WWW.ХХС.RU \ БИБЛИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ \ ПРОГРАММА ВОССОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ ЖИВОПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (МЕТОДИКА)
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

_БИБЛИОГРАФИЯ_И_ПУБЛИКАЦИИ

СВЕДЕНИЯ О ТЕХНИКЕ РОСПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Штукатурное основание. Из архивных документов известно, что в Храме Христа Спасителя было два вида штукатурных оснований: штукатурка непосредственно по кирпичной стене - в нижних частях Храма, и относная штукатурка в верхних частях. В результате исследований лаборатории проектного института по реставрации памятников истории и культуры " Спецпроектреставрация" образцов стен с фрагментами живописи из нижних частей Храма было выяснено следующее:

- Штукатурное основание состояло из трех слоев общей толщиной 6-6,5 см. Первый слой нанесен на дранку с паклей. Все три слоя выполнены на известково-гипсо-песчаном вяжущем. Штукатурный раствор затворен смесью животного клея с восковым мылом. В растворе содержится 3-5 процентов добавок в виде тонкодисперсных частиц угля. Соотношение извести, гипса и песка во всех слоях разное. Перед нанесением последующего слоя предыдущий всегда смачивался известковым молоком.

- Подготовка под живопись выполнена путем пропитки поверхности штукатурки маслосмоляным составом, сначала с растворителем, а затем без него. Глубина пропитки приблизительно 2 мм.

- По масло-смоляному составу нанесен меловой грунт на восковом связующем, а по грунту имприматура красного цвета следующего состава: мел, железоокисный пигмент красного цвета, воск. Затем нанесен последний тонкий слой свинцовых белил.

Из архивных материалов было выяснено, что в храме Христа Спасителя последний слой перед живописью - имприматура - была белой, красной или сероватой. Наносили его подрядчики - исполнители грунтов под живопись по согласованию с художником. И такая единая подготовка проводилась во всех частях Храма. Дальнейшая же работа была в руках художников. Каждый из них индивидуально дорабатывал (при необходимости) этот последний слой перед живописью. Поэтому можно предположить, что свинцовые белила, обнаруженные в последнем подготовительном слое, являются личной индивидуальностью художника Г.И.Семирадского, автора живописи на обнаруженных фрагментах стен, и не присутствуют во всех частях Храма.

Как показали анализы, воск присутствует во всех подготовительных слоях и в самой живописи фрагментов. Красочный слой не был подробно исследован, но в нем (или на его поверхности) был обнаружен воск. Следует отметить, что воск присутствовал и в сохранившихся шести картинах В.П.Верещагина, а также его использовали и другие художники, участники росписей в Храме.

В Гос. историческом архиве Москвы сохранялись документы, поясняющие некоторые подробности подготовительной работы под живопись в других частях Храма. Один из рапортов канцелярии Комиссии по художественному убранству Храма гласит, что Комиссией принято решение о внутренней штукатурке, которая должна быть на относе от конструкции стены. Это конструктивное решение принадлежит главному архитектору Тону. В изготовлении относной штукатурки предполагается использовать луженые гвозди и такую же проволоку, чтобы по вколоченным в стены гвоздям переплести ее в виде сетки. В смете на штукатурку кирпичных стен алтарной апсиды представлено описание этих работ:

"Штукатурка делается на относе от стены портландцементом... Работа выполняется следующим образом: а) устраивается двойная проволочная сетка, укрепленная на гвоздях, обвитая два раза крученой пенькой; б) по пеньковой обивке наложить маяки из цемента и по этому набросать нетолстым слоем за три раза цементный раствор, давая каждый раз ему просохнуть; в) после сего наложить за два раза цемент по лекалам и затереть всю штукатурку начисто; г) песок для цемента должен быть промыт и просеян сквозь сито".

Цемент для работы, по-видимому, использовали разный, но всегда высокого качества. В одном из рапортов о штукатурных работах говорится о том, что "цемент (для штукатурки)... английский, фирмы Робинс и Ко", в другом - "...цемент (использовать для работы) портландский, пуциолан рижский...".

Возвращаясь к образцам штукатурки, исследованным институтом "Спецпроектреставрация", можно предположить, что известково-гипсовая штукатурка, лежащая непосредственно на кирпичной стене, имела место во всех тех нижних частях Храма, где была живопись. Прием в русской живописной практике классический. Но, к сожалению, убеждаешься в том, что выдержанную известь не вводили в штукатурное основание верхних частей Храма, сплошь покрытых живописью.

Грунтовка стен. Подготовительные работы к живописи и сама живопись выполнялись в течение более 20 лет. В рапорте Тона в Комиссию высказывается рекомендация по этому поводу: "... на стенах Храма можно приступать к росписям только через 5 лет после окончания штукатурных работ".

В архивных документах очень часто встречаются рекомендации о загрунтовке штукатурного основания под живопись в разных частях Храма. И всякий раз она должна быть одобрена Главным архитектором Тоном и художником - автором росписи. Один из примеров кондиций (условий или рецептов) на подготовку стен западного и восточного крыльев и хор под живопись гласит:

"Пропитать штукатурку стен теплым конопляным маслом до тех пор, пока масло перестанет в нее всасываться; расшить и зашпаклевать масляной шпаклевкой на лаке самым тщательным образом трещины и ссадины в цементной и алебастровой штукатурке, производя эту шпаклевку или расшивку за несколько раз; после совершения ее и просушки покрыть последний раз маслом с примесью белил (жидкая краска). Пропитав таким образом штукатурку, зашпаклевать неровности ее масляным филевским грунтом и протереть сухой пемзой, повторяя шпаклевку с просушкой столько раз, сколько понадобиться для сделания поверхности штукатурки совершенно ровной, но чтобы при этом слой шпаклевки был как можно тоньше. Затем окрасить всю зашпаклеванную поверхность стен два раза; верхний слой краски должен быть матовый и шероховатый, т.е. пройден флейпем (торцеванием)". "...Цвет масляной загрунтовки должен быть белый, красный или сероватый... по согласованию с господами художниками, которые будут производить живопись...".

Пример кондиций на подготовку стен к исполнению орнамента: "Способ производства: очистить пемзой все пространство стен и сводов, загрунтовать теплым невареным (конопляным) маслом, расшить и зашпаклевать все трещины и ссадины в штукатурке самым тщательным образом за несколько раз; после полной ее просушки зашпаклевать масляной на лаке шпаклевкой самым тонким слоем, вышлифовать его гладко пемзой в порошке, смачивая губками с водой. После чистой отшлифовки выкрасить за два раза масляной краской надлежащим цветом по указанию производителей работ, и после каждой окраски отшлифовать вновь пемзой".

Исполнение позолотных работ и орнамента. После окончания подготовки к исполнению орнамента "... сделать предварительно в натуральную величину (сданных малых рисунков) эскизы орнаментов и надписей; после исправления их и одобрения архитектором сделать образцы орнаментов и надписей (в неответственных местах) масляной краской с позолотой. По одобрении этих образцов архитекто-ром Комиссии, подрядившийся приступает к разработке и переводу орнаментов на стены (вырисовывать их чисто и правильно и покрывать масляной краской); после этой окраски и высушки орнаментов он вновь шлифует всю поверхность пемзой в порошке и делает подготовку назначенных к позолоте орнаментов (по гульфарбе); по осушке этой подготовки он вновь шлифует ее и покрывает вновь окончатель-но под золото гульфарбой и тотчас же приступает к накладыванию листового золота (60 листов в книжечке - позолотника чистого золота 96 пробы). По окончании позолоты должны быть очищены и вырисованы контуры орнаментов и надписей, отведены, где понадобятся, тени и рефлексы и окончательно покрыты фоны между орнаментами масляными красками".

Повреждения и их причины штукатурного основания и живописи в Храме Христа Спасителя. Живопись в храме Христа Спасителя начала разрушаться задолго до 1910 года, когда в этом году были проведены предварительные визуальные исследования стен Храма для выяснения сохранности штукатурного основания и живописи. В результате было принято решение об установке лесов и проведения тщательного исследования разрушений и составлена смета под номером 43 "На заделку трещин стенной и относной штукатурки, покрытой цветной живописью, а также на исправление живописи 188 различно повредившихся Священных картин и отдельных изображений святых, исполненных на штукатурке и таковых же картин и икон, написанных на полотне...". Всего в храме Христа Спасителя насчи-тывалось 639 Священных картин и отдельных изображений (за исключением 40 выносных икон и 10 хоругвей). Из 188 поврежденных изображений 164 относились к масляной живописи, 24 - к иконам, написанным на полотне, наклеенном на медные доски, в темперной технике живописи. Из 164 картин 5 были написаны на холсте, 159 - на стене. Они имели повреждения штукатурки и самой живописи разной степени. Основные повреждения получили штукатурка с подготовительным слоем и сама масляная живопись на ней.

В смете номер 43 определены и представлены все виды повреждения живописи (изложено со значительными сокращениями):

- "Относная и стенная штукатурка Собора, служащая основанием для написания редких по исполнению Священных картин и отдельных изображений Святых, исполненных известными русскими художниками своего времени... во многих местах дала трещины различных направлений и ширины, перейдя на живописную подготовку и саму живопись, составляют особенно заметные и главные ее повреждения.

Появление трещин на внутренней штукатурке Собора зависело от термических ее изменений, вызванных отсутствием надлежащей вентиляции и проведением в наружных и внутренних стенах и в пилонах дымоходов, жаровых и вентиляционных каналов, а в наружных стенах прокладкой водосточных труб, в зимнее время сильно охлаждающих толщину стен и штукатурку, покрытую живописью и стенописью. Затем, появлению трещин могло способствовать употребление для штукатурки плотного цементно-пуциоланового раствора в отапливаемом Соборе... Наконец, трещины дорогой относной штукатурки могли произойти... от несовершенства ее конструкции. Живопись на стенах внутри Собора, на парусах, на главном поясе и в нишах исполнена на относной штукатурке, а на наружных стенах и на внутренних, со стороны хоров и коридора, живописные Священные картины и таковые же отдельные изображения написаны на стенной штукатурке".

"Кроме означенных явлений, на штукатурке главного купольного свода и на поясе барабана обрисовались трещинами и тонами красок металлические их каркасы, а в левой приалтарной нише и главном куполе местами начала отпадать подготовка живописи. Живопись на стенной штукатурке местами повреждена трещинами красок с подгрунтовкой, а местами - со штукатуркой. Затем встречаются волосные красочные трещины, отпучивания красок пузырями и облупления их, а местами и отпадания одних красок".

"Кроме того, при детальном осмотре труднодоступных мест, таких как купол, были обнаружены трещины в виде меридиональных линий и параллелей, разделяющие площадь свода на прямоугольные участки, похожие на кессоны купола, что доказывает влияние на их образование металлического каркаса, находящегося в их теле, закрепленного на его ребрах. Помимо обрисовки каркаса, живопись купола повреждена разновидными, местами переходящими в сетчатые, трещинами живописи вместе с подгрунтовкой, а местами даже со штукатуркой".

В отношении прочности штукатурки парусов в исследовании сделано следующее заключение: "На основании статистического расчета и осмотра делается вывод, что возможные дальнейшие деформации штукатурки парусов, близкие к ее обрушению или к полному расстройству прочности штукатурки. Но несмотря на это - нельзя прибегнуть к радикальным мерам - снятию штукатурки парусов и замене новой, вполне прочной и безопасной... Необходимо всеми мерами стремиться сохранить штукатурку парусов с их драгоценной живописью... Для этого предлагаются следующие меры:

- Необходимо оборудовать отопление и вентиляцию в Храме и немедленно приступить к продуванию внутреннего пространства между стеной и относной штукатуркой сухим воздухом для просушки задней поверхности относной штукатурки, которая, как показало исследование, еще сырая.

- После высыхания задней поверхности штукатурки и очистки ее от пыли и грязи немедленно заделать все отверстия в штукатурке, соединяющие внутреннее пространство относной штукатурки с Храмом.

- После этого следует приступить к заливке всех трещин в парусах.

- Устройство громоотвода для парализования грозовых ударов (чтобы исключить сотрясание в Храме).

Необходимо принять меры против пушечной стрельбы вблизи Храма".

Русская школа масляной живописи накануне росписи Храма Христа Спасителя и материалы.

Назад, в оглавление.