WWW.ХХС.RU \ БИБЛИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ \ ПРОГРАММА ВОССОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ ЖИВОПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (МЕТОДИКА) |
_БИБЛИОГРАФИЯ_И_ПУБЛИКАЦИИ |
КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОССОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ ЖИВОПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ До настоящего времени сведения о воссоздании утраченных росписей в храмах на научной основе отрывочны, разрозненны и малодоступны, что не позволяет широкому кругу специалистов приобщиться к накопленному опыту. При исследовании немногочисленных научных отчетов реставраторов, докладов и статей наряду с успехами явно просматривается отсутствие обобщения имеющегося практического опыта и теоретической обоснованности в действиях реставраторов. Часто этот вид деятельности отдается на бесконтрольный откуп случайным малограмотным людям с низкой квалификацией. Отсутствие четкой концепции, объединяющей интересы церкви и научной реставрации, часто приводит к принятию и осуществлению ошибочных решений, что значительно снижает эстетические особенности и функциональную адресность этого вида воссозданной стенописи. При составлении методики автором учитывалась очевидная необходимость более глубокого, специального рассмотрения теоретических и практических проблем, связанных с этим видом работ, как при реставрации, так и при вновь создаваемой росписи, и особенно, росписи ранее утраченной. Сложностью воссоздания росписи Храма Христа Спасителя является то, что первоначально она выполнялась художниками имеющими собственные, т.е. не единые взгляды на особенности церковной живописи и отдельные ее элементы. Часто опущены значения символов. Не соблюдаются каноны в цвете одежд (например, апостолов). Присутствие предметов в композиции не всегда несет информацию о времени и месте события. Не использован вековой опыт, накопленный древнерусскими мастерами не только в технике росписи, но и в подготовке основы под роспись. Анализ основных ошибок
при воссоздании Воссоздание ранее утраченных росписей - это особый коллективный процесс, который ярче чем любой другой вид творчества позволяет выявить эстетическую, осмысленную деятельность каждого художника как создателя, которая в этом случае не может основываться на интуитивном чувстве творческого художника. Однако, часто все процессы и накопленный опыт творческого создания росписи на стене или холсте почти автоматически, без изменения собственной техники живописи и учета поставленной задачи, переносится и на этот вид творческой деятельности. Анализ публикаций показал - неподконтрольное творчество, особенно коллективное, ведет к воспроизведению визуальной части композиции и поверхностное знание техники и технологии авторской живописи. Такое творчество называют подделкой или фальсификацией. Настоящая концепция методической направленности воссоздания авторской росписи предусматривает воспроизведение не визуальной части композиции, а мысли художника. Цель достигается путем анализа мысли художника с последующим ее изложением в технике живописи, близкой к авторской. Композиция при этом рассматривается как система. А все предметы - одежда, обувь, пейзаж, особенности техники и т.д. - это структуры, образующие эту систему. В свою очередь, например, обувь - это тоже система, состоящая из заклепок, пряжек, застежек, завязок, которые выполняют определенные функции и являются структурами по отношению к этой системе. В композиции они характеризуют, например, время, место действия, культуру народа и т.д. Как видно, каждый предмет или структура имеет свое четкое назначение. Поэтому у художника в композиции бывает столько предметов, сколько их необходимо для раскрытия замысла. Анализ роли этих структур, их взаимоотношения, значимость и целесообразность введения в композицию. Анализ роли этих структур и есть анализ мысли художника. Из сказанного можно сделать следующий вывод: для достижения положительного результата при коллективном творчестве необходима четкая концепция воссоздания авторской живописи, содержащая единую схему функционального анализа и контроль коллективного творчества. Концепция 1. Вновь воссоздаваемая роспись - это новый предмет со всеми признаками авторской живописи, заключающий в себе информацию об основных особенностях техники, технологии и манере воссоздавае-мого автора. 2. Воссоздание убранства Храма - это воссоздание системы, состоящей из структур ее составляющих, т.е. суммирование историко-документальных, культурно-исторических и художественных особенностей оригинала. 3. Стенопись на вновь возведенных стенах превращается в сложную многофункциональную систему, состоящую из взаимоотношений в пространстве материалов различных по своим физическим и химическим свойствам, которые необходимо соединить в единый организм, способствующий сохранению создаваемой росписи. 4. Воссоздаваемая роспись рассматривается как функциональная система, при создании которой эстетическая деятельность художников подчинена выявлению всех возможных информационных моментов, заключенных в авторской живописи, в ее технике и технологии. По окончании работ воссозданная живопись должна быть максимально адекватна показаниям, полученным при изучении сохранившихся документальных сведений о первоначальной росписи Храма. 5. Подконтрольность. Контроль осуществляется Общественным наблюдательным Советом по воссозданию Храма Христа Спасителя и Координационной группой специалистов, которые разрабатывают и контролируют методическую и технологическую направленность воссоздаваемой росписи Храма. Изложенную концепцию невозможно осуществить на практике без руководства в виде схемы функционального анализа, единого для всех групп художников, участвующих в воссоздании росписи. При таком подходе появляется возможность воссоздать не только авторскую живопись, но и церковную концепцию богословия - "вместе с верой достижение Богообщения". Достичь реального соотношения воссоздаваемого образа и первообраза. Схема функционального анализа Основные задачи функционального анализа изложены в виде схематической мыслительной программы, определяющей последовательность воссоздания росписи. При использовании программы появляется возможность путем обобщения теоретического и практического познания особенностей живописи воссоздаваемого автора выделить из многофункциональной системы композиции структуры, составляющие эту систему, определить их роли, отношения и связи. Фиксируется заданное состояние живописи. Выражаются конечные и промежуточные цели. Используя эскизы, путем моделирования, формируется образ будущей росписи, что позволяет судить как о конечных, так и о возможных ее состояниях. Планировать мероприятия, сводящие к минимуму нежелательные побочные явления в процессе эксплуатации Храма в переменных температурно - влажностных режимах. Обосновывать целесообразность принятия тех или иных решений. Структура функционального анализа содержит 10 пунктов, изложенных в виде схемы с краткой расшифровкой. 1. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ЗАДАНИЯ НА ВОССОЗДАВАЕМУЮ ЖИВОПИСЬ - выдвижение промежуточных и конечных целей; фиксируется настоящее и заданное состояние росписи, изучается предыстория, периоды и этапы творчества воссоздаваемого художника. 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ЗАДАНИЯ - преобразование исходных представлений
о росписи на основе заданных промежуточных и
конечных целей: 3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СИСТЕМЫ
- выделение и анализ структур, образующих систему
композиции воссоздаваемого автора, с целью
познания технологического и психологического
процессов создания картины: 4. СОЗДАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗА УБРАНСТВА ХРАМА - теоретическое
воспроизведение функционального образа
интерьера в виде целостной системы (сумма
условий - система решений): 5. МОДЕЛИРОВАНИЕ - проработка
в материале сущности отдельных составных частей
росписи: 6. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ
АНАЛИЗ - обоснование функциональной
оправданности выпол-нения отдельных видов работ: 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕДАКЦИЯ СОБРАННЫХ МАТЕРИАЛОВ - оценка полученных знаний и исключе-ние ненужных побочных сведений. 8. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭСКИЗОВ - на основании собранного материала обоснованное изложение программы действий. 9. УТВЕРЖДЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО МАТЕРИАЛА - оценка изложения в материале теоретических, научных и практических знаний, составляющих целостную систему росписи, соответствующей полученному заданию. 10. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ - выполнение в материале системы знаний, полученных в результате функционального анализа. Концепция воссоздания живописи в интерьере Храма. |
||||||||||