ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА
БОЛОТОВА
С 18 по 19 апреля в С-Петербурге прошла научно-церковная
конференция
посвященная 100-ю со дня кончины выдающегося
ученого
В этом году 18 апреля исполнилось сто лет со дня
кончины Василия Васильевича Болотова -
профессора Санкт-Петербургской Духовной
Академии, замечательного церковного историка,
богослова, исследователя Христианского Востока.
Болотов явился одним из столпов нашей церковно-исторической
науки, во многом именно благодаря ему она
поднялась на небывалую высоту перед самой
октябрьской катастрофой, которая оказалась не в
силах раздавить и уничтожить русскую церковную
мысль.
В.В. Болотов родился в ночь на 1 января 1854 года в
селе Кравотынь Осташковского уезда. От своего
младенчества он познал лишения и горечь
сиротства: его отец Василий Болотов, дьячок
Осташковского Троицкого собора, умер за полтора
месяца до его рождения. Своим воспитанием,
воцерковлением, приобщением к народному
благочестию Василий Васильевич Болотов обязан
своей матери, дочери сельского священника, среди
духовных источников, питавших будущего
богослова, следует отметить Нилову пустынь, куда
он ходили с матерью на праздники. В 1863 году
Болотов поступил в Осташковское духовное
училище, которое с отличием окончил в 1869 году, за
годы учебы помимо обязательных дисциплин он
выучил основы еврейского языка.
В том же 1869 году В.В.Болотов поступает в Тверскую
семинарию, куда как сирота был принят за казенный
счет. В ней ярко проявился талант Болотова как
полиглота: за время учебы в семинарии он выучил
греческий, латинский, немецкий, а также
английский, французский языки и даже эфиопский
язык, который выучил по случайно попавшей ему в
руки грамматике. Семинарию Болотов окончил в 1875
году со специально изобретенной для него оценкой
"выше первого", соответствующей нашей "отлично
с отличием". Имея возможность поступить в
университет, Василий Васильевич Болотов тем не
менее становится студентом Санкт-Петербургской
Духовной Академии. Его необычайные дарования и
трудолюбие привлекли внимание профессуры. В 1878
году скончался профессор истории Древней Церкви
И.В.Чельцов, и было принято решение не замещать
его кафедру до окончания курса и защиты
диссертации Болотовым. В октябре 1879 г. В.В.Болотов
защитил магистерскую диссертацию "Учение
Оригена о Святой Троице", которая явилась
новым словом не только в российской, но и в
мировой богословской науке.
Как профессор Санкт-Петербургской Академии
Болотов запомнился прежде всего как блестящий
лектор. То, что слушателям казалось талантливой
импровизацией, на самом деле являлось плодом
долгого труда, потому что его лекции содержали
богатый фактографический материал. Болотов
принципиально доводил их до VII Вселенского
собора, считая, что он должен держаться
хронологических рамок своей специализации.
После смерти Болотова его лекции были изданы его
учеником А.И.Бриллиантовым (Петроград, 1918 год).
Они до сих пор не утратили своего значения и во
многом превосходят соответствующие инославные
пособия в области церковной истории по глубине,
охвату материала, наполненности фактами.
Однако подлинную славу Болотову принесли его
труды в изучении христианского Востока. В этой
области его работы поражают своей
разносторонностью. Он писал исследования по
истории Египта, Сирии, Эфиопии. Поражает его
скромность: статья, названная "Несколько
страниц из церковной истории Эфиопии",
освещает практически целую эпоху догматических
споров в эфиопской церкви - споры "о соединении
и помазании". Рецензия Болотова на книгу
Глубоковского о Феодорите Киррском на самом деле
представляет собой отдельную монографию. Часто
его статьи являются интердисциплинарными
исследованиями: "Дата кончины св.Евангелиста
Марка" была написана благодаря тому, что
Болотов обладал специальными познаниями в
области астрономии, которые употребил в
вычислении точной даты мученичества св. Марка.
Все его работы характеризовались научной
новизной: Болотов принципиально не писал
компилятивных и обобщающих сочинений.
Не все его труды и суждения бесспорны, так его
исследования о Filioque построены на в высшей
степени сомнительном утверждении, что различия
между католиками и православными в вопросе о
исхождении Святаго Духа существуют лишь на
уровне терминологии и методологических подходов,
а основная проблема коренится лишь в догмате о
непогрешимости папы. Тем не менее в своем
отношении к католическому миру Болотов
оставался в основном православным:
присоединение католиков к Православию возможно
только при достижения полного догматического
единомыслия.
Болотов не был только теоретиком, кабинетным
ученым. Как специалист по хронологии, он
участвовал в комиссии при Святейшем Синоде по
реформе календаря. Следует особо отметить, что
Болотов был сторонником юлианского календаря, он
резко и аргументированно выступал против
введения нового стиля. Много лет он работал в
комиссии по выработке условий для воссоединения
старокатоликов с Православной Церковью, в связи
с чем он написал несколько работ об опресноках, о
действительности хиротонии и т.д. При активном
участии Василия Васильевича Болотова в 1898 году
совершилось воссоединение Урмийской епархии
несторианской сиро-халдейской церкви с
Православной Церковью. Болотов выступал как
переводчик, эксперт, регент церковного хора.
Труды Василия Васильевича Болотова были высоко
оценены его современниками: в 1893 году по
представлению академика В.Г.Васильевского
Болотов был избран членом-корреспондентом
Академии Наук, а в 1896 году ему присуждается
докторская степень honoris causa. Болотов был
патриотом русской печати и русской науки, он
практически не публиковался за рубежом, хотя он
прекрасно владел большинством европейских
языков и большая часть его трудов напечатана в
академическом журнале "Христианское чтение".
Значительная часть его работ была опубликована
посмертно его учеником А.И.Бриллиантовым.
Болотов скончался в возрасте 46 лет, и, казалось,
смерть скосила его в расцвете творческих сил.
Однако, судя по описанию его последних лет жизни,
он знал о близости смерти и готовился к ней.
Василий Васильевич Болотов скончался во время
утрени Великого Четверга, а отпевали его в
Великую Субботу, что само по себе
свидетельствует о праведной кончине. Он
похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской
Лавры. В 1903 г. на его могиле был поставлен
памятник, общий с профессором СПбДА И.Е.Троицким.
Болотов оставил целую церковно-научную школу,
среди его последователей - Бриллиантов,
замечательный московский ученый-хронолог о.Дмитрий
Лебедев, великий востоковед Б.А.Тураев. К
сожалению, развитию церковной науки во многом
воспрепятствовал Октябрьский переворот и
коммунистический режим.
В наши дни происходит восстановление славных
традиций отечественной патрологии. Одним из
свидетельств является научно-церковная
конференция, прошедшая с 18 по 20 апреля 2000 года в
Санкт-Петербургской Духовной Академии и
Государственном Эрмитаже по благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия Второго. Почетными председателями
конференции явились ректор Санкт-Петербургских
Духовных Школ Константин Епископ Тихвинский и
директор Государственного Эрмитажа Михаил
Борисович Пиотровский, ее непосредственным
организатором и устроителем, можно сказать, ее
душой, был о.Александр Мусин, директор Церковно-Археологического
музея и преподаватель Духовной Академии.
Конференция собрала тридцать восемь участников,
из которых лишь семеро принадлежали к корпорации
Санкт-Петербургских Духовных Школ. Были
представлены Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургское
Отделение Института Востоковедения Академии
Наук, Санкт-Петербургский Государственный
Университет, Церковно-научный центр "Православная
Энциклопедия", Московский Университет,
Институт Всеобщей Истории Академии Наук (Москва),
Свято-Тихоновский Богословский Институт и
другие организации В конференции участвовали
виднейшие российские византинисты: (СПб,
Институт Востоковедения), И.П. Медведев (СПб), Б.Л.
Фонкич, Д.Е. Афиногенов, И.С. Чичуров, Г.Е. Лебедева,
Л.А. Герд, а также востоковеды: К.Н. Юзбашьян, А.Л.
Хосроев, С.Б. Чернецов, А.В. Муравьев, С.А.
Французов и др.
В целом конференция прошла в обстановке
единодушия и единомыслия, и высокого подъема.
Были обозначены перспективы совместной работы, в
частности в рамках проекта "Православная
энциклопедия" (руководитель - С.Г.Кравец). По
итогам было принято обращение к правительству
Российской Федерации, в котором, в частности,
говорилось о необходимости передачи
исторического здания Санкт-Петербургской
Духовной Академии (Обводный, 7), которое до сих пор
находится в ведении Физкультурного техникума, в
помещении церкви устроен физкультурный зал.
Участники конференции выразили надежду на
скорейшее возвращения этого здания, где учились
и молились св. Феофан Черниговский и Иоанн
Кронштадтский, где преподавал Василий
Васильевич Болотов.
Уважаемые читатели!
Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес: radrad@mrezha.ru
| Другие номера | Оглавление номера |Webmaster
Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев