zoboz.gif (3699 bytes)

v4.GIF (115 bytes)ДРУГИЕ НОМЕРАv6.GIF (149 bytes)ОГЛАВЛЕНИЕ НОМЕРАv5.GIF (72 bytes)

НОМЕР 21-22

ВОПРОСЫ О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ

Мы продолжаем публиковать ответы пастырей, участвовавших в программах радиостанции "Радонеж"
и отвечавших на вопросы слушателей в "прямом эфире". Сегодня гость нашей рубрики -
священник Владимир СИЛОВЬЕВ

У меня вопрос по Таинству исповеди, хотелось бы спросить относительно обязательности присутствия христиан на начальных молитвах? Среди священников существует разногласие по этому вопросу и многими прихожанами во многих храмах просто не соблюдается. Я бы хотел спросить, откуда возникло это правило? Насколько оно обязательно для каждого христианина?
Мы должны, прежде всего, понимать, что исповедь есть Таинство, как и всякое Таинство, Таинство соборного значения, именно: "Где двое или трое собраны во имя мое, там и я посреди их", говорит Господь. Соборность - свойство Церкви - также и свойство каждого Таинства. Этим пренебрегать нельзя. Начальные молитвы исповеди очень важны именно для того, чтобы подчеркнуть наше общее соборное качество как членов Церкви. Мы все с вами собираемся, все каемся, все с вами читаем "Символ веры", как выражение нашего православия, нашего правоверия.
В храмах уже так сложилось, что читается молитва в конце общей исповеди, которая должна читаться над каждым, но в данном случае она достаточно длинна по сравнению с формулой тайносовершительной, затруднительно, когда очень много людей, читать над каждым, поэтому она читается над всеми. И это все очень важно прослушать, очень важно принять во всем этом участие. Это не просто дисциплина. Это тайна, которая открывается нам. Обычно в эту общую исповедь священник говорит мини-проповедь или разъяснение, что такое проповедь, как нужно каяться, перечисляет некоторые общие грехи, которые встречаются в жизни, помогает, как бы, умягчить наше сердце и облегчить нашу частную исповедь. Поэтому, я думаю, не нужно упускать это.
Другое дело, что бывают исключения, когда человек опоздал по от него не зависящим обстоятельствам, и он сразу принял участие в частной исповеди. Но это уже как исключение, а не как правило. Я думаю, каждый священник скажет об обязательности общей исповеди, о том, что нужно принять в ней обязательное участие, а потом уже подойти и совершить частную исповедь. Как частная исповедь невозможна без общей, так и общая невозможна без частной, это я вам скажу совершенно определенно.
В народе говорят, о людях, которые ведут неблагочестивый образ жизни: "Бог долго ждет, но крепко бьет". А вы говорили, что поражает не Бог, а злой ангел. Значит, Бог никогда не наказывает человека?
Бог никогда не наказывает человека. Его власть - власть любви, власть Отца Небесного. Нужно тут четко понять, что Господь Бог не смерти, а жизни. Но есть такой момент, который нам нужно уяснить. Вот, например, наш ребенок нас не слушается. Мы говорим: "Не ходи туда, попадешь в неприятную ситуацию: попадешь в яму, собака тебя укусит". А он все не слушается и не слушается. Ну, наконец, он вырвался из наших рук, побежал, упал, поцарапался, испачкался, синяки получились на его теле. Он плачет и бежит вновь к своему родителю. Что это означает? Наши грехи и наше непокаянное чувство, наша упорность в непокаянном чувстве, жестокость нашего сердца ведет к тому, что Господь оставляет нас, как бы, без своего покрова, без своей благодати. И тогда к нам приступает злой ангел-губитель, подступает диавол-противник и делает с нами то, что мы с вами заслуживаем для нашего вразумления. Господь попускает, Господь не наказывает. Господь попускает для нашего смирения, для нашего исправления, как и тот ребенок, который вырвался не потому, что он смог вырваться, а потому, что родители сказали: "Ну хорошо, ты хочешь убежать вот в это место опасное - беги". Естественно, родитель смотрит внимательно, чтобы этот ребенок не упал до смерти, или не сломал руку или ногу, но чтобы набил себе шишку, чтобы почувствовал, что надо слушаться.
Мы с вами, действительно, как дети, иногда неразумно поступаем и Господь, как любящий Отец, помогает нам возвратиться на круги своя. Возвратиться в ту благодатную область, где, действительно, покров Отца Небесного покрывает нас, защищает нас. А когда человек говорит: "Я сам, человек - это звучит гордо, я совершенно способен охранить себя", и создает совершенные системы охраны - разве это помогает? Вокруг себя нанимает за громадные деньги телохранителей и, судя по средствам нашей информации, это помогает? Нисколько. Совершаются убийства, заказные и так далее. Вот так человек сам себя охранил. Он не надеется на помощь Божию, он не причащается, не кается. Он даже считает, что надежда на Бога - это удел слабых людей, тем более покаяние перед священником: "Нет, - говорит, - я могу покаяться, но я покаюсь перед самим Богом". Ну это уж совсем дерзость. "Вне Церкви я покаюсь". Как можно спастись вне Церкви, как можно придти к Отцу без Матери? Мать, которая рожает человека, с трудом вынашивает, рожает его, выкармливает, приносит к Отцу и показывает его, и тогда он, увидев своего Отца, и получает от него необходимую помощь и покров. Так вот и Церковь.
В недрах Церкви совершается воспитание нас как чад Церкви, как чад Небесного Отца. Этим пренебрегать не стоит. А когда мы выходим за рамки Церкви, что тогда с нами происходит? Например, Церковь, как мудрая мать, установила постные дни, вообще, посты для того, чтобы мы с вами совершенствовались, для того, чтобы мы с вами спасались И человеку, которые пренебрегает заветами Церкви, который не постится, такому Церковь говорит: "Постись. Постись приблизительно так и так". Он говорит: "Нет, не хочу, что это за ограничения в моей жизни? Почему я не должен есть мяса, я хочу есть мясо. В среду и пятницу хочу есть мясо, а в четверг устанавливаю рыбный день". Он, как бы, таким образом выходит за ограду Церковную. А раз он выходит за ограду Церковную, соответственно, что может быть с тем животным, которое вышло из-под опеки пастуха, от защиты пастуха? На него нападают дикие звери и происходит трагедия. Так и мы тоже должны дорожить оградой Церкви, дорожить той благодатной оградой, которую воздвиг Господь от ангела-губителя. И когда человек не дорожит этим, то ангел-губитель спокойно, беспрепятственно, как в двери, не помазанные кровью пасхального агнца, проходит и поражает самое дорогое, самое бесценное, что есть - первенца. Поражает самую нашу сердцевину. Вот это очень страшно.
Нам с братом приснился одинаковый сон, что наша умершая мама выращивает там цветы. Можно ли утешать себя тем, что маме там хорошо и как относиться таким к снам?
Действительно, иногда христиане задают себе вопрос: насколько большое значение имеют сны, от Бога ли они, или не от Бога, или от каких-то других причин. И мы можем сказать, что сны - это знаки, которые нам на нашем достаточно малом духовном уровне очень трудно понять. Их можно принять во внимание, но чтобы истолковать их, нужно быть, действительно, очень высокого духовного уровня.
Иногда явно, что сны - это бесовские искушения, смущения. Иногда о снах можно сказать, что они от переедания, от нашего невнимания, от нашей немолитвенности.
Я думаю, нужно при всяком напоминании наших усопших усиливать молитву. Всякое напоминание об усопших должно наставлять нас на то, чтобы мы с вами приносили молитвенные жертвы, должны молиться на литургии, на панихидах. И в этом смысле, конечно, это напоминание очень хорошо.
Я хотела бы узнать, насколько велик грех несоблюдения выходных дней. У нас папа всю жизнь работает по выходным, насколько это сказывается на семье, на остальных членах семьи?
Работа - это от слова рабство. Человек настолько себя поработил работе, как древние евреи в Египетском плену. Сначала они были довольны жизнью в Египте. А потом начали тяготиться, потому что фараон все больше и больше их порабощал, все больше и больше заставлял работать, все больше и больше лишал их свободы, и в конце концов даже не дал возможность на три дня выйти из Египта в пустыню и принести жертву Богу живому. И вот если в таком смысле совершает многолетнюю работу ваш папа, то, конечно, его стоит пожалеть, стоит пожалеть его семью. Тогда он действительно подобен рабу в Египте, он находится в этом рабстве. И это рабство, конечно, будет влиять на его душу и будет влиять на его семью, если семья тоже будет подчиняться этому ритму, который он сам задал. Этот ритм, который не является ритмом не только Церковным, но не является ритмом просто человеческим. Потому что недаром в нашем в атеистическом обществе все равно в конце концов приняли воскресенье как выходной день. И в это воскресенье все могли отдыхать, а верующие могли пойти в храм и совершить общее моление.
Но есть работы, которые, так сказать, являются не рабством, а служением. Служение, которое сродни служению священника в храме. Служением может быть любая деятельность, направленная на помощь людям. Человек со смирением исполняет свое земное служение, но сердце его находится в храме. Он, как мы скажем по-народному, записывается ангелом, как присутствующий в храме.
Но совсем другое дело, повторяю, если человек специально находит себе дело в выходной, чтобы нарушить этот день Господень, нарушить красоту и высоту этого дня.


Уважаемые читатели!

Вы можете присылать нам свои отзывы о наших публикациях на адрес:  radrad@mrezha.ru

| Другие номера  | Оглавление номера |

Webmaster

Copyright © 2000 Radonezh.
Дизайн: Григорий Малышев