ПРИГЛАШЕНИЕ, О КОТОРОМ ТАК ДОЛГО И
УПОРНО ТВЕРДИЛИ НЕ СОСТОЯЛОСЬ
5 июня 2000 года в Ватикане состоялась встреча
Президента России В. В. Путина и Римского Папы
Иоанна-Павла II. Этой встрече предшествовала
беспрецедентная кампания в ведущих российских
СМИ, в первую очередь телевизионных, в ходе
которой настойчиво утверждалось, что вопрос о
приглашении Путиным Римского Папы в Москву
окончательно решен. Целью этой необычайно
агрессивной кампании было убедить
общественность и, по-видимому, самого Президента,
что приезд Папы в Москву - это единственно
правильное и давно назревшее решение,
препятствием которому сулит лишь упрямое
нежелание Патриарха видеть в Москве Римского
Понтифика.
Вечером 5 июня, после окончания встречи, в
официальных сообщениях о приглашении ничего
сказано не было, а на следующее утро в
информационных выпусках дикторы растерянно
констатировали, что вопрос о приезде Папы в
столицу России даже не поднимался. В ходе часовой
беседы в библиотеке Ватикана В. В. Путин
рассказал своему высокому собеседнику о Москве и
даже подарил роскошный альбом с фотографиями
столь вожделенного для Папы Кремля, куда нога
Иоанна-Павла II, судя по всему, уже не ступит. Так
же, как не случилось этого с его
предшественниками.
Известно, что Папа очень ждал этого приглашения.
Приезд в Москву стал заветной мечтой
престарелого Понтифика, и надо сказать, что эту
мечту он ни от кого не скрывал.
Вся история Российского государства - начиная с
крестового похода ливонских рыцарей в 1242 году и
вплоть до ХХ века, когда Ватикан и большевизм, а
потом Ватикан и гитлеровский фашизм выступили
как союзники, - наполнена непрекращающимися
попытками Католической Церкви подчинить себе
непокорную православную Россию (подробнее об
этом вы можете прочесть в опубликованных ниже
аналитических заметках). Покорение России стало
настоящей "идеей фикс" для Римского
Престола. Особенно ярко это проявилось в период
последнего понтификата. Во второй половине ХХ
века мысль о сближении Православной Церкви и
Рима находила сочувствие даже среди части
русского духовенства. Но постепенно даже
либеральные и вполне экуменически настроенные
церковные деятели стали понимать истинные цели
Ватикана. Вот что писал в 1998 году далеко не
консервативный иерарх, всю жизнь проживший на
Западе, митрополит Антоний (Блюм): "Пора нам
осознать то, что Рим думает только о "поглощении"
Православия. Богословские встречи и "сближения"
на текстах никуда нас не ведут. Ибо за ними стоит
твердая решимость Ватикана поглотить
Православную Церковь".
Если для Ватикана приезд Папы в Москву - это
исполнение многовековой мечты, то для России он
означал бы падение последнего бастиона все еще
остающейся духовной независимости Российского
государства и новый этап развала страны. Именно
поэтому многие не только на Западе, но и в Москве
ждали этого визита и делали все, чтобы он
состоялся.
То, что Путин не пригласил Папу в Москву, можно
оценить как Поступок с большой буквы.
Благожелательность Папы - непременный пропуск
для вступающего на большую шахматную доску
мировой политики, пропуск в сферы, где о тебе из
Рима подтверждается: "Это - наш, с ним можно
иметь дело". Другой вопрос - кем новичок будет в
этих "сферах": лихим ковбоем или дойной
коровой. Последние пятнадцать лет за честь
пребывания нашего лидера в "великолепной
восьмерке" мы расплачивались статусом буренки-рекордсменки,
которую усердно выдаивают джентльмены в
смокингах, под благосклонным взглядом Римского
старца. Но эта идиллия, по всей видимости,
закончилась.
Путин пренебрег благожелательностью Папы, и это,
конечно же, не останется ни для кого незамеченным.
Для Запада это знак, что времена "приятного во
всех отношениях" Михаила Сергеевича и
всеобщего "друга Бориса" прошли, а русская
корова направилась в родное стойло. Для России -
то, что отныне новый глава государства не только
глубоко понимает исторические интересы своей
страны, но и ставит их выше личных сиюминутных
выгод. Кроме того, Президент показал, и уже не в
первый раз, что, отстаивая свое решение, он может
справиться как с давлением всемогущей "четвертой
власти", так и с интригами своего разнородного
окружения.
Но поступок Путина вдвойне мужественный, если
сравнить его с тем, как вели себя в подобных
ситуациях предшественники нынешнего Президента.
Они, мудрые, не хотели портить отношения ни с
Папой, ни с мировой элитой, ни с Патриархом, ни с
собственным православным народом. И Горбачев, и
Ельцин делали Папе официальное приглашение, а
потом валили все на Патриарха: он-де
категорически против визита, он-де вспоминает и
ливонцев, и унию, и нынешний кровавый погром
православных на Украине, понимаешь!.. Точно так же
мог бы поступить и Путин. Но поступил он не хитро,
а благородно, вызвав огонь критики на себя,
защитив от нее Патриарха. И это благородство,
конечно же, в ближайшее же время не преминут
осмеять многие журналисты, но его с
благодарностью оценит православная Россия.
Архимандрит Тихон (Шевкунов),
"Православие 2000"
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев