|
|
Диакон Андрей Кураев
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ: ЗА И ПРОТИВ
ШЕСТОЙ АРГУМЕНТ
Шестой аргумент - если деньги брать из
государственного бюджета, это может затормозить
восстановление других памятников культуры,
других храмов и монастырей, реставрируемых за
государственный счет. Само по себе это опять же
верно. Выделять деньги на Храм из бюджетной
статьи на реставрацию памятников искусства -
значит стать соучастником гибели сотен русских
храмов.
Но разве мало иных статей бюджета? Достаточно
вспомнить, что аппарат правительства и
президента разросся сегодня более, чем был при
советской власти. В результате Россия в
очередной раз поражает мир и своих граждан
загадкой: почему в плановом обществе, где
распределение каждого гвоздя регулировалось
Госпланом, этих самых чинвоников было меньше, чем
в "демократическом" обещстве, о котором было
обещано, что "господин рынок" будет
регулировать себя сам?
И потом, если наше государство действительно так
бедно, как говорят - зачем же понадобилось
объявлять нерабочим день принятия
"ельцинской" конституции или день победы
"Первого Президента России" на выборах?
Память святого князя Александра Невского
Церковь совершает дважды в году. Президент
Ельцин также уже ввел в календарь два "красных
дня", посвященных его личным победам. Каждый из
этих грандиозных нерукотворных памятников - это
простой тысяч заводов, а, значит,
многомиллиардные убытки.
А сколько денег из госбюджета уходит на
содержание телевидения, сегодня не столько
созидающей, сколько оглупляющей силы?
И в конце концов - разве отказ от строительства
Храма решит проблему бюджетного дефицита?
Кроме того, говорят, что мы живем слишком бедно,
чтобы позволить себе строить такой Храм. А что - в
19 веке русские люди жили богаче? Если бы люди
всегда руководствовались только такой логикой -
от прошлых веков до нас не дошло бы никакой
культуры: ни храмов, ни картин, ни поэзии, ни
прочих "излишеств". Самые намоленные храмы
вообще воздвигались не от избытка, а от нужды.
Возрастание потребностей в современном
"обществе потребления" не знает пределов. И
потому нет никакой уверенности, что даже после
стабилизации экономики России та же пресса не
скажет: пока у каждой российской семьи не
появился второй автомобиль, негуманно говорить о
выделении денег на Храм. В России всегда (и ныне,
кстати, тоже) иностранцев поражал контраст между
бедностью крестьянских домов и великолепием
храмов. Это не потому, что власти (светские или
церковные) "отбирали последнее" на позолоту
куполов. Просто люди действительно чаще
вспоминали слова Евангелия: "Где сокровище
ваше, там будет и сердце ваше. Не собирайте себе
сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и
где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе
сокровища на небе" (Мф. 6,19-21).
Это биение русской души (которое, конечно, в
реальности слишком часто сдавливалось
государственной и иной плотью) замечательно
выразил Владимир Высоцкий: "Купола в Росиии
кроют чистым золотом - чтобы чаще Господь
замечал".
Если же пресса утверждает, что Храм в сегодняшней
нищете излишен - значит, она желает возрождения
отнюдь не России, а просто стремится к экспансии
американского мироощущения на территорию
Евразии. Так вопрос о воссоздании Храма Христа
Спасителя стал местом зримого противостояния
дух замыслов о будущем нашего народа. Вопрос по
сути стоит так: поведет ли свое происхождение
"русская идея 21 века" из тысячелетней
истории собственно России, или из американского
"либерализма-материализма".
Если народ согласится с журналистами и скажет,
что по малости нынешних зарплат Храм строить
действительно нельзя - значит, Храм и в самом деле
строить не надо. Такому народу нужны не Храмы, а
стойло. Оно и в "год свиньи" сподручнее.
Я не думаю, однако, что русский народ
действительно уже деградировал до такой степени.
Но тиражирование в прессе
"финансово-пенсионного" аргумента против
Храма означает на деле попытку насадить в
сознании русских людей совершенно определенную
систему ценностей. А это уже вопрос не
политический, не финансовый, это - вопрос
собственно религиозный. Чем человек дорожит
больше? Что главное в человеческой жизни? Вопрос
о смысле жизни и есть религиозный вопрос. И
потому человек, выступающий против
строительства Храма Христа Спасителя на деле
выступает за оземление россиян, за
катастрофическое занижение замысла
человеческой жизни. И даже если это делает
священник (например, игумен Иннокентий Павлов) -
он по сути кощунствует. Вопрос ведь уже не в
каменном Храме. Вопрос поставлен о храме души.
"Где сокровище ваше"?
Откажутся москвичи и вообще русские от
строительства Храма - и это будет значить, что
православные окончательно превратились в России
в маргинальное меньшинство. Это будет значить,
что произошло уже зримое размежевание: на
немногочисленных действительно верующих
православных людей и большинство, не желающее
ничем жертвовать ни для страны, ни для Бога.
Размежевание на тех, кто живет в России, и тех, кто
окончательно поселился в "годе голубой
свиньи".
Да, программы государственной социальной
поддержки должны быть усилены. Но они и не могут
пострадать от строительства Храма.
Строительство Храма потребует где-то около 800
миллиардов рублей (150 миллионов долларов).
Строительтство рассчитано на три года. Значит, в
год необходимо затрачивать 50 миллионов долларов.
В России 150 миллионов жителей. Если даже все эти
деньги будут взяты из госбюджета - это будет
значить, что каждый гражданин в год будет
отдавать 33 цента рублей на Храм. Тысячу рублей в
год. Сто рублей в месяц. Неужели действительно
обеднеем, жертвуя в месяц на Храм четверть
стоимости автобусного билета?
Несколько сложнее будет, если, поддавшись
эфирному давлению, Правительство и Дума
откажутся от федеральной поддержки
строительства. Тогда почти вся ноша ляжет на
плечи москвичей (которым, впрочем, и предстоит
молиться в этом Храме). Вновь считаем: в Москве 7
миллионов жителей. Ежегодный взнос каждого
москвича, значит составляет 7 долларов. Две с
половиной тысячи рублей в месяц. Что - тоже
непосильная ноша? А на газеты сколько денег в
месяц тратит средний москвич? Сигареты? Водку...
Кроме того, искусство управления в рыночном
обществе состоит в том, чтобы через гибкое
налоговое регулирование брать деньги с тех, чьей
жизни угрожает не столько недостаток, сколько
избыток денег, и не досаждать излишними поборами
действительно беднейшим слоям общества.
В порядке мечтания могу предложить
правительству Москвы ввести особый
муниципальный храмовый налог с тех газет, что
выступили против строительства Храма*. Стоимость
каждого номера возрастет, например, на 50 рублей.
Для покупателя не чувствительно, а сотрудники
редакций будут иметь на последнем Суде хотя бы то
извинение, что часть денег от их газеты
пошла-таки на восстановление Храма.
Седьмой аргумент
|
|
|