WWW.ХХС.RU \ БИБЛИОГРАФИЯ И ПУБЛИКАЦИИ \ ПРОГРАММА ВОССОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ ЖИВОПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (МЕТОДИКА) |
_БИБЛИОГРАФИЯ_И_ПУБЛИКАЦИИ |
РУССКАЯ ШКОЛА МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ НАКАНУНЕ РОСПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ И МАТЕРИАЛЫ Русская школа живописи в начале своего формирования под влиянием итальянской живописи конца 16 в. имела в своей основе цветные довольно темные имприматуры, чаще теплых оттенков. Но постепенно, под дальнейшим воздействием французской школы живописи, темный цвет имприматур стал терять свое значение. Цветная подготовка к живописи стала высветляться. До середины 19 века русская классическая академическая школа живописи практически была незыблема. Новое эстетическое направление в живописи также было заимствовано у западных академий художеств, в особенности французской. К последней четверти 19 века русские художники стали использовать очень светлые или просто белые грунты. Изменилась и сама технико-технологическая часть живописи. В отличие от метода старых мастеров, колорит картин стал строиться на новой основе - чередовании теплых и холодных тонов в любом месте картины (в каждой ее точке); работа велась в технике ала прима. Часто с упущением лессировок. В 1863 году многие ученики Академии, оканчивающие курс обучения, которые должны были писать по конкурсу на большую золотую медаль, отказались от участия в конкурсе и вышли из Академии. В их числе находились И.Н. Крамской и Б.Б. Вениг - участвующие в росписи свода купола Храма Христа Спасителя. Таково положение в русской живописи существовало к моменту осуществления росписей. По-видимому художникам, работающим в Храме, была дана некоторая свобода в выборе эстетического разнообразия технологий исполнения масляной живописи. Из вышесказанного можно смоделировать возможные схемы технологической системы исполнения масляной живописи в храме Христа Спасителя. Вариант 1. При переходе ко второму этапу, выполняемому масляными красками, поверхность укрепляют лаковым составом - олифа, разбавленная скипидаром, или мягкий ретушный лак. Вариант 2. Вариант 3. Рисунок. Имприматура: Краска в обоих случаях может быть водная или масляная. В случае масляной краски, перед нанесением имприматуры поверхность стены обрабатывается масляной или лаковой смоляной ретушью. Моделировка форм. По легкой прозрачной имприматуре ведется моделировка прозрачной коричневой, красно-коричневой, телесной или другой краской в зависимости от цвета имприматуры. Работа проводится по всей поверхности в полутонах или теневых участках, оставляя не окрашенными светлые части. В этом варианте, в отличие от двух предыдущих, на втором этапе в работе используется гризайль. Одновременно с проработкой форм прозрачной краской в теневых участках и полутонах, в светлых участках работа ведется гризайлью. Гризайль может быть серая или локальных белильных тонов. Задача гризайлии - тщательно проработать все формы в светлых и полутональных участках картины. Далее следуют лессировки. Вариант 4. |
||||||||||