|
|
Диакон Андрей Кураев
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ: ЗА И ПРОТИВ
ВТОРОЙ АРГУМЕНТ
Второй аргумент обращает в ничто
первый. Если первый говорит, что Храм был столь
гениален, что немыслимо его воссоздать - то
второй заявляет, что Храм был настолько бездарен,
что воссоздавать его просто и не стоит, а надо на
обнажившемся месте просто дать развернуться
бригаде Марков Шагалов.
Журнал "Столица" в лучших традициях
фрейдистского поношения всех инородных святынь
назвал Храм "трупом" а затем еще и, простите,
"говном". Это уже вполне в стиле Бориса
Парамонова, поясняющего по радио "Свобода",
что патриотизм - это "почвенничество", а
почва - это "гумус", а "гумус" - это
"навоз", а "навоз" - это и есть то самое.
После таких построений Борис Парамонов считает
доказанным, что патриотизм - это следствие
элементарной "инфантильности" и
зацикленности психического и сексуального
развития на "анальной стадии". Человек,
задержавшийся на столь ранней стадии развития,
боится реальной жизни, боится ответственности и
свободы, а потому мечтает о покойном бытии в
утробе матери, которая кажется ему раем. Отсюда
рождается мифологема "Родины-матери", и,
таким образом, становится понятно, что
патриотизм - это боязнь жизни, а, значит
"некрофилия". Вот вам и "кадавр".
Передачи Парамонова назывались "Русская
идея", и как видно, его "психоанализ русской
идеи" имеет успех в русскоязычной
"интеллигенции".
Но почему же русские должны вслед за
парамоновыми гадить на собственную святыню?
Кстати, израильские юноши, погибающие в стычках с
арабами за землю, которую они считают своей
святыней - тоже "некрофилы"?
Что же касается красоты и гармоничности
пропорций тоновского Храма - то, с одной стороны,
"на вкус и цвет товарищей нет", а с другой -
чужая святыня всегда кажется странной и лишней.
Так что при анализе мнений о художественном и
духовном достоинстве Храма нелишне
поинтересоваться: а кто, собственно, говорит-то?
Храм строился православными и восстанавливается
ради них же - так что им в конце концов и решать:
будут они молиться в таком храме или нет. Им - а не
циникам из столичных редакций.
Люди же, в течение десятилетий бережно хранившие
фотокарточки разбитого Храма уже решили для себя
этот вопрос. И те люди, что несколько лет
приходили на молебны к "Бассейну Москва" для
чтения акафистов Державной Божией Матери - тоже
сделали свой выбор. Я сам в годы учебы в загорской
семинарии нередко водил группы экскурсантов и
паломников по академическому музею. Там есть
небольшой макет Храма Христа Спасителя и
несколько его фотографий. Я видел реакцию сотен
людей, впервые в своей жизни получивших
возможность взглянуть на Храм, о котором доселе
они лишь что-то слышали. И никто не называл его
"уродливым" или "бесталанным".
Третий аргумент
|
|
|