ЦЕРКОВЬ И СМИ
Всеправославная конференция "Церковь и СМИ"прошла
в мае с.г. в Греции.
О своих впечатлениях об участии в ней
рассказывает председатель Издательского Совета
Московской Патриархии архиепископ Бронницкий
Тихон
По благословению Святейшего Патриарха и по
приглашению Элладской Православной Церкви наша
небольшая делегация побывала в Греции в гостях у
митрополита Фивского и Ливадийского Иеронима,
где проходила Всеправославная конференция "Церковь
и СМИ". Ее организовал журнал "Бог и религия".
Поскольку у нас недавно прошел Конгресс
православной прессы, для нас эта конференция
была весьма интересна.
Участвовало в ней около 200 человек, в основном
греческие журналисты. Из иностранных делегация
самая большая была наша, потому что к нам
присоединился еще представитель епископа
Верейского Евгения и архимандрит Тихон (Шевкунов).
Мы сначала направились в Фессалоники, в центр
православного образования, где учатся студенты
из разных Балканских стран, затем переехали в
Фивы, там в Благовещенском монастыре и проходила
конференция.
Я и мой заместитель - Е. С. Полищук - прочитали
доклады. Мой доклад назывался "Средства
массовой информации РПЦ на пороге третьего
тысячелетия", а у Евгения Семеновича - был
доклад об Internet.
В докладах принимающей стороны обсуждались
проблемы Элладской Церкви. Их проблемы очень
похожи на наши, но все-таки там церковь
государственная, священники получают от
государства зарплату, и поэтому активность
священников невысокая. Государство реставрирует
храмы, заботится о них, и, с другой стороны,
государство, раз оно платит - контролирует
штатное расписание храмов. Например, не
разрешает держать певчих. Священник и псаломщик -
все! Для храма установлено две единицы штата и
если хочешь иметь хор - то или приглашай
любителей, или сам изыскивай деньги. А содержать
хор, конечно, дорого.
А вообще Эладская Церковь - процветающая,
впечатление осталось очень хорошее. Все налажено:
в монастырях - порядок, в храмах - все в зелени, в
цветах, в храмах - народ. Но, правда, ведут себя не
так, как у нас - у нас если приходят, то стоят от
начала до конца, у них приходят - уходят, ставят
свечи, прикладываются к иконам. Правда видно, что
народ - православный, воцерковленный.
Когда зашел разговор о взаимоотношениях Церкви и
СМИ, то греческие священники жаловались, что в
печати в основном раздуваются конфликты между
священником и архиереем, все СМИ освещают только
этот конфликт. Духовенству это не нравится,
потому что церковная жизнь состоит не только из
скандалов. Ведь главная задача Церкви -
евангелизация и сеяние Слова Божия, а светские
СМИ привлекает только негативная информация.
У Церкви нет своих СМИ - вот в чем дело. Я в своем
выступлении говорил, что мы в России находимся во
враждебном окружении. Конечно, у большинства
населения есть тяга к Церкви, но все-таки 70 лет
жизни в условиях атеистического государства, в
условиях гонений, когда и СМИ, и образование - все
было направлено против Церкви. Это сказывается.
Поэтому во многих СМИ (как мы говорили на
прошедшем Конгрессе православной прессы) есть
откровенные враги Церкви, которые занимаются
именно разрушением Церкви; есть те, кто старается
объективно писать на церковные темы; есть и
собственно церковные СМИ.
Мы пришли к выводу, что надо развивать
собственные СМИ. Надо противостоять нападкам
через свою прессу, через свое радио и телевидение,
непосредственно обращаться к народу.
Разумеется, чтобы иметь свои СМИ, надо обладать
большими деньгами.
Греки говорили о том, что СМИ - как четвертая
власть, держит все в своих руках. Сейчас
создается какой-то культ СМИ - только они
непогрешимы, а все остальные - грешники. Но на
самом деле мы же знаем, что они принадлежат людям,
имеющим деньги. У СМИ не свой голос - они выражают
мнение тех, кто их купил. Если такой бизнесмен
придерживается иной церковной традиции, то он
будет заказывать то, что ему нравится. А СМИ ведь
должны быть нейтральны. И мы видим, вся критика
обрушивается лишь на Православную Церковь,
другие религии не критикуются! А тоталитарные
секты даже поддерживаются!
Церковь, конечно же, должна на это адекватно
реагировать.
И если Церковь не может влиять на СМИ, то должна
создавать свое телевидение, радио, свои газеты и
журналы. Пусть это будет небольшой тираж,
небольшое время в эфире, но правдивая информация
будет подаваться.
В Греции, я думаю, с этим положение хуже чем у нас.
Греки подходили и поздравляли нас, говорили, что
Церковь наша освобождается от тоталитарного
прошлого и выходит к людям - и по ТВ и в Internet. Я
рассказал, что мы пригласили во время Конгресса
православной прессы главных редакторов тех
газет и журналов, которые пишут на церковные темы.
И вы знаете, из тридцати приглашенных пришло
только шесть человек. То есть не Церковь закрыта
для контакта, а многие СМИ закрыты для контактов
с Церковью: они не хотят даже поинтересоваться
делами Церкви, не хотят знать о духовном
просвещении народа - у них свои понятия о
просвещении.
И еще один интересный момент: почему СМИ и
Церковь не могут тесно сотрудничать? Ведь народ-то
у нас один, и задача наша - не деградация народа, а
его духовный и культурный рост? И выяснилось, что
светские журналисты имеют другие ценности.
Церковь живет христианскими ценностями, а
светские журналисты - либеральными, которые в
Европе объявлены выше, чем христианские. Может
быть, общество и хотело бы жить по христианским
ценностям, но насаждаются в нем иные ценности :
свобода, равенство, братство, но смысл в эти слова
вкладывается не тот, что мы читаем в Евангелии.
Это не та свобода, которую мы называем свободой
от греха, а наоборот - свобода греха.
Задача же Церкви - евангелизация, донесение
христианских идеалов до народа. Мы - христиане, мы
живем тем, что принес Христос. Мы не можем
произвол считать свободой!
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев