслительной программы, определяющей последовательность воссоздания росписи. При использовании программы появляется возможность путем обобщения теоретического и практического познания особенностей живописи воссоздаваемого автора выделить из многофункциональной системы композиции структуры, составляющие эту систему, определить их роли, отношения и связи. Фиксируется заданное состояние живописи. Выражаются конечные и промежуточные цели. Используя эскизы, путем моделирования, формируется образ будущей росписи, что позволяет судить как о конечных, так и о возможных ее состояниях. Планировать мероприятия, сводящие к минимуму нежелательные побочные явления в процессе эксплуатации Храма в переменных температурно - влажностных режимах. Обосновывать целесообразность принятия тех или иных решений.

Структура функционального анализа содержит 10 пунктов, изложенных в виде схемы с краткой расшифровкой.

1. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ЗАДАНИЯ НА ВОССОЗДАВАЕМУЮ ЖИВОПИСЬ - выдвижение промежуточных и конечных целей; фиксируется настоящее и заданное состояние росписи, изучается предыстория, периоды и этапы творчества воссоздаваемого художника.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАДАНИЯ - преобразование исходных представлений о росписи на основе заданных промежуточных и конечных целей:
    а) четкое формулирование и обоснование возможных решений поставленного задания;
    б) выделение основных видов информации, представляющих интерес при воссоздании живописи конкретного художника;
    в) предвидение ближайших и отдаленных побочных явлений;
    г) планирование мероприятий, сводящих к минимуму нежелательные побочные результаты.

3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СИСТЕМЫ - выделение и анализ структур, образующих систему композиции воссоздаваемого автора, с целью познания технологического и психологического процессов создания картины:
    а) психологический анализ картины и персонажей;
    б) анализ закономерностей творческого процесса;
    в) идейность;
    г) монументальность;
    д) определение роли отдельных персонажей в системе росписи Храма.

4. СОЗДАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА УБРАНСТВА ХРАМА - теоретическое воспроизведение функционального образа интерьера в виде целостной системы (сумма условий - система решений):
    а) логические выводы на основе научных знаний о функциональных особенностях составных частей убранства;
    б) фиксация свойств отдельных материалов (обратимость, совместимость, светостойкость, долговечность и т.д.);
    в) выявление функциональных связей, позволяющих судить как о действительных, так и возможных состояниях стенописи в переменно-влажностных режимах.

5. МОДЕЛИРОВАНИЕ - проработка в материале сущности отдельных составных частей росписи:
    а) изготовление эталонных штукатурок и покрасок;
    б) моделирование и анализ функциональных слоев основания под роспись;
    в) моделирование и анализ особенностей различных живописных техник и материалов для обоснования избранного вида росписи;
    г) компьютерное моделирование композиций в пространстве Храма.

6. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ - обоснование функциональной оправданности выпол-нения отдельных видов работ:
    а) анализ технологичности отдельных этапов для определения затраты времени;
    б) анализ технико-экономических обоснований применяемых материалов и инструментов;
    в) необходимое количество художников и их квалификация.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕДАКЦИЯ СОБРАННЫХ МАТЕРИАЛОВ - оценка полученных знаний и исключе-ние ненужных побочных сведений.

8. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭСКИЗОВ - на основании собранного материала обоснованное изложение программы действий.

9. УТВЕРЖДЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО МАТЕРИАЛА - оценка изложения в материале теоретических, научных и практических знаний, составляющих целостную систему росписи, соответствующей полученному заданию.

10. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ - выполнение в материале системы знаний, полученных в результате функционального анализа.

Концепция воссоздания живописи в интерьере Храма.

Назад, в оглавление.