|
|
Диакон Андрей Кураев
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ: ЗА И ПРОТИВ
ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ
Итак, первый аргумент противников
возрождения Храма: это будет "новодел", а не
восстановленный памятник. Ну, во-первых, с точки
зрения духовной это значения вообще не имеет.
Храм освящается не древностью, а подлинностью
молитвы, которая в нем совершается. Во-вторых, с
точки зрения историко-культурной этот аргумент
тоже весьма слаб. Французы восстановили Реймский
собор, который был разрушен германской
артиллерией в 1914 г. В самой Германии многие
соборы были разрушены бомбардировками в 1945 г.
Однако почти все они воссозданы. В Гамбурге,
например, я видел соборы, которые до высоты в
полтора-два метра были сложены из почерневшего
старого кирпича, а выше начинался явный новодел.
И тем не менее эти соборы повторяют
стремительные формы средневековой готики, и
представить себе Гамбург без этих шпилей просто
невозможно. Французы и немцы восстановили свои
святыни. Почему же русские не имеют на это право?
Отделку Храма, конечно, будет очень трудно
воссоздать из-за дороговизны и редкости
материалов, использовавшихся в прошлом веке.
Храм был украшен редкими породами камня, многие
из которых выписывались из-за границы. Но опять
же - совсем не обязательно сразу возвращать Храму
все его былое великолепие. Так Исаакиевский
собор в Петербурге много лет стоял с
относительно дешевыми живописными росписями,
которые постепенно заменялись на мозаики. В
Троицком соборе Александро-Невской лавры и
сегодня можно увидеть живописные копии этих
мозаик, вывезенные из Исаакия после исполнения
мозаичных работ. Так и в новом Храме Христа
Спасителя можно будет постепенно, в течение
десятилетий заменять отдельные детали интерьера
с первоначальных копий, выполненных в
относительно дешевом материале (например, в
обычном белом камне или обычном мраморе) на
болеее дорогие виды камней.
Кроме того, "искусствоведы" уверяют, что
воссоздать Храм невозможно, ибо нет сейчас
художников такого уровня. Но ведь талант
вырастает в меру поставленной перед ним задачи.
Техника современных художников никак не ниже
художников прошлого века. Искусство реставрации
и копирования также несравнимо возросло за
прошедшее столетие. Так что если будет решено
копировать - это не будет слишком затруднительно.
Другое дело - а надо ли во внутренном убранстве
копировать все бывшее?
В том же Реймском соборе, о котором уже шла речь,
не стали восстанавливать его былые витражи. И
сегодня древние формы этого собора украшены
подчеркнуто современными витражами Марка
Шагала. Минкульт России явно не попустил бы
такого неуважительного отношения к
"памятникам истории и культуры".
Я не думаю, что витражи в стиле Марка Шагала были
бы уместны в Храме Христа Спасителя (хотя, мне
кажется, что весьма большая часть анти-храмового
шума происходит именно из-за этого: "неужели
роспись Храма поручат не "нашим", не
"апрелевцам"? Неужели - Глазунову и его
"патриотам"?"). Более того, я не вижу смысла
в копировании росписи прошлого века.
Сохранившиеся фрагменты полотен можно показать
в музее при Храме (в нижнем его этаже). Сам же
главный Храм России я предпочел бы увидеть
расписанным не "итальянскими" подражаниями,
а в стиле древнерусских фресок.
Но в любом случае - Храм сначала надо возвести, а
затем, пока в течение многих лет его стены будут
просыхать, будет время подумать над тем, какие
росписи в нем делать. Главное же - что даже под
просто побеленными сводами уже будет
возноситься молитва.
Второй аргумент
|
|
|