zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 21-22

В.И. ПЕТРУШКО, кандидат богословия

ПОЧЕМУ ПРЕЗИДЕНТ ПУТИН НЕ ПРИГЛАСИЛ ПАПУ РИМСКОГО В РОССИЮ?

Итак, прогнозы СМИ не оправдались - Президент Путин так и не пригласил папу Римского посетить Россию. Как и следовало ожидать, предвкушающие эпохальное приглашение репортажи из Рима быстро сменились дружным хором голосов, порицающих мнимых виновников крушения журналистских надежд - прежде всего Патриарха Алексия и Священноначалия Русской Православной Церкви. Церковь обвиняют в нежелании содействовать воплощению в жизнь идеи папского визита в Москву. Однако, в прессе почему-то даже не обсуждается вопрос о возможных негативных последствиях приезда понтифика в Россию - СМИ принимают как аксиому, что этот визит неслыханно облагодетельствует Россию. Ни один журналист в ходе визита В.В.Путина так и не удосужился задуматься над вопросом: а может быть нежелание Московской Патриархии видеть Иоанна Павла II в Белокаменной имеет под собой веские основания? Похоже, что только глава Российского государства трезво оценил, чем может обернуться для нас возможный приезд папы. Попробуем представить, чем же все-таки руководствовались Патриарх и Президент, так и не внявшие голосу "четвертой власти", с необъяснимой настойчивостью требовавшей пригласить главу католической церкви в российскую столицу.
Патриарх Алексий неоднократно (в последний раз в мае, во время пресс-конференции в Российском посольстве в Токио) заявлял о том, что в настоящее время встреча Его Святейшества с римским понтификом невозможна ввиду множества неразрешенных проблем между Русской Православной Церковью и католической церковью. Патриарх Алексий отмечал, что встреча между ним и папой римским не должна носить характера парадного мероприятия без конкретных результатов. По мнению Патриарха, она должна принести ощутимые изменения к лучшему в отношениях между Ватиканом и Русской Православной Церковью. Однако пока что этого до сих пор не наблюдается: католическая церковь продолжает вести себя крайне недружелюбно и неуважительно по отношении к Православной Церкви, которую лишь на словах называет "Церковью-сестрой".
В подобных условиях приглашение посетить Россию, направленное Президентом России папе, поставило бы Предстоятеля Русской Православной Церкви и ее иерархов в крайне неудобное и двусмысленное положение, что с неизбежностью отозвалось бы на столь успешно развивающихся отношениях Церкви и государства.
Приглашение папе посетить Россию, если таковое было направлено Президентом Иоанну Павлу II, без сомнения вызвало бы непонимание и резко отрицательное отношение со стороны абсолютного большинства православных верующих России (а это как минимум несколько десятков миллионов человек, если даже не принимать во внимание людей, крещенных в Православной Церкви, но не участвующих в церковной жизни). Приезд папы-поляка в Москву, некогда поруганную и сожженную поляками-католиками, будет воспринят православными русскими людьми как жестокая пощечина их религиозно-патриотическим чувствам. Исторический опыт показывает, что Россия всегда видела в римском католицизме источник новых бед и нестроений (достаточно вспомнить агрессию Ливонского ордена на Новгородско-Псковских землях при св. Александре Невском, попытку насаждения Флорентийской унии в XV веке, трагедию Смутного времени начала XVII века, насаждение Брестской унии, гонения на православных в захваченных Польшей западно-русских землях в XVI-XVIII вв., теплые отношения Ватикана с богоборческой властью после Октябрьского переворота 1917 г. и т.д.). Исторически Ватикан воспринимался русским сознанием как недруг, и подобное восприятие католицизма сохранилось в ментальности русского народа, в том числе и большинства тех его представителей, которые в настоящее время достаточно далеки от Церкви. Нельзя также не принимать во внимание и того, что вопрос о католицизме в России всегда был сопряжен с польским вопросом. Традиционное историческое противостояние России и Польши всегда накладывало отпечаток на отношение русского народа к латинству. Это актуально и сегодня, когда с одной стороны, отношения между Россией и Польшей далеки от оптимальных, а с другой - польский элемент в российском католицизме продолжает доминировать.
Кроме того, большинство верующих вообще резко не приемлет никаких экуменических инициатив, видя в них попрание православной традиции и вредное воздействие уже практически полностью дехристианизированного западного сознания. Наконец, нельзя не видеть, что папа в сознании многих россиян сегодня воспринимается как символ, олицетворение того самого Запада, недружелюбие которого к современной России имеет столь много проявлений в последнее время и который многими нашими согражданами видится причиной тяжелого положения нашего Отечества.
Говоря об идее визита папы римского в Москву, необходимо максимально объективно оценить итоги папских визитов в другие страны с преимущественно православным населением - Румынию и Грузию. Прежде всего следует отметить, что в обоих случаях государственные власти фактически принудили Священноначалие Румынской и Грузинской Поместных Православных Церквей направить со своей стороны приглашение папе. Это оставило очень тягостное впечатление среди народа церковного. И если в Румынии, где большинство населения выступает за интеграцию в европейские структуры и НАТО, папский визит встретил более спокойное отношение, то этого нельзя сказать о Грузии. Подавляющее большинство верующих этой страны отнеслось к папскому визиту негативно. Имели место митинги протеста, сбор подписей против визита, открытые письма и т.д. Негативным было и истинное отношение Священноначалия Грузинской Церкви к приезду папы: не секрет, что Католикос Илия II дал свое согласие на визит папы в Тбилиси только под неприкрытым давлением со стороны президента Шеварднадзе. Но даже несмотря на это во время визита имел место целый ряд моментов, когда возникали поистине скандальные ситуации, никак не способствовавшие улучшению взаимопонимания между православными и католиками. Так, Католикос-Патриарх Илия открыто призвал православных ни в коем случае не приходить на папскую мессу во дворец спорта в Тбилиси. А во время посещения кафедрального храма Светицховели папе, пожелавшему войти в алтарь собора, было в этом отказано на основании православных канонов.
Наконец, если оценивать итоги этих визитов, то следует признать, что они имели минимум положительных политических последствий для государств, которые посетил папа, и были отрицательными для Православных Церквей этих стран. Кроме эффектных встреч с папой, несколько повышающих рейтинг, политики не получили практически ничего. В то же время в Румынии после папского визита еще более осложнилась проблема местных греко-католиков, требующих пересмотра церковной собственности. В Грузии же папский визит способствовал укреплению положения местных раскольников-радикалов, стоящий в правой оппозиции по отношению к Католикосу Илие и критикующих его за участие в экуменических акциях. Кроме того, уже на второй день визита в Грузию папа объявил об учреждении в этой стране католической епископской кафедры, что, разумеется, многократно усилит прозелитическую активность Ватикана в этом регионе.
В ряде других стран, где со стороны политиков также возникала идея приглашения папы римского, Священноначалие местных Православных Церквей очень трезво смотрит на возможные отрицательные последствия папского визита, а потому выступает против подобных контактов. В частности, в Греции о категорическом нежелании видеть здесь римского понтифика резко заявили архиепископ Афинский и всея Греции Христодул и Священный Синод Элладской Православной Церкви. Недавно о нежелательности приезда папы в Болгарию заявил от имени Болгарской Православной Церкви митрополит Доростольско-Червенский Неофит.
Говоря о причинах, которые, как заявлял Святейший Патриарх Алексий, препятствуют встрече Его Святейшества с папой, прежде всего следует отметить продолжающийся прозелитизм католиков в России. Поведение католической церкви на канонической территории Русской Православной Церкви можно образно характеризовать как "духовное мародерство". Пользуясь невероятными сложностями, с которыми Православная Церковь сталкивается в постсоветской России, пытаясь преодолеть духовный вакуум, оставшийся в наследство от коммунистического периода отечественной истории, Ватикан торопится соблюсти в нашей стране исключительно свои корыстные цели. Имея гигантские финансовые возможности, давно отработанные методы миссионерской деятельности, развитую информационную сеть, католическая церковь вместо того, чтобы оказать всемерную поддержку "сестре" - Русской Православной Церкви - занимается духовно-нравственным грабежом на ее каноническом пространстве. Это беззастенчивое использование трудностей сегодняшнего дня весьма напоминает широко известные планы Ватикана в отношении Октябрьской революции, которую католическая церковь радостно приветствовала и надеялась использовать антиправославную деятельность большевиков в целях распространения своего влияния в России.
Как пример активной прозелитической деятельности Ватикана в России прежде всего следует указать имевшее место в минувшем 1999 году двукратное увеличение епархиальных структур католической церкви в России и образование Епископской конференции католических иерархов России. Подобными шагами Ватикан беспардонно попирает традиционно существовавшие между Московским Патриархатом и католической церковью нормы отношений: в соответствии с ними Русская Православная Церковь из уважения к Ватикану до сих пор деликатно избегает поставления православного епископа (хотя бы и титулярного) на территории Италии, несмотря на то, что потребность в этом есть и становится все более ощутимой в последние годы. В то же самое время католики поставили в России уже четырех епископов. И хотя в настоящее время католические епархии в России формально именуются "апостольскими администратурами", de fakto это уже полноценные епархиальные структуры. Причем, бывший нунций Ватикана в России архиепископ Джон Буковски незадолго до своего отъезда из Москвы на одной из пресс-конференций сообщил, что в ближайших планах Ватикана - именно создание настоящих католических епархий в России.
Обращает на себя внимание и такой примечательный факт: нынешний католический епископ, возглавляющий администратуру Запада Сибири, - Иосиф Верт - является членом "Общества Иисуса" - ордена иезуитов. Между тем устав ордена категорически воспрещает иезуитам занимать епископские кафедры, за исключением тех, которые представляют для католической церкви исключительный интерес в плане миссионерской деятельности. Иезуиты в настоящее время чрезвычайно активны на территории России. Высокопоставленным иезуитом является нынешний секретарь епископской конференции России Станислав Опеля. Иезуиты создали в Москве свое высшее учебное заведение - философский факультет. Они чрезвычайно активны в Московском университете, особенно на факультете журналистики. Внедрившись в структуры Новосибирского университета иезуиты развернули здесь масштабную прозелитическую деятельность. Ее плодами стало по сути превращение Новосибирска в крупнейший центр католицизма в России - здесь за несколько последних лет построены кафедральный костел, семинария, налажен выпуск газеты, регулярно проводятся миссионерские съезды католического духовенства и монашествующих.
С каждым днем все более увеличивается число священников и мирян приезжающих в Россию для миссионерской деятельности. Их количество абсолютно неадекватно числу верующих католиков - здесь налицо именно прицел на дальнейший прозелитизм. Ссылки католической стороны на то, что просветительская работа ведется исключительно среди представителей тех народностей, которые традиционно исповедуют католицизм (поляки, немцы, чехи и т.д.) - абсолютно необоснованны. С одной стороны, большая часть представителей этих народов, проживающих в России естественным образом ассимилировалась за время жизни нескольких поколений. С другой стороны, показательно, что подавляющее большинство прихожан в католических костелах - это русские и представители иных некатолических народностей. О методах их привлечения в лоно католицизма свидетельствует, например, деятельность монахов-салезиан в г. Алдан (Якутия): здесь построен целый центр, куда местное население привлекают регулярными раздачами гуманитарной помощи, бесплатной литературы, разного рода культурными мероприятиями. Естественно, что обнищавшие, как и весь народ России, вынужденные тратить огромные средства на восстановление порушенных старых и строительство новых храмов, православные приходы как правило не в состоянии конкурировать с активностью католиков в социальной сфере. Это особенно заметно в отдаленных регионах Сибири и Дальнего Востока, где Православная Церковь в советские годы понесла наиболее ощутимый урон, а православная традиция еще не успела окрепнуть среди сравнительно недавно обращенных в христианство местных народов.
Наличие в России огромного числа иностранных католических священнослужителей, не имеющих российского гражданства, ставит перед нами еще ряд вопросов. Для российских спецслужб не является секретом, что Ватикан занимается сбором разведывательной информации на тех территориях, где действуют католические священнослужители.
Еще одним примером деятельности Ватикана в России, крайне недружелюбной и двуличной по отношению к Православной Церкви, является распространение приходов т.н. "восточного обряда" на территории нашей страны. Католические приходы, богослужение в которых совершается по греко-православному обряду являются наиболее изощренной и лицемерной формой прозелитизма, изобретенной иезуитами в ХХ столетии. Именно такие приходы наряду с имеющими сходную обрядность униатскими (украинскими греко-католическими) в настоящее время создаются католиками в России. Причем, практически все они не зарегистрированы в органах юстиции и действуют полунелегально, соблазняя мало сведущих людей своим мнимо православным обликом. Между тем все эти приходы официально находятся в юрисдикции епископов-администраторов. Наличие подобных общин мотивируется как правило, необходимостью окормления униатов-украинцев, проживающих в России. Однако в реальности большинство этих приходов совершает богослужение не по специфическому, уже сильно отличающемуся от православного, обряду, а именно по настоящему восточному, и расчет здесь делается именно на привлечение православной паствы, а не традиционных греко-католиков. Примером могут служить, в частности, подобные общины в Москве и Западной Сибири. Причем, в некоторых из них служат священники русского происхождения (например, Сергий Голованов), большинство из которых прошло выучку у греко-католиков на Западной Украине и в Польше.
Следует отметить еще одну сферу деятельности, в которой католики проявляют чрезвычайную активность - СМИ. При этом опять-таки Ватикан беззастенчиво пользуется типичными для современной России материальными затруднениями Православной Церкви.
Особенно цинично выглядит деятельность основанного И. Илловайской-Альберти т.н. "Церковно-общественного канала", к работе которого привлечены несколько модернистски и прокатолически настроенных православных священников. Несмотря на высказанное Патриархом Алексием возмущение их деятельностью, эти клирики продолжают свое сотрудничество с антиправославным радиоканалом, вводя в заблуждение слушателей тем, что они якобы представляют Православную Церковь. Поддержка подобных обновленчески и экуменически настренных священнослужителей, чья деятельность расшатывает изнутри каноническую дисциплину и служит соблазном для многих верующих, также является целенаправленной акцией Ватикана, задача которой - деструктивное воздействие на Русскую Православную Церковь.
Следует также особо отметить, что отношения между Ватиканом и Русской Православной Церковью осложняет и проблема возрожденной на Западной Украине греко-католической церкви. Деятельность последней, сопровождающаяся невиданным по масштабу насилием, привела, как неоднократно отмечал в своих выступлениях Патриарх Алексий, к практически полному уничтожению православных епархий: Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской, - до крайности осложнила обстановку и в ряде других епархий Запада Украины. И хотя ныне эти регионы принадлежат суверенному Украинскому государству, подавляющее большинство населения последнего - это православные верующие, пребывающие в юрисдикции Московского Патриархата и тем самым сохраняющие свое духовное единство с русским народом. Не учитывать этот фактор при определении перспектив взаимоотношений между Ватиканом и Россией было бы серьезной недооценкой реалий религиозной жизни, способной привести к непоправимым ошибкам.

Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев